Судья Кайгородова О.В. |
№21-50/2023 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
16 марта 2023 г. |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Егоровой М.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 09 декабря 2022 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 января 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
в соответствии с постановлением должностного лица УФК по Республике Карелия от 09 декабря 2022 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, директор государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (далее по тексту - ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия») Егорова М.В. была подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.
Считая незаконным привлечение к административной ответственности, в поданной в вышестоящий суд жалобе Егорова М.В. просит отменить акты субъектов административной юрисдикции и прекратить производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, мотивируя свои доводы отсутствием вины в совершении инкриминируемого деяния в связи с принятием действенных мер, направленных на выполнение представления органа финансового контроля.
Заслушав защитника привлекаемого к ответственности лица Романовскую М.В., представителя административного органа Матвеенко Е.С., проверив материалы настоящего дела, прихожу к следующим выводам.
Невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет административную ответственность, предусмотренную ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.
Исходя из положений п.2 ст.270.2 Бюджетного кодекса РФ, под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В силу подп.3 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно ч.13 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Из материалов дела следует, что приказом Министра социальной защиты Республики Карелия от (...) № Егорова М.В. с 15 июня 2019 г. назначена на должность директора ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» и согласно должностной инструкции исполняет обязанности по руководству в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности учреждения, осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в деятельности всех структурных подразделений и несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности.
Исходя из Устава ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», директор организует работу данного учреждения, которое осуществляет функции получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на него функций, и обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации и Республики Карелия в пределах своей компетенции (пп.32, 38).
Также установлено, что на основании плана контрольных мероприятий УФК по Республике Карелия в финансово-бюджетной сфере на 2021 г. и приказа руководителя данного ведомства от 25 мая 2021 г. № в период с 27 мая по 04 августа 2021 г. проведена плановая выездная проверка соблюдения ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за 2019-2020 гг., в ходе которой обнаружен факт нарушения требований подп.3 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ и ч.13 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Инкриминируемое противоправное деяние выразилось в использовании средств, источником финансового обеспечения которых является субвенция, не по целевому назначению в сумме 21 247,82 рублей путем перечисления получателям денежных выплат на возмещение расходов на оплату жилых помещений, не предусмотренных федеральным законодательством (инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлены денежные компенсации на оплату расходов за содержание жилого помещения, включающих в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений, не относящихся к государственному и муниципальному фондам).
В связи с выявленным нарушением объекту контроля направлено представление от
26 октября 2021 г. №, согласно п.1 которого ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» в срок до 20 декабря 2021 г. надлежало произвести возврат в доход федерального бюджета средств субвенции в сумме 21247,82 рублей и принять меры по устранению его причин и условий, которое получено адресатом 28 октября 2021 г.
В соответствии с уведомлением о применении бюджетных мер принуждения от
14 января 2022 г. установлено, что с учетом частичного исполнения представления (в сумме 2873,3 рублей за 2019 г. и 84,9 рублей за 2020 г.) и корректировки размера нарушения в отношении части граждан в сторону уменьшения (на сумму 2129,04 рублей за 2019 г. и 360,31 рублей за 2020 г.) не произведен в установленный представлением срок возврат средств субвенции в сумме 15800,27 рублей (15760,94 рублей за 2019 г. и 39,33 рублей за 2020 г.).
В дальнейшем ГКУ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» в адрес ГБУ «ЦАБО Минсоцзащиты Республики Карелия» направлено письмо от 26 января 2022 г. о перечислении в доход федерального бюджета средств субвенции в сумме 15800,27 рублей, которые поступили от Егоровой М.В. по платежным поручениям от 24 января 2022 г. Заявка на возврат суммы нецелевого использования средств в указанном размере создана 27 января 2022 г. и денежная сумма перечислена на основании платежного поручения от 28 января 2022 г. №.
В соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации (приказ от 07.02.2022 №50) произведено взыскание денежных средств из бюджета Республики Карелия на основании платежных поручений от 14 февраля 2022 г. на сумму 15760,94 рублей и 39,33 рублей.
В связи с невыполнением в установленный срок в полном объеме представления органа финансового контроля 07 ноября 2022 г. возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, по результатам которого
25 ноября 2022 г. в отношении Егоровой М.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, и постановлением заместителя руководителя УФК по Республике Карелия от 09 декабря 2022 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, она привлечена к административной ответственности.
Выводы должностного лица и судьи о наличии в сложившейся ситуации события и состава инкриминируемого правонарушения, совершенного в области обеспечения порядка управления, основаны собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы при принятии оспариваемых актов надлежащим образом установлены необходимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу об административном правонарушении применительно к заложенной в ч.20 ст.19.5 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного бюджетного нарушения, возложенным на Егорову М.В. служебным обязанностям и сфере специального нормативного регулирования, формального подхода при разрешении дела не установлено.
Обстоятельств проявления директором ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», являющегося получателем бюджетных средств, при исполнении служебных обязанностей внимательности, осмотрительности и предупредительности в той должной степени, которая требовалась для предотвращения выявленного правонарушения, не установлено. Приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют в достаточной степени об эффективном и своевременном принятии всех необходимых мер в целях выполнения представления органа финансового контроля (доказательств обращения о продлении срока исполнения данного представления либо выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств не имеется).
При решении вопроса о мере ответственности учтены положения ст.4.1 КоАП РФ, назначенное наказание отвечает принципам справедливости и соразмерности, соответствует предусмотренным ч.1 ст.3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлекаемым к ответственности, так и другими лицами, и чрезмерно суровым не является.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Заявленные Романовской М.В. в вышестоящем суде доводы о допущенном при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении существенном нарушении процессуальных требований КоАП РФ, выразившемся в допуске судьей при рассмотрении дела неправомочного защитника Супранович А.Ю., полномочия которой истекли 25 марта 2022 г., о незаконности судебного акта не свидетельствуют, так как судьей городского суда были проверены все доводы жалобы, подписанной самой Егоровой М.В., и в судебном заседании в Верховном Суде РК в качестве защитника лица, в отношении которого ведется производство по настоящему делу об административном правонарушении, принял участие квалифицированный специалист.
Таким образом, обстоятельства совершения привлекаемым к ответственности лицом вменяемого противоправного деяния установлены и доказаны в процессе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке, несогласие с толкованием должностным лицом и судьей положений КоАП РФ отмену обжалуемых актов не влечет.
Поскольку существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, постановление должностного лица и решение судьи надлежит оставить без изменения, жалобу привлекаемого лица - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 09 декабря 2022 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 января 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Егоровой М.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова