Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4547/2022 (2-13064/2021;) ~ М-9540/2021 от 21.10.2021

Дело № 2-4547/2022                    7 апреля 2022 года

78RS0019-01-2021-013388-29

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи        Курилкина А.С.

при секретаре                     Дмитриевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минстерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском о признании за ним права собственности на квартиру по адресу: <адрес>

В обоснование заявленного иска указано, что истцу и членам его семьи жене ФИО8 на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена квартира по адресу: <адрес>. Истец лишен возможности приватизировать спорное жилое помещение, несмотря на наличие его воли и воли членом его семьи к тому, так как механизм передачи жилых помещений в собственности в Министерстве обороны Российской Федерации не урегулирован.

Истец и его представитель ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебное заседание 7 апреля 2022 года явились, требования поддержали, на их удовлетворении настаивали.

Ответчик, третьи лица Филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс», ФИО2, ФИО3, извещенные о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в суд не явились, просили о разрешении спора в их отсутствие.

При этом ФИО2 и ФИО3 представили письменные отзыв на иск, в котором соглашалась с заявленными требованиями, ответчик и Филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» в своих письменных возражениях указывали на отсутствие доказательств неучастия истца в приватизации, отсутствие порядка приватизации жилых помещений военнослужащими.

Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из них в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФГУ «СТУИО» МО РФ заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

В договор в качестве членов семьи нанимателя включены жена истца – ФИО9.

Квартира находится в федеральной собственности и оперативном управлении ФГАУ «Росжилкомплекс».

Уведомлениями от ФГУ «ЗРУЖО» от ДД.ММ.ГГГГ, МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в приватизации спорной квартиры со ссылкой на то, что вопрос о передаче квартиры МО РФ в собственность граждан в порядке приватизации законодательно не урегулирован, обозначена возможность разрешения данного вопроса в судебном порядке.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно положениям ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

При этом специальный характер положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, подтверждается и ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны РФ уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п. 71 Положения).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, определенные функции, в том числе: - закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством РФ (п. 2 пп. «ж»); - выступает от имени РФ при государственной регистрации права собственности РФ на имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и сделок с ним (п. 2 пп. «к»).

Таким образом, закрепление недвижимого имущества, приобретенного Министерством обороны РФ и являющегося в силу закона федеральной собственностью, за подведомственными организациями осуществляется Министерством обороны РФ.

В соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 18 ноября 2010 года № 1550, обязанность по организации закрепления приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления за подведомственными Министерству обороны РФ организациями возложена на Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ (п. 2.2 названной Инструкции). Указанную работу Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ может осуществлять через подчиненные территориальные управления. О закреплении помещений издаются соответствующие приказы Министра обороны РФ, проекты которых разрабатываются названным Департаментом.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации № 1541-1 от 4 июля 1991 года граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу ст. 11 вышеуказанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Истец ранее в приватизации жилых помещений участия не принимал, на что указывает выписка из ЕГРН, представленная в материалы дела, и что при рассмотрении спора не опровергнуто, ФИО10 от участия в приватизации квартиры отказались, в подтверждение чего представлены соответствующие заявления, удостоверенные нотариально.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВС РФ № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О приватизации жилищного фонда в РФ», исходя из смысла преамбулы, ст. ст. 1 и 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

В настоящий момент Министерством обороны РФ не определен порядок безвозмездной передачи гражданам в порядке приватизации жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, не решен вопрос о передаче таких жилых помещений, занимаемых военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей.

В соответствии со ст. 6 ФЗ № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В силу ст. 8 ФЗ № 1541-1 в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец занимает спорное жилое помещение на законных основаниях, имеет право на получение жилого помещения в собственность бесплатно, ранее в приватизации жилого помещения не участвовал, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 о признании за ним права собственности на <адрес> в порядке реализации права приватизации подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за ФИО11 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый .

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья                                Курилкин А.С.

    Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 мая 2022 года.

2-4547/2022 (2-13064/2021;) ~ М-9540/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Микрюков Алексей Юрьевич
Ответчики
Департамент Жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
Другие
Микрюкова Марина Алексеевна
Микрюкова Галина Алексеевна
ФГАУ "Росжилкомплекс" Филиал "Западный"
Суд
Приморский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Курилкин Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
primorsky--spb.sudrf.ru
21.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2021Передача материалов судье
22.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.01.2022Предварительное судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
13.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее