Дело № 2-656/2024 24RS0057-01-2024-000544-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2024 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Рудь А.А.,
при секретаре судебного заседания Шанкиной С.В.,
с участием представителя истца - помощника Шарыповского межрайонного прокурора Мартынов А.М.,
представителя ответчика - Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края Расторгуев А.В., действующего на основании доверенности от 10.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шарыповский городской суд Красноярского края к Администрации Шарыповского муниципального округа с иском о возложении обязанности не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести гидротехническое сооружение в <адрес> (сооружение 1 с кадастровым номером №) в удовлетворительное состояние (произвести прочистку водоотводной трубы), а также произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что Шарыповской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ о безопасности гидротехнических сооружений в Шарыповском муниципальном округе Красноярского края. В ходе проверки установлено, что в собственности Шарыповского муниципального округа имеется гидротехническое сооружение в <адрес> (сооружение 1). Шарыповской межрайонной прокуратурой в 2022-2023 годах проводились проверки исполнения требований законодательства РФ о безопасности гидротехнических сооружений, по результатам которых в адрес ответчика 31.08.2022, 24.03.2023 направлялись представления прокурора с требованием произвести расчет вероятного вреда, разработать соответствующие правила эксплуатации, которые до настоящего времени не исполнены.
Определением суда от 30.05.2024 МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа Красноярского края привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель истца - помощник Шарыповского межрайонного прокурора Мартынов А.М. в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, на их удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика - Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края Расторгуев А.В., действующий на основании доверенности от 10.01.2024, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что работы в отношении гидротехнического сооружения в <адрес> (сооружение 1 с кадастровым номером №) по расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии, будут завершены согласно заключенного муниципального контракта.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа Красноярского края в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещалось судом надлежащим образом, ходатайств и отзыва суду не представило, своего представителя не направило.
Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания по гражданскому делу является общедоступной и была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Шарыповского городского суда Красноярского края shargor.krk.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство» подраздел «Гражданские дела-первая инстанция»).
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, согласно ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав помощника Шарыповского межрайонного прокурора Мартынов А.М., представителя тветчика Расторгуев А.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья людей.
Согласно абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Собственником гидротехнического сооружения может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением (абзац 4 статьи 3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании соответствующих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
В силу статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 03.10.2020 № 1596, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. N 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности Шарыповского муниципального округа Красноярского края находится восемь гидротехнических сооружений, в том числе гидротехническое сооружение площадью 472,5 кв.м. в <адрес> (сооружение 1), кадастровый №.
Указанное гидротехническое сооружение передано в оперативное управление МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа Красноярского края с 23.08.2019.
В ходе проведения Шарыповской межрайонной прокуратурой проверки безопасности гидротехнических сооружений были выявлены нарушения Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно: в отношении гидротехнического сооружения в <адрес> (сооружение 1) не произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
24.03.2023 в адрес главы Шарыповского муниципального округа Красноярского края направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства в месячный срок.
Согласно ответа Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края от 26.04.2023 в целях устранения нарушений законодательства в бюджете Шарыповского муниципального округа Красноярского края в 2023 году предусмотрена сумма в размере 650 000 рублей на проведение расчета вероятного вреда и разработку правил эксплуатации гидротехнических сооружений, которых хватит на подготовку соответствующих документов по двум гидротехническим сооружениям. Выделение денежных средств на проведение расчета вероятного вреда и разработку правил эксплуатации оставшихся гидротехнических сооружений планируется в 2024-2025 годах.
В соответствии с письмом Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору, поправленного в прокуратуру Красноярского края гидротехническое сооружение в <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: водоотводная труба забита мусором.
Согласно акту комиссионного обследования гидротехнического сооружения от 03.04.2024 комиссия специалистов МКУ «УСЗ» провела визуальное обследование гидротехнического сооружения в <адрес> сооружение 1, кадастровый №. Комиссионно было принято решение об очистке водопропускной способности трубы и восстановлении расчетных параметров гидротехнического сооружения.
Согласно муниципального контракта № от 26.02.2024 заключенного между МКУ «Управление службы заказчика» (заказчиком) и ИП Анучной Т.П. (исполнитель), выполнение работ по расчету вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений, составляет ориентировочно 90 календарных дней с момента заключения муниципального контракта.
Из письма МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа от 25.07.2024 следует, что для проведения ремонта необходимо составление проектно-сметной документации, стоимость этих работ составляет порядка 6 000 000 руб., срок подготовки документации от 90 дней. После составления проектно-сметной документации необходимо изыскать средства на ремонт сооружения. Цена составляет порядка 10 000 000 руб., работы выполняются в течение 3 месяцев.
Таким образом, учитывая, что на момент разрешения спора ответчиком представление Шарыповского межрайонного прокурора в части произведения расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии в отношении гидротехнического сооружения, расположенного в <адрес> (сооружение 1), не исполнено, суд приходит к выводу о нарушении указанными действиями Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края прав неопределенного круга лиц.
Выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования в части произведения расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии, а также прочистки водоотводной трубы является необходимой мерой, направленной на соблюдение требований безопасности гидротехнических сооружений.
Оценив доказательства по делу в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Предлагаемый истцом по делу срок для исполнения возложенной судом на ответчика обязанности – в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд находит разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга к Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края о возложении обязанности, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Шарыповского муниципального округа Красноярского края (ИНН 2459021270, ОГРН 1202400028819) обязанность привести гидротехническое сооружение в <адрес> (сооружение 1 с кадастровым №) в удовлетворительное состояние (произвести прочистку водоотводной трубы), а также произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии, в отношении гидротехнического сооружения в <адрес> (сооружение 1 с кадастровым №), в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда (принятия решения суда в окончательной форме).
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 июля 2024 года.
Мотивированное решение суда составлено 1 августа 2024 года.
Председательствующий: подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>