Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-281/2023 ~ М-217/2023 от 19.05.2023

№ 2-281/2023

УИД 75RS0010-01-2023-000667-73

      РЕШЕНИЕ

                                    Именем Российской Федерации

17 июля 2023 года                                                                         пгт. Забайкальск

    Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Капитоновой М.И., при секретаре Жигжитовой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Забайкальского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Забайкальская центральная районная больница» о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оснастить фельдшерско-акушерский пункт с. Красный Великан необходимым оборудованием и медицинскими изделиями,

                                             УСТАНОВИЛ:

Административный истец - прокурор Забайкальского района, действуя в защиту интересов, неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал на следующие обстоятельства.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства в области здравоохранения, установлено, что в нарушение положений Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» в фельдшерско-акушерском пункте с. Красный Великан отсутствует (или имеется в недостаточном количестве) следующие медицинские изделия и оборудование: шкаф одежды, тумбочки медицинские, электрокардиограф, автоматический дефибриллятор, бактерицидный облучатель, щит спинальный с устройством для фиксации головы рентгенпрозрачный и амагнитный, секундомер, роторасширитель, языкодержатель, стерилизатор электрический средний, сухожаровой шкаф или автоклав, кислородный ингалятор, анализатор гемоглобина, крови или тест-системы для определения уровня гемоглобина крови, экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный, дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу), тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления, светильник медицинский передвижной. Наличие выявленных нарушений влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере охраны здоровья, прав на качественное и доступное оказание медицинской помощи.

Ссылаясь на нормы Гражданского процессуального кодекса, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит:

Обязать ГУЗ «Забайкальская ЦРБ» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную сил оснастить следующим оборудованием и медицинскими изделиями структурное подразделение ФАП п. Красный Великан: бактерицидный облучатель, сухожаровой шкаф или автоклав, анализатор гемоглобина, крови или тест-системы для определения уровня гемоглобина крови, экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный, дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу), светильник медицинский передвижной.

Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать ГУЗ «Забайкальская ЦРБ» на выполнение государственного задания в виде субсидий для устранения выявленных нарушений.

Истец - помощник прокурора Забайкальского района исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Ответчики в судебное заседание не явились, представителей не направили, заявлений, ходатайств об отложении дела слушанием суду не представили.

Третье лицо – Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, позицию по заявленным требованиям не выразил.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Положение ст. 41 Конституции РФ предусматривает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулирует соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, доступность медицинской помощи.

Согласно статей 4 и 10 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности ( подп.4-6 п.1 ст.16 Закона N 323).

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Закона N 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 29.12.2022 N 694 (ред. от 29.03.2023) утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" утверждены правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пунктов (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к настоящему Положению.

Фельдшерско-акушерский пункт (далее ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

В соответствии со ст.32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;4) паллиативная медицинская помощь.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года N 543н в соответствии со ст.31 Закона N 323-ФЗ утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, устанавливающее правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации (далее Положение, приказ Минздрава N 543н от 15 мая 2012 года).

В соответствии с Приложением N 15 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утверждаются правила организации деятельности ФАПа, являющегося структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения) и организуемого для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

Приложением N 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н утвержден стандарт оснащения фельдшерско-акушерского пункта, который предусматривает конкретный перечень медицинского оборудования, в частности: бактерицидный облучатель, сухожаровой шкаф или автоклав, анализатор гемоглобина крови или тест-системы для определения уровня гемоглобина крови, экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный (предусматриваются в случае невозможности осуществлять забор крови и ее доставку в лабораторию медицинской организации в тот же день), дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу), а также светильник медицинский передвижной, который предусматривается для врачебной амбулатории, фельдшерско-акушерского пункта при наличии должностей врача акушера-гинеколога (акушерки).

Отсутствие необходимого оборудования нарушает конституционное право граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь, противоречит основным принципам здравоохранения.

Наличие возможности забора крови и ее транспортировку в лабораторию, а также акушерки в данном населенном пункте, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.

