Судья Александрова Т.В. дело № 12-974/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 11 ноября 2021 года
Судья Самарского областного суда Горьков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора Октябрьского района города Самары Самарской области ФИО2, жалобу защитника ФИО4, действующего на основании ордера адвоката в интересах ООО «Стройпроектсервис», на постановление судьи Железнодорожного районного суда города Самары от 16.09.2021, вынесенное в отношении ООО «Стройпроектсервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Самары от 16.09.2021 ООО «Стройпроектсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, защитник ФИО4 просит указанное выше постановление отменить как незаконное, производство по делу прекратить.
Будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, защитник ФИО4 и законный представитель ООО «Стройпроектсервис» в судебное заседание не явились, ходатайство об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не поступило, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав возражения помощника прокурора Октябрьского района Самарской области Митерева Э.Е., прихожу к следующему.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, что может повлечь наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из постановления суда первой инстанции, прокуратурой Октябрьского района города Самары в рамках проводимого анализа исполнения ООО «Стройпроектсервис» законодательства в сфере долевого строительства направлен запрос (требование) 07-06-2021/548-21-20360008 в данную организацию о её финансово-хозяйственной деятельности, со сроком исполнения до 12.07.2021.
Согласно сведениям почтового идентификатора 80080962854817 указанный запрос получен Обществом 12.07.2021.
По состоянию на 20.07.2021 в прокуратуру района запрошенная информация не представлена. Уважительные причины неисполнения требования прокурора также не приведены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Стройпроектсервис» обжалуемым постановлением судьи к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с непредставлением документов по упомянутому выше запросу (требованию) заместителя прокурора.
С выводами судьи районного суда согласиться нельзя, исходя из следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (Далее по тексту Закон о прокуратуре) прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в числе иных полномочий, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 данного закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого данного пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.
При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора (пункт 2.1 статьи 6 Закона о прокуратуре).
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении защитником ФИО4 последовательно отрицалась виновность привлекаемого к административной ответственности юридического лица в совершении инкриминируемого административного правонарушения, с указанием, в частности, на то, что запрос (требование) 07-06-2021/548-21-20360008, датированный 07.06.2021 и направленный в адрес Организации почтой, вынесен заместителем прокурора без учета срока представления запрашиваемых информации, документов и материалов или их копий, не принимая во внимание дату получения юридическим лицом данного запроса.
Приведенные доводы надлежащую оценку при рассмотрении данного дела не получили, из чего следует, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судом первой инстанции, в производстве которых находилось данное дело, не приняты.
Из материалов дела следует, что запрос (требование) 07-06-2021/548-21-20360008 заместителя прокурора получен Обществом только 12.07.2021, срок его исполнения датирован указанной выше идентичной датой, таким образом, он составил менее одного дня, что не соответствует нормам Закона о прокуратуре и не позволило ООО «Стройпроектсервис» исполнить требование в указанный в срок до 12.07.2021.
С учетом изложенного выше, требование прокурора, содержащее не основанный на нормах статьи 6 Закона о прокуратуре срок для представления запрашиваемой информации, документов и материалов или их копий, не может считаться законным. Лицо, не выполнившее такое требование, не является виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Кроме того, следует отметить, что ответ на запрос 07-06-2021/548-21-20360008 направлен в Прокуратуру Октябрьского района города Самары в кратчайшие сроки, и, исходя из указанных выше норм Закона о прокуратуре в сроки, предусмотренные нормами данного закона, а именно, 13.07.2021 в 14:24. О существовании обстоятельств, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 Закона о прокуратуре, при наличии которых документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора, из материалов настоящего дела не усматривается и судом апелляционной инстанции не установлено.
Вместе с тем, судом первой инстанции данные обстоятельства надлежащей оценки не получили.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░5 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 16.09.2021, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 17.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30.12 - 30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░