Дело №2-1579/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2022 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казацкого В.В.,
при секретаре Окуневой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИСТЕЦ к Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, третьи лица: ГКУ Севастополя «Севастопольское лесничество», Шаповалов С. В., Артеменко Т. Н. об установлении границ, возложении обязанности внести изменения в ЕГРН, -
установил:
Истец обратилась в Балаклавский районный суд города Севастополя с иском к ответчикам, третьи лица: ГКУ Севастополя «Севастопольское лесничество», Шаповалов С. В., Артеменко Т. Н. об установлении границ, возложении обязанности внести изменения в ЕГРН. Свои требования мотивирует тем, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, Балаклавский м.о., <адрес> обороны, з/у №, площадью 793+/-10 кв. м., кадастровый №. В дальнейшем из уведомления Севреестра ей стало известно, что земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый №, находящийся в собственности Субъекта Российской Федерации – город федерального значения Севастополь, существенно пересекает границы земельного участка истца. Считает, что земельный участок с кадастровым номером № был внесен в ЕГРН с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем за защитой своих прав истец обратилась в суд и просит установить границы принадлежащего ей земельного участка, а также фактически просит исключить контур земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> №, площадью 793+/-10 кв. м., кадастровый № (принадлежащего истцу), согласно установленных кадастровым инженером границ со следующими координатами характерных точек:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
из границ земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый №, находящигося в собственности Субъекта Российской Федерации – город федерального значения Севастополь (земельного участка лесного фонда).
Истец в судебное заседание не явилась, была уведомлена, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Иные лица в судебное заседание не явились, были извещены заблаговременно и надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, возражений на иск не предоставили.
Исследовав материалы дела, и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд считает исковые требования частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим мотивам.
Согласно ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Судом установлено, что истец ИСТЕЦ является собственником земельного участка, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, площадью 793+/-10 кв. м., кадастровый №, с видом разрешенного использования - «для индивидуального дачного строительства»; сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Указанный земельный участок принадлежит Клёновой О.Ф. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее данный земельный участок принадлежал Ф.И.О. на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из ЕГРН и имеющегося в материалах дела межевого плана, составленного кадастровым инженером Димицкой М.В. ДД.ММ.ГГГГ, и содержащего в себе заключение кадастрового инженера, земельный участок ИСТЕЦ. с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный с указанием сведений о характерных точках границ земельного участка, согласно межевого плана уточненные сведения о характерных точках границ земельного участка являются со следующими координатами:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Как следует из выписки из ЕГРН, земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый №, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования «отдых (рекреация), использование лесов»; сведения о данном объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о том, что земельный участок, принадлежащий истцу, поставлен на кадастровый учет ранее постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № что свидетельствует о том, что при постановке указанного земельного участка на кадастровый учет и определении его границ не были учтены границы ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка истца.
Согласно пункту 7 статьи 1 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, что предусмотрено частью 1 статьи 8 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещения (часть 2 статьи 8 Закона).
В соответствии с частью 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (часть 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя является исполнительным органом государственной власти Севастополя, осуществляющим в числе прочего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, на территории города Севастополя в рамках переданных по Соглашению, заключенному между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Правительством Севастополя от 11 октября 2016 года, утвержденному распоряжениями Правительства РФ от 16.11.2016 года №2433-р, а также в соответствии с Положением об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 19.01.2017 года №23-ПП.
В силу положений статьи 14 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в числе прочего являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с образованием объекта недвижимости.
В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (п. 5 ст. 15 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 года №3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 года №5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон №5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений. В соответствии со статьей 23 Закона №5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 года №188-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя». Согласно пункту 1.1. Положения Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Аналогичные полномочия закреплены за Департаментом Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 №883-ПП.
В свете приведенных выше норм Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя на основании не оспоренного и не признанного незаконным, то есть действующего распоряжения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере имущественных и земельных отношений, действуя в пределах своих полномочий и не имея оснований для отказа в принятии такого решения, осуществило государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера 91:01:000000:89.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу ФЗ от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации).
Установлено, что на момент постановки на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:89 в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о земельном участке с кадастровым номером 91:01:003009:40.
Пунктом 3 части 17 статьи 45 ФЗ от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего в период осуществления учетно-регистрационных действий) предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Приказом Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 24 октября 2016 года №146-П «О переносе сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории города Севастополя, в государственный кадастр недвижимости» предусмотрено внесение сведений о координатах характерных точек границ в сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, внесенных в государственный кадастр недвижимости в заявительном порядке и не содержащих информации о местоположении их границ.
Таким образом, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя 26.09.2016 года осуществлено внесение сведений о координатах характерных точек границ в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 91:01:000000:89.
Частью 10 статьи 22 Закона о регистрации предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, межевого плана, составленного кадастровым инженером Димицкой М.В. ДД.ММ.ГГГГ, и содержащего в себе заключение кадастрового инженера, и иных материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № имеет площадь 800 кв. м. и имеет пересечение границ с границами участка с кадастровым номером №. При этом установлено, что земельный участок истца на кадастровый учет поставлен ранее, согласно межевого плана уточненные сведения о характерных точках границ земельного участка являются в следующих координатах:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Согласно сведениям ЕГРН, границы земельного участка ИСТЕЦ с кадастровым номером № пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером №
Материалы дела не содержат сведений об устранении выявленной реестровой ошибки.
Согласно с ч. 1 ст. 40 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений.
Как уже указывалось выше, согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4 статьи 212 ГК РФ).
Защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление №10/22) к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, в том числе, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу положений пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 61 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон №218-ФЗ) под ошибками, содержащимися в ЕГРН, понимаются:
техническая ошибка в записях - техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН;
реестровая ошибка - воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом №218-ФЗ.
В силу положений части 1 и части 3 статьи 61 ФЗ №218-ФЗ исправление регистрирующим органом как технической ошибки в записях, так и реестровой ошибки, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно части 4 статьи 61 ФЗ №218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
При указанных обстоятельствах в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено наличие реестровой ошибки в местоположении характерных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый №, площадью 3884012+/-690 кв. м.
При этом следует указать, что данное решение является основанием для исключения контура земельного участка с кадастровым номером № (принадлежащего истцу) согласно сведений об установленных решением суда характерных точках границ земельного участка из границ земельного участка с кадастровым номером № (земельного участка лесного фонда) и внесения соответствующих изменений в ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым номером № (земельного участка лесного фонда) без заявления собственника (правообладателя) данного земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования ИСТЕЦ. в части установления границ земельного участка являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В то же время суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в отношении Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в целом, а также в части возложения на Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя обязанности внести изменения в ЕГРН, поскольку находит их преждевременно заявленными, т.к. согласно материалов дела, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя прав и интересов истца не нарушало, а установленная в ходе рассмотрения дела реестровая ошибка возникла не по вине данного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
решил:
Иск удовлетворить частично.
Установить границы земельного участка, расположенного по адресу: РФ, <адрес>., кадастровый №, принадлежащего ИСТЕЦ, в координатах характерных точек:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Исключить контур земельного участка, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, площадью 800 кв. м., кадастровый №, принадлежащего ИСТЕЦ, согласно установленных решением суда границ, из границ земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый № (земельного участка лесного фонда).
В удовлетворении исковых требований в иной части, а также в иске к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя – отказать.
Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым номером № (земельного участка лесного фонда) без заявления собственника (правообладателя) данного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2022 года.
Судья В.В.Казацкий