Председательствующий: Пресняк А.Г.
Дело № 7р-67/2020
19RS0006-01-2020-000065-48
РЕШЕНИЕ
28 июля 2020 года г. Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.
при секретаре Майнагашевой С.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Величко М.Г.
на решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 9 марта 2020 года, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора) № АВЗНТ-362-348-19 от 26 декабря 2019 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Бейский разрез» (далее – ООО «Восточно-Бейский разрез») к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Огласив жалобу, заслушав защитников Величко М.Г., Барсукова А.С., поддержавших доводы жалобы, исследовав материалы дела Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора № АВЗНТ-362-348-19 от 26 декабря 2019 года ООО «Восточно-Бейский разрез» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Бейского районного суда Республики Хакасия от 09.03.2020 указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, защитник ООО «Восточно-Бейский разрез» Величко М.Г. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление должностного лица административного органа и решение суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылается на недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Указывает на то, что заборы проб из подземных горизонтов из специально забуренных мониторинговых скважин Росприроднадзором в ходе проверки в 2019 г. не производились, в основу постановления положены заборы проб и результаты анализов прошедшего периода проверки по данным 2018 г. Обращает внимание на то, что результаты заборов проб в ходе проверки 2019года не могут являться объективным доказательством каких-либо нарушений, поскольку произведены в нарушение условий технического проекта. Так, указывает на то, что ОЛАТИ по Республике Хакасия произвело отбор проб в очистных сооружениях в нарушение порядка отбора проб, установленного Техническим проектом Том 11 в разделе 7 «Экологический мониторинг», в том числе забор проб произведен из очистных сооружений - зумпфа карьера и из биоокислительного канала, забор проб за заключительном этапе доочистки карьерных вод в системе очистных сооружений не производился. Полагает, что нарушение установленных сроков проведения количественного химического анализа, свидетельствует о получении нерелевантных результатов. Ссылается на то, что влияние работ с применением техники на очистных сооружениях на результаты проб в ходе проверки Росприроднадзором не исследовано, дополнительные пробы в другой период для получения объективных доказательств не эффективности работы очистных сооружений Росприроднадзором не производились. Полагает, что произвольные пробы из части очистных сооружений не могут являться объективным доказательством неэффективной работы очистных сооружений ООО «Восточно-Бейский разрез» как и тенденции к какому-либо возрастанию загрязнений. Так, ссылаясь на п. 2.2 Санитарные правила СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 16.07.2001, раскрывающий понятие «загрязненные подземный воды», а также пункты 5, 8, 10, 12 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 94, описывающие предназначение наблюдательных скважин, полагает, что именно отбор проб воды как минимум из двух наблюдательных скважин позволяет определить загрязнение подземных вод техногенным воздействием. В связи с отсутствием проб воды из наблюдательных скважин в 2019 г. по результатам проверки 2019 г. невозможно достоверно установить поступление загрязняющих веществ в подземные воды и сделать объективный, документально подтвержденный вывод о несоблюдении требований технического проекта разработки месторождения в части эксплуатации комплекса очистных сооружений ООО «Восточно-Бейский разрез» и необеспечении проектной степени очистки сточных вод, о сбросе недостаточно очищенных вод в аллювиально-пролювиальный верхненеоплейстоценовый водоносный горизонт.
Проверив соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, и по объему и пределам судебного разбирательства порядок пересмотра по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на суд обязанность проверки обоснованности привлечения к административной ответственности, в ходе которой суд вправе проверять и правовую и фактическую сторону дела. При этом должны быть выяснены все обстоятельства, которые согласно ст. 26.1 КоАП РФ, входят в предмет доказывания по любому делу об административном правонарушении.
При рассмотрении данного дела судом вышеприведенные требования закона не соблюдены.
Из материалов дела следует, что в период, с 03.10.2019 по 21.11.2019 на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия от 20.09.2019 в отношении ООО «Восточно-Бейский разрез» проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды (л.д. 166-194).
В ходе проверки установлено, что очистные сооружения расположены в Бейском районе в 8 км к северо-востоку от с. Кирба и 2 км к юго-западу от действующего карьера, введены в эксплуатацию в 2007 году. Построены очистные сооружения в соответствии с проектной документацией «Корректировка проекта (ТЭО) строительства разрезу ООО «Восточно-Бейский разрез», имеющей положительное заключение государственной экспертизы от 22.09.2004, утвержденное приказом № 185 от 27.09.2004. Эксплуатируются очистные сооружения с целью откачки промышленных (карьерных) вод из зумпфа насосами и подачу воды по напорным водоводам с расходом 50 м3/час (438000 м3/год с последующим снижением концентрации загрязнения. Часть промышленных (карьерных) сточных вод поступает на очистные сооружения карьерных вод, где производится их очистка с последующим сбросом в песчано-гравийный фильтр (инфильтрационный бассейн), откуда воды фильтруется в аллювиально-пролювиальные отложения и в аллювиально-пролювиальный водоносный горизонт. С целью оценки эффективности работы очистных сооружений с привлечением экспертной организации филиала ЦЛАТИ по Енисейскому региону ОЛАТИ по Республике Хакасия были отобраны пробы сточной воды в зумпфе карьера, на выходе и на выходе из биоокислительного канала. По результатам анализа проб сточной воды можно сделать вывод о том, что очистные сооружения, предназначенные для очистки промышленных (карьерных) вод, фактически не работают, а в некоторых случаях привносят дополнительное загрязнение в сбрасываемую сточную воду. Так, концентрация нитрат-ионов в Зумпфе карьера составляет 9,8 мг/дм3, на выходе ОС составляет 9,8 мг/дм3, на выходе с ОС - 9,8 мг/дм3; концентрация нитрит-ионов в Зумпфе карьера составляет 0,38 мг/дм3, концентрация нитрит-ионов на входе в ОС составляет 0,49 мг/дм3, на выходе с ОС - 0,47 мг/дм3. Также не соблюдаются проектные показатели по качеству сбрасываемой сточной воды в части содержания аммоний-иона (2 мг/дм3 нормировано пpoeктом, 20 мг/дм3сбрасывается фактически). Таким образом, на основании вышеприведенных данных установлено, что очистные сооружения ООО «Восточно-Бейский разрез» работают неэффективно и не позволяют осуществлять надлежащую очистку неконсервативных компонентов (нитрат, нитрит-ионы) сульфат-ионов и хлорид-ионов, а также не обеспечивают очистку до проектных нормативов по иону-аммония, что впоследствии может привести к поступлению загрязняющих веществ в подземный водоносный горизонт. В нарушение п. 8 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" ООО «Восточно-Бейский разрез» эксплуатирует очистные сооружения, не обеспечивающие проектную степень очистки сточных вод и сбрасывает недостаточно очищенную сточную воду в аллювиально-пролювиальный верхненеоплейстоценновый водоносный горизонт. В нарушение подп. б п. 5
Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 N 94, ООО «Восточно-Бейский разрез» допускает поступление загрязняющих веществ с поверхности земли из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении, ООО «Восточно-Бейский разрез» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса. При этом объективной стороной состава административного правонарушения являлись нарушения требований п. 8 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»), п. 8 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", п. 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 N 94, выразившиеся в эксплуатации очистных сооружений (зумпф-водосборник, пруд-отстойник, выход из биоокислительного канала), не обеспечивающих проектную степень очистки сточных вод и в сбрасывании загрязненной сточной воды в аллювиально-пролювиальный верхненеоплейстоценовый водоносный горизонт ООО «Восточно-Бейский разрез». В постановлении также содержатся выводы о том, что по результатам работ, проведенных в 2018 году на участках Чалпан, Чалпан - 2 и Чалпан - 3 Бейского каменноугольного месторождения, установлено, что ООО «Восточно-Бейский разрез» допускает поступление загрязняющих веществ в подземные воды.
Рассматривая жалобу на указанное постановление, суд первой инстанции, исследовав в судебном заседании предоставленные доказательства, сделал вывод о законности и обоснованности привлечения ООО «Восточно-Бейский разрез» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Между тем, обосновывая этот вывод, суд первой инстанции не учел, что материалы дела не содержат достаточных доказательств, позволяющих прийти к выводу о совершении ООО «Восточно-Бейский разрез» правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, а решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, обязывающей мотивировать решение по делу.
Так, материалы дела не содержат достоверных фактических данных, на основании которых возможно сделать вывод о том какая степень очистки сточных вод была предусмотрена проектом. Помимо сведений в таблице акта проверки иные доказательства, где были бы отражены проектные показатели по качеству сбрасываемой сточной воды, с приведением предельно допустимой концентрации каждого вещества отсутствуют.
Кроме того в ходе производства по делу сторона защиты последовательно поясняла, что отбор проб производился произвольно и непосредственно из очистных сооружений, в момент взятия проб на очистных сооружениях работала техника, что могло повлиять на результаты отбора проб. Защитником предоставлен план мероприятий по очистке и реконструкции пруда и змеевика очистных сооружений, согласно которому 27.10.2019 запланирована выемка грунта «перемычки» между 2-ыи и 3-им змеевиком, и листы из книги нарядов на 28.10.2019 о работе на участке очистных сооружений, а именно: для машиниста экскаватора – демонтаж перемычек змеевика биоокислительного канала (л.д. 58.-60).
Эти доводы защитника надлежащей оценки в ходе производства по делу не получили, а решение по делу об административном правонарушении не содержит аргументации опровергающей утверждение защитника.
Как следует из технического проекта на отработку участков Чалпан, Чалпан - 2 и Чалпан - 3 Бейского каменноугольного месторождения ООО «Восточно-Бейский разрез», в разделе 11 «Охрана недр и окружающей среды» в мероприятиях по охране окружающей среды в подразделе 3.2. «Существующая система очистки карьерных вод» предусмотрено, что в составе очистных сооружений для очистки карьерных вод входят: пруд-отстойник, биоокислительный канал и инфильтрационный бассейн (последняя ступень очистки). ЗУМПФ карьера - это начальная точка очистки, место скопления подземных вод, откуда происходит их забор в очистные сооружения. Технология очистки предусматривает 3 этапа: пруд-накопитель, далее - биоокислительный канал (промежуточная ступень очистки), далее - песчано-гравийный фильтр, через дно которого вода просачивается в подземные водные горизонты.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, выводы о том, что очистные сооружения не обеспечивают проектную степень очистки сточных вод, о сбрасывании загрязненной сточной воды в аллювиально-пролювиальный верхненеоплейстоценовый водоносный горизонт сделаны на основе протоколов анализов. Вместе с тем, из протоколов анализа от 01.11.2019, следует, что пробы сточной воды № 206г-ст были взяты 28.10.2019 в точке № 1 (ЗУМПФ карьера), пробы сточной воды № 207г-ст, 208г-ст взяты 28.10.2019 в точках № 2 (вход в биоокислительный канал), № 3 (на выходе из биоокислительного канала) и в период проведения земляных работ (л.д. 196-198). Таким образом, отбор проб был произведен не на конечной стадии очистки вод, а из сооружений, обеспечивающих процессы очистки, а именно отстаивание и окисление, которые являются составляющими общей технологической схемы очистки вод и качество вод, не являлось показателем эффективности работы очистных сооружений. Сведений о том, что было проведено исследование поступающих в водный горизонт вод в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия достоверных сведений о том какие показатели качества очищенной воды были установлены в соответствии с проектными решениями, и в связи с отсутствием проб воды из наблюдательных скважин невозможно достоверно установить обеспечивают ли очистные сооружения проектную степень очистки сточных вод и поступление загрязняющих веществ в подземные воды, а вывод о сбросе ООО «Восточно-Бейский разрез» недостаточно очищенных вод в аллювиально-пролювиальный верхненеоплейстоценовый водоносный горизонт какими - либо фактическими данными не подтверждается. Кроме того, в материалах дела не имеется ни одного доказательства, подтверждающего выводы административного органа, содержащиеся на страницах 6-7 постановления по делу об административного правонарушения о том, что по результатам работ, проведенных в 2018 году на участках Чалпан, Чалпан - 2 и Чалпан - 3 Бейского каменноугольного месторождения, установлено, что ООО «Восточно-Бейский разрез» допускает поступление загрязняющих веществ в подземные воды. Включение указанных выводов в постановление по делу об административном правонарушении прямо противоречит положениям ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в силу которых по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Таким образом, каких-либо бесспорных доказательств, подтверждающих, что при использовании очистных сооружений ООО «Восточно-Бейский разрез» нарушает требования к охране водных объектов, что может повлечь сброс в водные объекты веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, могут повлечь их загрязнение, не имеется.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, а такое разрешение жалоб на постановление по делу об административном правонарушении не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку однозначных допустимых доказательств виновности ООО «Восточно-Бейский разрез» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, не имеется, суд второй инстанции приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
Следовательно, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АВЗНТ-362-348-19 от 26 декабря 2019 года, решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 9 марта 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Бейский разрез» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по настоящему делу в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, Верховный Суд Республики Хакасия
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АВЗНТ-362-348-19 от 26 декабря 2019 года, решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 9 марта 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Бейский разрез» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай