УИД: 66RS0025-01-2023-000422-44 г/д 2-556/2023
Решение составлено
11.07.2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Верхняя Салда 28 июня 2023 года
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего Исаевой О.В.
при секретаре судебного заседания Акуловой Г.П.
с участием представителя заявителя Кручининой С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению акционерного общества «Облкоммунэнерго» о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
у с т а н о в и л:
АО «Облкоммунэнерго» обратилось в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: ВЛ-6кВ (воздушная линия) от опоры № 1 (ЛЭП от ТП2001 ф. «Очистные») до концевой опоры № 52 вблизи ТП-2062 (трансформаторная подстанция) по адресу: г.Нижняя Салда, <адрес>, здание очистных сооружений, с кадастровым номером № .....
В обоснование заявленных требований указано, что АО «Облкоммунэнерго» осуществляет передачу электроэнергии и использованием принадлежащих ему на праве собственности и иных законных основаниях объектов электросетевого хозяйства. Организация обслуживает 44 территории в Свердловской области, в том числе, городской округ Нижняя Салда. Длительный период времени на обслуживании организации находится сооружение электроэнергетики - ВЛ-6кВ (воздушная линия) от опоры № 1 (ЛЭП от ТП2001 ф. «Очистные») до концевой опоры № 52 вблизи ТП-2062 (трансформаторная подстанция) по адресу: г.Нижняя Салда, <адрес>, что отражено в паспорте воздушной линии от 25.03.2019. При этом ТП-2001, от которой берет начало ВЛ-6кВ, и ТП-2062, до которой пролегает ВЛ-6кВ, находятся в собственности организации, что подтверждается выпиской из ЕГРН, в связи с чем сетевая организация несет бремя содержания ВЛ-6кВ от опоры № 1 до концевой опоры № 52. В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены. Поскольку собственник спорного объекта не известен, со дня постановки объекта на учет как бесхозяйного объекта недвижимости (25.11.2022) прошло три месяца, заявитель просит признать право собственности на указанный объект недвижимого имущества, как на бесхозяйный объект.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования и доводы, изложенные в его обоснование, поддержал в полном объеме.
В письменном отзыве представитель администрации городского округа Нижняя Салда указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Управления Росреестра по Свердловской области в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что оставляет решение на усмотрение суда, поскольку Управление не оспаривает и не может оспаривать в силу своей компетенции чьих-либо действий, сделок и прав.
Представители министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области Минэкономразвития России в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела.
Судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, принимая во внимание наличие сведений о надлежащем и своевременном извещении лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Согласно ч.1, ч.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч. 5 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Материалами дела установлено, что на территории муниципального образования городской округ Нижняя Салда Свердловской области находится спорный объект недвижимого имущества – сооружение электроэнергетики, которому 25.11.2022 присвоен кадастровый № .....
Из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что к сооружениям электроэнергетики отнесен объект недвижимости – воздушная линия ВЛ-6кВ от опоры № 1 (ЛЭП от ТП2001 ф. «Очистные») до концевой опоры № 52 вблизи ТП-2062 по адресу: г.Нижняя Салда, <адрес>, здание очистных сооружений.
Судом установлено, что притязания в бесспорном порядке заявлены в отношении имущества, физические характеристики которого свидетельствуют о применении к данному имуществу нормативных правил о недвижимости (ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так, подпункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В свою очередь, подпункт 10.1 указанной статьи закрепляет специальное правило об отнесении линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других подобных сооружений к линейным объектам.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.
Согласно п. 3 Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Материалами дела установлено, что 25.11.2022 спорное сооружение электроэнергетики поставлено на учет в качестве бесхозяйного одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
Наряду с непосредственными физическими характеристиками объектов суд принимает по внимание предусмотренные статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации материально-правовые условия признания недвижимой вещи бесхозяйной.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в порядке особого производства возможно исключительно при отсутствии сомнений в правовой квалификации такого имущества в качестве объекта гражданских прав, введенного в гражданский оборот с соблюдением требований законодательства.
Поскольку по своим физическим характеристикам объекты притязаний к движимому имуществу не могут быть отнесены, суд приходит к выводу, что правовой режим недвижимости и связанные с ним правовые последствия возникают исключительно при соответствии такого имущества юридическим характеристикам недвижимости.
Устанавливая действительный статус имущества, суд учитывает содержащиеся в технической документации характеристики, не позволяющие отнести спорную воздушную линию к объектам инженерно-технического обеспечения, а свидетельствующие о том, что объект притязаний является самостоятельным линейным объектом капитального строительства.
Судом установлено, что спорный объект недвижимости в реестре имущества городского округа Нижняя Салда, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - не значатся.
В соответствии со ст. ст. 3, 7 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, обеспечивают выполнение технологических требований к техническим устройствам сетей, а также согласованные режимы работы Единой энергетической системы России.
Также суд принимает во внимание положения абзаца 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», согласно которым ответственность за надежностью обеспечения электроэнергией при отсутствии собственника и других правообладателей лежит на организации, к электрическим сетям которых присоединены объекты.
Материалами дела установлено, что правообладатели спорного сооружения электроэнергетики отсутствуют, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости. Судом установлено, что спорное сооружение электроэнергетики принято уполномоченным органом на учет как бесхозяйный объект в установленном порядке, со дня постановки на учет до настоящего времени прошло более трех месяцев, законных владельцев сооружения электроэнергетики не выявлено. Другие физические и юридические лица прав на указанный объект недвижимого имущества не заявили.
Оценив представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу, что спорное недвижимое имущество числится на учете как бесхозяйный объект, правовой статус данного объекта недвижимости на момент рассмотрения дела в суде не изменился, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявление акционерного общества «Облкоммунэнерго» о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – удовлетворить.
Признать за акционерным обществом «Облкоммунэнерго» право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение электроэнергетики с кадастровым номером № ...., протяженностью 220 м – «ВЛ-6кВ от опоры № 1 (ЛЭП от ТП-2001 ф. «Очистные») до концевой опоры № 52 вблизи ТП-2062 по адресу: г.Нижняя Салда, <адрес> здание очистных сооружений».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья О.В.Исаева