Как установлено судом, согласно п.п.1.3, 1.4, 1.5, 1.6 Устава ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" является бюджетным учреждением, находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Забайкальского края, которое совместно Департаментом государственного имущества и земельных отношений от имени Забайкальского края осуществляют функции учредителя и собственника имущества Учреждения.

Учреждения является некоммерческой организацией и создано в целях осуществления Министерством здравоохранения Забайкальского края функций по оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения.

Согласно п.п. 2.1, 2.2.1 Устава целью деятельности учреждения является выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи населению, предоставление медицинских услуг в рамках федеральных и региональных программ и проектов, системы обязательного и добровольного медицинского страхования, для достижения которой Учреждение осуществляет медицинскую деятельность.

В структуру ГУЗ "Забайкальская ЦРБ", в соответствии с п.1.9 Устава ГУЗ "Забайкальская ЦРБ", входит фельдшерско-акушерские пункт п. Красный Великан, расположенный по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, п. Красный Великан.

При этом, согласно пунктам 4.1, 4.3 Устава источниками формирования имущества и денежных средств учреждения являются средства бюджета Забайкальского края, имущество, закрепляемое за Учреждением на праве оперативного управления или приобретенное имущество, доходы от приносящей доход деятельности, добровольные взносы организаций и граждан, иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 82 Закона N 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Согласно ст.123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В соответствии с положениями ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п.1).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования (пункт 6).

Статьёй 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

В соответствии пунктами 1, 6 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края (далее Министерство), утверждённым Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 N 319 (ред. от 27.10.2022) Министерство является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в частности в сфере охраны здоровья граждан. Финансирование Министерства осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета.

В полномочия Министерства здравоохранения Забайкальского края входит в числе прочего: создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (п.12.3.8); организация обеспечения медицинскими изделиями (п.12.3.9); организация оказания населению Забайкальского края первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи. (п.12.3.2); финансовое обеспечение и реализация территориальной программы обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края (п.12.6.3); иные полномочия и функции в соответствии с федеральным и краевым законодательством, в том числе постановлениями Правительства Забайкальского края (п.12.22).

Министерство является администратором доходов, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств. Бюджетное финансирование Министерство получает в рамках исполнения краевого бюджета.

Пунктами 4.14, 4.14 Устава ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" определено, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учётом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за Учреждением учредителем или приобретенных за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Проанализировав указанные выше положения норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Положение о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, Устав ГУЗ "Забайкальская ЦРБ", суд приходит к выводу о том, что Министерство здравоохранения Забайкальского края как учредитель ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов на территории муниципального района Забайкальский район Забайкальского края в соответствии со Стандартом оснащения необходимым оборудованием.

Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности обращения прокурора с иском, поскольку отсутствие в фельдшерско-акушерском пункте в вышеуказанном населенном пункте необходимого медицинского оборудования, не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, препятствует реализации принципов охраны здоровья и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи и может привести к нарушению прав граждан на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           Исковое заявление прокурора Забайкальского района к Государственному учреждению здравоохранения «Забайкальская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края, удовлетворить в полном объеме.

    Обязать ГУЗ «Забайкальская ЦРБ» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную сил оснастить следующим оборудованием и медицинскими изделиями структурное подразделение ФАП п. Красный Великан: бактерицидный облучатель, сухожаровой шкаф или автоклав, анализатор гемоглобина, крови или тест-системы для определения уровня гемоглобина крови, экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный, дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу), светильник медицинский передвижной.

Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать ГУЗ «Забайкальская ЦРБ» на выполнение государственного задания в виде субсидий для устранения выявленных нарушений.

           Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Председательствующий                               М.И. Капитонова

2-281/2023 ~ М-217/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Забайкальского района
Ответчики
Министерство здравоохранения Забайкальского края
ГУЗ "Забайкальская центральная районная больница"
Другие
Департамент государтсвенного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Суд
Забайкальский районный суд Забайкальского края
Судья
Капитонова Мария Игоревна
Дело на сайте суда
zabaykalsk--cht.sudrf.ru
19.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2023Передача материалов судье
23.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2023Судебное заседание
12.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2024Дело оформлено
10.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее