Дело №2-1-307/2022
УИД №73RS0013-01-2022-000512-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«10» июня 2022 года г. Димитровград
Ульяновская область
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мягкова А.С.,
при секретаре Сергеенковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Садыковой Л.А., Золотаревой Г.М., Сабировой Р.Ш., Самигуллиной Р.Э., Шарипова Р.Г., Аглиуллина А.А., Хайруллина Р.С., Шакирова Р.Р., Хафиятова И.К. к администрации муниципального образования «Мелекесский район», Муниципальное казенное учреждение «Управления жилищно-коммунальным хозяйством Мелекесского района» о возложении обязанности произвести подключение к центральной водопроводной магистрали,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с указанным исковым заявлением в обоснование указав, что в ходе прокурорской проверки выявлено нарушение в сфере водоснабжения.
По данным администрации МО «Мелекесский район» водопроводные сети в *** являются муниципальной собственностью МО «Мелекесский район», их протяженность составляет 5,7 км, в том числе по *** – 1,3 км, ***, 1,71 км, ***, - 1.73 км. Год ввода в эксплуатацию - 1970. Капитальный ремонт централизованных водопроводных сетей в *** ранее не проводился, изношенность составляет 80 процентов.
**.**.**** между Министерством энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области и администрацией МО «Мелекесский район» заключено соглашение (редакции дополнительного соглашения №2) о предоставлении субсидий бюджету МО «Мелекесский район» в рамках реализации подпрограммы «Чистая вода» на ремонт системы водоснабжения в *** в размере 3 333 тыс. рублей.
Выделенные субсидии областного бюджета на условиях софинансирования с местного бюджета, предназначались на текущий ремонт центральной магистрали вышеуказанного водопровода.
При планировании перечня объектов ремонта капитальной инфраструктуры на **.**.**** год для проведения закупочных процедур была разработана локальная смета на текущий ремонт наружных сетей в *** на сумму 3 765 018,40 рублей. Сметная документация «Текущий ремонт наружных сетей водоснабжения в ***» прошла экспертизу в ООО «Центр ценообразование в строительстве» и **.**.**** получила положительное заключение.
В последующем, с целью завершения ремонта всей сети водопровода в ***, администрация района увеличила финансирование на 2 323 645 рублей.
По итогам аукциона между МКУ «УЖКХ Мелекесского района» и ИП М.. были заключены:
- муниципальный контракт от **.**.**** №*** на сумму 1 054 455,00 руб. на проведение текущего ремонта наружных сетей водоснабжения по ***;
- муниципальный контракт от **.**.**** №*** на сумму 498 268,00 руб., на проведение текущего ремонта наружных сетей водоснабжения по улицам ***
- муниципальный контракт от **.**.**** №*** на сумму 1 467 445,00 руб. на проведение текущего ремонта наружных сетей водоснабжения по ***
- муниципальный контракт от **.**.**** №*** на сумму 2 081 467,00 руб. на проведение текущего ремонта наружных сетей водоснабжения по улицам *** и *** в восточной части ***.
**.**.**** ремонтные работы завершены.
По сведениям администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» по состоянию на **.**.**** в *** находится 220 домовладений, из которых 76 являются заброшенными или пустующими.
В настоящее время 111 домовладений имеют подключение к водопроводным сетям, 58 из которых имеют подключение к новым сетям водоснабжения, 53 – к старым сетям.
Проверкой установлено, что работы по замене подводящих водопроводов и переподключению к новой магистрали сметой не предусмотрены, заказчиком МКУ «УЖКХ Мелекесского района» в смету не были включены расходы на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения. Вопрос о присоединении абонентов в рамках действующих договоров к новой водопроводной магистрали контрактами не разрешен.
В связи с чем, ряд граждан из числа местных жителей были вынуждены прибегнуть к услугам третьих лиц для переподключения к новой водопроводной сети.
При этом, по сообщению администрации МО «Мелекесский район» старая линия водопровода будет отрезана от центральной магистрали **.**.****. В этой связи, администрация района самостоятельно предложила гражданам осуществить переподключение к новым сетям.
В прокуратуру Мелекесского района обратились собственники жилых домов и их законные представители, из числа жителей ***, с заявлением о защите их прав и законных интересов, выразившихся в бездействии МКУ «УЖКХ Мелекесского района» по невключению в смету муниципальных контрактов затрат на проведение работ по переподлключению к новой центральной системе водоснабжения их домов, которые ранее были в установленном порядке подключены к старой системе водоснабжения, поскольку ввиду отсутствия юридической грамотности, преклонного возраста, наличием инвалидности представлять свои интересы в судебном заседании они самостоятельно не могут.
Проверкой установлено, что истцы Садыкова Л.А., Золотарева Г.М., Сабирова Р.Ш., Самигуллина Р. Э., Шарипов Р.Г., Аглиуллин А.А., Хайруллин Р.С., Шакиров Р.Р., Хафиятов И. К., пользовались услугой центрального холодного водоснабжения, были подключены ранее к магистральной системе водоснабжения, каждый регулярно производил оплату за данную коммунальную услугу, что подтверждается информацией ООО «РИЦ-Димитровград» и квитанциями об оплате.
В результате бездействия органов местного самоуправления истцы в срок до **.**.**** вынуждены будут самостоятельно проводить комплекс мероприятий по переподключению своих домов к новой системе водоснабжения, нести бремя расходов на выполнение соответствующих работ.
Поскольку денежные средства в МКУ «УЖКХ Мелекесского района» в порядке ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации поступают из бюджета Мелекесского муниципального района, то администрация муниципального образования «Мелекесский район» надлежит привлечь в качестве ответчика по данному гражданскому делу.
Просит признать бездействие Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Мелекесского района», выразившееся в невключении в смету затрат на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов в ***, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» в срок до **.**.**** за счет бюджетных средств произвести переподключение к новой водопроводной сети жилые дома истцов: Садыковой Л.А. (***), Золотаревой Г.М. (***), Сабирову Р.Ш. (ул. ***), Самигуллиной Р.Э. (*** Шарипова Р.Г. (***), Аглиуллина А.А. (***), Хайруллина Р.С. (***), Шакирова Р.Р. (***), Хафиятова И.К. ***).
Истец помощник прокурора Прохоров А.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Истец Шакиров Р.Р. и представитель истца Садыковой Л.А. – Садыков И.Г. в судебном заседании исковые требования исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области подержали, просили их удовлетворить.
Истцы Золотарева Г.М., Сабирова Р.Ш., Самигуллина Р.Э., Аглиуллин А.А., Хайруллин Р.С., Шакиров Р.Р., Хафиятов И.К. в судебном заседании отсутствовали, о месте и времени судом извещены надлежаще и своевременно.
Представитель ответчика администрации МО «Мелекесский район» Матвеева М.В. возражала против удовлетворения требований.
Представитель ответчика МКУ «Управления жилищно-коммунальным хозяйством Мелекесского района» Полагушина К.Э. просила в иске отказать, т.к. вины ответчиков в нарушении закона не имеется.
Представитель третьего лица МП «Старт» Спиридонова А.П. в судебном заседании пояснила, что основной деятельностью МП «Старт» является предоставление коммунальных услуг физическим и юридическим лицам по водоснабжению и водоотведению, в том числе строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения. Предоставление данной услуги возможно только на платной основе, поскольку МП «Старт» относится к коммерческой структуре. Работу предприятия без получения прибыли осуществить сложно. Заявления о подключении к новой централизованной системе холодного водоснабжения, заявления о выдаче технических условий на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения от жителей с.Боровка в МП «Старт» не поступало. Просит в иске отказать.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что **.**.**** между МКУ «Управление жилищно–коммунальным хозяйством Мелекесского района» и ИП М.. заключен муниципальный контракт №***, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства выполнять работы по текущему ремонту наружных сетей водоснабжения по *** и *** Мелекесского района Ульяновской области на сумму 1 054 454 руб.
**.**.**** между МКУ «Управление жилищно – коммунальным хозяйством Мелекесского района» и ИП М.. заключен муниципальный контракт №***, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства выполнять работы по текущему ремонту наружных сетей водоснабжения по *** области на сумму 1 498 267 руб.
**.**.**** между МКУ «Управление жилищно – коммунальным хозяйством Мелекесского района» и ИП М.. заключен муниципальный контракт №***, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства выполнять работы по текущему ремонту наружных сетей водоснабжения по *** на сумму 1 467 445 руб.
**.**.**** между МКУ «Управление жилищно – коммунальным хозяйством Мелекесского района» и ИП М.. заключен муниципальный контракт №***, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства выполнять работы по текущему ремонту наружных сетей водоснабжения по *** на сумму 2 081 467 руб.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 №2130 «Об утверждении правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные каты правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и Положений отдельных актов Правительства Российской Федерации»
Настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства), в том числе порядок выдачи технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, применяемых в целях архитектурно-строительного проектирования, и условия перераспределения (уступки права на использование) высвобождаемой подключенной мощности (нагрузки) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Действие настоящих Правил также распространяется на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения водопроводных и (или) канализационных сетей в целях создания технологической связи между централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения либо отдельными объектами централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно постановлению администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области №*** от **.**.**** утвержден Устав МП «Старт».
Из постановления администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области №*** от **.**.**** о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием «Старт» Мелекесского района Ульяновской области, следует, что за МП «Старт» закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, в перечень которых входит объект централизованных систем холодного водоснабжения МО «Старосахчинское сельское поселение», т.е. и ***.
Согласно постановлению администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области №*** от **.**.**** о наделении статусом гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений МО «Мелекесский район» Ульяновской области, следует, что МП «Старт» наделен статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений МО «Мелекесский район», а также заключать договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории сельских поселений МО «Мелекесский район»; обеспечивать устойчивое и бесперебойное холодное водоснабжение и водоотведение на территории сельских поселений МО «Мелекесский район» в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с пунктами 88, 91 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения.
Проанализировав нормы закона суд приходит к выводу, что требования о заключении договора подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и о получении технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения являются обязательным для собственников жилых домов, которые ранее были подключены к магистральной системе водоснабжения.
Таким образом, суд, исследовав и оценив все представленные документы и принимая во внимание приведенные выше правовые нормы, приходит к выводу, что в удовлетворении заявленного прокурором иска следует отказать.
На органы местного самоуправления возложена обязанность по содержанию и ремонту водопроводных сетей, однако обязанность по компенсации стоимости при подключении к сетям центрального водоснабжения законом не предусмотрена и возлагать ее на органы местного самоуправления суд полагет не законным.
Более того, указанные расходы могут быть компенсированы администрацией района в рамках социальных программ, утвержденных администрацией района.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления прокурора Мелекесского района Ульяновской области к администрации муниципального образования «Мелекесский район», Муниципальному казенному учреждению «Управления жилищно-коммунальным хозяйством Мелекесского района» о возложении обязанности произвести подключение к центральной водопроводной магистрали, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 17 июня 2022 года.
Судья А.С. Мягков