Дело № 12-696/2019 (мировой судья Тимченко М.А.)
Р Е Ш Е Н И Е
26 сентября 2019 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Хуторцева И.В.
с участием законного представителя Государственного областного автономного учреждения культуры «Мурманский областной краеведческий музей» Химчук Е.П., которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ
защитника Тимофеевой А.В., которой разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ,
помощника прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска Сухотько Ю.Н., которой разъяснены права, предусмотренные ст. 25.11 КоАП РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54, жалобу защитника Государственного областного автономного учреждения культуры «Мурманский областной краеведческий музей» Тимофеевой А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского судебного района г.Мурманска от 10 июля 2019 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 10 июля 2019 года юридическое лицо Государственного областного автономного учреждения культуры «Мурманский областной краеведческий музей» (далее – ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей») привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Защитник, не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, ссылаясь на отсутствие состава вмененного правонарушения.
Указывает, что ограничения предусмотренные статьей 12 Закона о противодействии коррупции, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.
Пунктом 1 статьи 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе.
В системной взаимосвязи Закона о Коррупции и Конвенции следует, что ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы при заключении им трудового договора или гражданско-правового договора установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов.
Обязанность направлять уведомление о заключение трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в Перечень не возникает в случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную деятельность в государственном (муниципальном) органе.
Должность ФИО1 ходит в Перечень должностей федеральной государственной службы ФССП, при замещении которых служащие обязаны представить сведения о своих доходах, имуществе.
Вместе с тем, ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» создано ДД.ММ.ГГГГ решением Мурманского губисполкома, статус государственного учреждения культуры и название утверждены приказом управления культуры администрации г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ №. Учредителем автономного учреждения и собственником имущества является Мурманская область, учреждение находится в ведомственной подчинении Комитета по культуре и искусству Мурманской области.
От имени Мурманской области функции и полномочия учредителя в отношении музея осуществляет Комитет по культуре и искусству Мурманской области, полномочия собственника имущества осуществляют органы государственной власти Мурманской области в соответствии с их компетенцией.
Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности путем выполнения работ, оказания услуг в сфере культуры. Целью деятельности является сохранение историко-культурного наследия Мурманской области.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной субъектом РФ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере централизованного предоставления государственных и муниципальных услуг.
В связи с чем, по мнению защитника замещение ФИО1 – бывшим государственным служащим должностных обязанностей в бюджетном учреждении не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью, следовательно в действиях работодателя отсутствует объективная сторона состава вменяемого правонарушения.
Просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
В судебном заседании законный представитель и защитник на удовлетворении жалобы настаивали, по доводам в ней изложенным.
Помощник прокурора Октябрьского административного органа г. Мурманска в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, полагала постановление мирового судьи законным и обоснованным. Виновность ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» установлена и подтверждается материалами дела, обязанность сообщать о трудоустройстве бывшего муниципального служащего возложена ч.4 ст.12 Закона № 273-ФЗ на все организации независимо от их организационно-правовой формы. При рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, им дана надлежащая оценка. Просит постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления в сфере противодействия коррупции, в частности соблюдение установленных законодательством РФ ограничений, налагаемых на гражданина, замещающего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, при нахождении на государственной или муниципальной службе либо после увольнения с государственной или муниципальной службы.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных действий: привлечении работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещающего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции", в частности, в отсутствии согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.
Согласно части 3 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем данной обязанности в силу части 5 данной статьи является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Октябрьского административного округа г.Мурманска в отношении ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» проведена проверка соблюдения Федерального законодательства о противодействии коррупции при привлечении муниципальных служащих к трудовой деятельности.
В ходе проверки установлено, что ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» ДД.ММ.ГГГГ заключил с ФИО1 трудовой договор, по условиям которого ФИО1, принят на должность <данные изъяты>
При этом ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал должность <данные изъяты>
Должность судебного пристава-исполнителя структурного подразделения включена в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Федеральной службы судебных приставов, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом ФССП России от 26.01.2018 № 38.
Вместе с тем, уведомление о заключении трудового договора между ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» и ФИО1 по последнему месту его службы в УФССП России по Мурманской области не поступало.
Данное обстоятельство подтверждается сообщением УФССП России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Установив в действиях ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего нарушение требований ч.4 ст.12 Закона о противодействии коррупции, выразившееся в неисполнении работодателем обязанности по уведомлению представителя нанимателя государственного служащего по последнему месту его службы о заключении трудового договора, образующее объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ заместителем прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска в отношении ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» 26.03.2019 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ.
Материал для рассмотрения направлен мировому судье судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г.Мурманска.
Определением мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского судебного района г.Мурманска, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского судебного района от 27.05.2019 материал передан для рассмотрения по подведомственности мировому судье судебного участка № 2 Октябрьского судебного района г.Мурманска.
10.07.2019 мировым судьей судебного участка № 2 Октябрьского судебного района г.Мурманска вынесено оспариваемое постановление.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» подтверждены материалами дела и совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копией приказа о приеме работника на работу № л/с от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ с дополнениями; копией трудовой книжки ФИО1; сообщением УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ о приеме ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ а федеральную государственную гражданскую службу, назначении на должность федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> временно; копией приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении с ФИО1 служебного контракта, освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> и увольнении с ДД.ММ.ГГГГ; копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ в отношении ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа о назначении на должность директора №/л от ДД.ММ.ГГГГ; копией свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе; выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; копией Устава ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей»; пояснениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается виновное противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» являясь работодателем, при привлечении к работе по трудовому договору бывшего государственного служащего, замещавшего должность включенную в Перечень и располагая сведениями о ранее замещаемой им должности муниципальной службы, включенной в Перечень имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 19.29 названного Кодекса.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований, предусмотренных ч.4 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в утвержденный Приказом ФССП России от 26.01.2018 № 38 Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Федеральной службы судебных приставов, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Факт совершения ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.29 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Действия юридического лица верно квалифицированы.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в деянии ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, не являются обоснованными и сделаны без учета правовой позиции, сформулированной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В пункте 5 данного постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации применительно к обеспечению единства практики применения судьями судов общей юрисдикции положений ст. 19.29 КоАП РФ разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры). При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» не является государственным (муниципальным) органом.
В данном случае совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили мировому судье прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшегося постановления.
Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое юридическое лицо, являющееся работодателем.
Согласно частей 1,2 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ в отношении ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» возбуждено прокурором в пределах полномочий, по правилам ст.28.4 КоАП РФ.
Постановление содержит сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, существенных недостатков не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения, установленного ст.4.5 КоАП РФ, который составляет шесть лет.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих безусловную отмену постановления, не установлено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Наказание назначено в пределах санкции указанной статьи в размере ниже низшего предела.
Обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Мировой судья правильно установил юридически значимые обстоятельства дела и верно применил нормы административного права, регулирующего административную ответственность за данный вид правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 19.29 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░