№ 5-2049/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
10 ноября 2020 года г. Киров
Судья Ленинского районного суда г. Кирова Макарова Л.А., рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Кирова, расположенном по адресу: г. Киров, ул. Спасская, д. 20. каб. 230, в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении
индивидуального предпринимателя (ИП в дальнейшем) Антонова В. А., { ... }
У С Т А Н О В И Л:
ИП Антонов В.А. совершил нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
{Дата изъята} в 16 часов 30 минут, при проведении внеплановой выездной проверки согласно распоряжения {Номер изъят} от {Дата изъята} с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на основании требования прокуратуры Кировской области «О проведении внеплановой проверки» от {Дата изъята}, в отношении индивидуального предпринимателя Антонова В. А., { ... }, осуществляющего деятельность в пекарне { ... } расположенной по адресу: {Адрес изъят}, и выходе на объект {Дата изъята}, установлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима повышенной готовности и при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на территории {Адрес изъят} ограничительных мероприятий (карантина), введенных Указом Губернатора Кировской области «О введении режима повышенной готовности» от 17.03.2020 года №44 и Постановлением Правительства Кировской области от 25 марта 2020 года № 122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области», допущенные ИП Антоновым А.В., а именно:
1) на момент проверки в пекарне { ... } не проводятся в полном объеме мероприятия, направленные на { ... } механизма передачи инфекции: в пекарне отсутствуют устройства по обеззараживанию воздуха, что является нарушением ст. 11, ст. 15, ст. 29, ст. 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.1, 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 1.2., п. 1.3., п. 2.1., п. 2.6., п. 2.7., п. 2.8. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний»;
2) на момент проверки не обеспечено проведение мероприятий, направленных на соблюдение посетителями социальной дистанции: в прикассовой зоне разметка на полу отсутствует, что является нарушением ст. 11, ст. 15, ст. 29, ст. 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.2., п. 1.3., п. 2.1., п. 2.6., п. 2.7., п. 2.8. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний», п. 1.1, 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Данные нарушения могли привести к возникновению и распространению новых случаев коронавирусной инфекции, как среди работников организации, так и жителей {Адрес изъят}. Оба нарушения устранены в ходе проверки.
Действия ИП Антонова В.А. квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
ИП Антонов В.А. в судебном заседании факт и обстоятельства правонарушения не оспаривал. Вину признал, пояснил, что нарушения устранены немедленно в ходе проверки.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Кировской области не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителя.
Исследовав административные материалы, суд приходит к следующему:
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) {Дата изъята} на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ в соответствии Международными медико-санитарными правилами (ММПС) 2005 года в связи со вспышкой нового коронавируса 2019 года в КНР и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.
Согласно постановлению Правительства РФ от 31.01.2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
На основании статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» был издан Указ Губернатора Кировской области «О введении режима повышенной готовности».
В соответствии с вышеуказанными документами постановлено ввести на территории {Адрес изъят} режим повышенной готовности, исполнителям осуществлять оперативные мероприятия по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2005 года № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор», установлено, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан: принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации; утвердить план мероприятий по организации выполнения ограничительных (карантинных), профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий; создать оперативный штаб по обеспечению выполнения указанного плана.
Постановлением Правительства Кировской области от 25 марта 2020 года № 122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области», на основании предписания Главного государственного санитарного врача Кировской области, в целях ограничения распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, были введены ограничительные мероприятия (карантин) на территории {Адрес изъят} в целях ограничения распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Кроме того, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года № 417, утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». Пунктами 1, 3 Правил предусмотрено, что граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации. Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9; статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 1.3, 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний» установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой имя деятельностью.
На основании п.п. 2.7, 2.8 вышеуказанных правил, в случае опасности распространения инфекционных болезней в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации, в городских и сельских населенных пунктах, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности вводятся меры, предусматривающие особые условия и режимы хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (карантин).
Контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на территориях (объектах) с введенным режимом карантина проводят органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В рамках ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены методические рекомендации, в соответствии с которыми установлен комплекс необходимых мер, предусматривающих особые условия и режимы хозяйствующей деятельности субъектов рынка в условиях пандемии COVID-19.
В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также, постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу ст. 15 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться, предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе, мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Вина ИП Антонова В.А. в совершении административного правонарушения полностью подтверждается материалами административного дела:
- протоколом об административном правонарушении {Номер изъят} от {Дата изъята}, в котором описано событие административного правонарушения, изложенное выше;
- распоряжением {Номер изъят} от {Дата изъята} о проведении внеплановой проверки ИП;
- требованием Прокуратуры Кировской области о проведении внеплановой проверки в отношении ИП Антонова В.А. от {Дата изъята};
- актом проверки органом государственного контроля индивидуального предпринимателя {Номер изъят} от {Дата изъята};
- письменными пояснениями Антонова В.А.;
- выпиской из ЕГРИП {Номер изъят} от {Дата изъята}, согласно которой Антонов В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
Факт устранения нарушений в ходе проверки подтверждается копией паспорта облучателя медицинского и товарным чеком на его приобретение от {Дата изъята}, фотографиями о нанесении разметки в прикассовой зоне и установленного облучателя.
Оснований не доверять представленным в материалы дела доказательствам у суда не имеется. Совокупность представленных доказательств, соответствующих требованиям относимости, допустимости и достаточности, подтверждает наличие вины ИП Антонова В.А. в совершении правонарушения.
Действия ИП Антонова В.А. суд квалифицирует по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Смягчающими вину обстоятельствами суд признает совершение данного рода правонарушения впервые, признание вины, устранение нарушений, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Отягчающих вину обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.
При определении вида наказания за совершенное правонарушение, суд, руководствуясь положениями ст. 4.1 КоАП РФ, учитывает обстоятельства совершенного ИП Антоновым В.А. административного правонарушения, принимая во внимание, что совершенное административное правонарушение посягает на общественные отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, данные нарушения не причинили вреда жизни и здоровью людей, угроза причинения такого вреда вследствие допущенных нарушений не является непосредственной (нарушения не являются сами по себе источником распространения инфекции, а лишь снижают возможность эффективного противодействия ее распространению) в связи с чем суд приходит к выводу о возможности применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
ИП Антонов В.А. в соответствии с реестром, содержащимся в информационном ресурсе ФНС России, является субъектом малого предпринимательства. Выявленное в ходе государственного контроля нарушение совершено предпринимателем впервые, вину не оспаривал. Санкция ст. 6.3 КоАП РФ не содержит наказания в виде предупреждения. В перечень правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, выявленное нарушение не включено.
Оснований для прекращения производства по делу или признания правонарушения малозначительным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 ч.1 п.1, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать индивидуального предпринимателя Антонова В. А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ и назначить ему с применением ст. 4.1.1 КоАП РФ наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через суд вынесший постановление.
Судья Л.А. Макарова