Дело №
УИД: 28RS0№-65
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2022 год пгт. Экимчан
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кудлаевой Т.В.,
при секретаре Семенюта О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Публичного акционерного общества «Сбербанк России» в лице филиала - Дальневосточного банка ПАО Сбербанк к Рыженко Наталье Алексеевне о взыскании задолженности по кредитной карте умершего заёмщика,
У С Т А Н О В И Л:
ПАО «Сбербанк России» в лице филиала Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк» обратился в суд с указанным иском к Рыженко Н.А., ссылаясь на следующие обстоятельства. ПАО «Сбербанк России», приняв от ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заявление на получение кредитной карты Сбербанка России, выдал банковскую карту счёт №, карта №****3202, эмиссионный контракт №-Р-432900083 с разрешённым лимитом кредита 60.000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ заёмщик умер. Кредитные обязательства перестали исполняться. Договор страхования жизни и здоровья по данному кредитному обязательству не заключался. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер полной задолженности по кредиту составил: 87.343 рубля 04 копейки, в том числе просроченный основной долг – 68.488 рублей 45 копеек, просроченные проценты – 18.854 рубля 59 копеек. По информации банка после смерти заёмщика наследственное дело было заведено нотариусом Селемджинского нотариального округа. По имеющейся у банка информации родственником заёмщика является дочь Рыженко Н.А.. Ранее банк обращался в суд с требованием о взыскании с ФИО3 задолженности умершего ФИО3 по кредитной карте. Определением Селемджинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по гражданскому делу, в связи со смертью ФИО3. Считает, что поскольку Рыженко Н.А. фактически приняла наследство после смерти ФИО3 и ФИО3, то она обязана отвечать по долгам наследодателя в пределах стоимости наследственного имущества. На основании изложенного просит суд взыскать в пользу ПАО «Сбербанк России» с Рыженко Н.А. задолженность по кредитной карте умершего заёмщика ФИО3 в размере 87.343 рубля 04 копейки, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2.820 рублей 29 копеек.
Представитель истца ПАО «Сбербанк России» в лице филиала Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк» в судебное заседание не явился, при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дело в его отсутствие.
Ответчик Рыженко Н.А., в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще и своевременно, ходатайств об отложении не представила, на личном участии не настаивала.
Третье лицо Рыженко А.С., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заёмщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заёмщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё.
В силу пункта 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
На основании статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят не только принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, но и имущественные права и обязанности.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что в состав наследства входят имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в ПАО «Сбербанк России» с заявлением на открытие счёта и получение кредитной карты Visa Classik с лимитом кредитования 60.000 рублей, в связи с чем стороны заключили соответствующий договор на выпуск и обслуживание кредитной карты. Во исполнение условий договора Банк открыл на имя ФИО3 счёт № и выпустил кредитную карту Visa Classik №******3202 (эмиссионный контракт №-Р-432900083) с разрешённым лимитом 60.000 рублей.
Факт получения и использования кредита подтверждается отчётом по счёту кредитной карты №, в соответствии с которым ФИО3 были перечислены на счёт кредитной карты денежные средства в размере 60.000 рублей с последующей активацией карты, то есть пользованием денежными средствами по своему усмотрению.
Из совершённых сторонами действий следует, что ими был заключён договор о предоставлении и обслуживании кредитной карты «Visa Classik» путём акцепта оферты ФИО3, изложенной в его заявлении, условиях и тарифах по кредитным картам в виде совершения определённых конклюдентных действий банка - открытия счёта клиента и осуществления его кредитования.
В соответствие с ч. 1 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признаётся адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Банком предложение ФИО3 о заключении кредитного договора и открытии банковского счёта было принято, последующие действия банка по выполнению условий оферты - открытие счёта и осуществления его кредитования путём предоставления банковской карты с кредитным лимитом 60.000 рублей, что следует считать акцептом, то есть заключением письменного договора в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ.
В соответствие со ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Из представленного банком расчёта задолженности по банковской карте №, следует, что на ДД.ММ.ГГГГ задолженность ФИО3 по кредитной карте составила 87.343 рубля 04 копейки, из них 68.488 рублей 45 копеек – задолженность по основному долгу; 18.854 рубля 59 копеек – задолженность по процентам.
Согласно статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
ДД.ММ.ГГГГ заёмщик ФИО3 умер, что подтверждается записью акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Свои обязательства ФИО3 полностью не исполнил, денежные средства банку не возвратил, что является основанием для предъявления требований о взыскании образовавшейся задолженности по кредитной карте в пользу истца в виде 68.488 рублей 45 копеек – просроченного основного долга, 18.854 рубля 59 копеек – просроченных процентов.
В силу пункта 1 статьи 418 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Из данной правовой нормы следует, что смерть должника влечёт прекращение обязательства, если только обязанность его исполнения не переходит в порядке правопреемства к наследникам должника или иным лицам, указанным в законе.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что поскольку смерть должника не влечёт прекращения обязательств по заключённому им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несёт обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (абз. 2 п. 61).
Согласно пунктам 58,59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (ст. 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомлённости о них наследников при принятии наследства. Смерть должника не является обстоятельством, влекущим досрочное исполнение его обязательств наследниками.
Из материалов наследственного дела № к имуществу ФИО3 усматривается, что в течение шестимесячного срока, предусмотренного ст. 1154 ГК РФ, к нотариусу Селемджинского нотариального округа с заявлениями о принятии наследства ФИО3 обратилась супруга умершего ФИО3 - ФИО3, интересы которой по доверенности <адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ представлял Рыженко А.С.
Наследственное имущество состояло из ? доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Февральск, <адрес>, стоимость которого составила 33.681 рубль 20 копеек. Согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по указанному выше адресу, находился в общей совместной собственности у ФИО3 и ФИО3, на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Сведений о наличии у наследодателя ФИО3 иного наследственного имущества в материалах наследственного дела нет и суду не представлено.
Из ответа нотариуса Селемджинского нотариального округа <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно наследственному делу №, открытому к имуществу ФИО3, наследство состоит из 1\2 доли земельного участка и наследником является супруга ФИО3.
В соответствии со статьёй 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных названным кодексом.
Согласно статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наследство в соответствии с п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счёт долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с пунктом 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счёт наследственного имущества расходов, предусмотренных статьёй 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьёй 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
ФИО3, принявшая наследство наследодателя ФИО3, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Рыженко Н.А., являясь наследником первой очереди, с заявлением о принятии наследства, оставшегося после смерти ФИО3, а также ФИО3, не обращалась. Автоматически имущество по наследству не переходит даже к близким родственникам.
Суду не представлено доказательств фактического принятия наследства Рыженко Н.А.. В течение шести месяцев со дня смерти наследодателя наследнику необходимо совершить действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. Материалы дела не содержат сведений о том, что Рыженко Н.А. вступила во владение или управление наследственным имуществом, приняла меры по его сохранению, производила за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества, оплачивала долги наследодателя или получала от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ).
Согласно частям 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
По общему правилу (подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации) одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов: все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно ст. 271 ГК РФ собственник жилого дома, находящегося на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования земельным участком, предоставленным под такой дом.
В материалах дела содержатся сведения о том, что Рыженко Н.А. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, который принадлежал наследодателям ФИО3 и ФИО3, однако, индивидуальный жилой дом и земельный участок, на котором он располагается, - это разные объекты недвижимого имущества и сам по себе факт владения жилым домом по адресу: <адрес>, пгт. Февральск, <адрес>ёздная, <адрес>, не свидетельствует о фактическом принятии наследства в виде земельного участка по этому же адресу.
Таким образом, доказательств, что ответчик Рыженко Н.А. приняла наследство после умершего заёмщика ФИО3 и несёт ответственность по его обязательствам, истцом не представлено. Данное обстоятельство является основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований о взыскании суммы долга по кредитной карте умершего заёмщика.
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 2820 рублей 29 копеек. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, поскольку в удовлетворении заявленных исковых требований отказано, расходы по уплате государственной пошлины также не подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Публичного акционерного общества «Сбербанк России» в лице филиала Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк» к Рыженко Наталье Алексеевне о взыскании долга по кредитной карте умершего заёмщика, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Селемджинский районный суд <адрес>.
Судья Т.В.Кудлаева