Дело № 30-2-214/2022
УИД 76RS0013-01-2021-000778-09
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 25 апреля 2022 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сулеймановой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Рубин» Смирнова Сергея Петровича на постановление главного государственного санитарного врача по городскому округу город Рыбинск и Рыбинскому муниципальному району от 2 марта 2021 года и решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 17 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Рубин» Смирнова Сергея Петровича,
установила:
2 марта 2021 года главным государственным санитарным врачом по городскому округу город Рыбинск и Рыбинскому муниципальному району в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Рубин» Смирнова С.П. вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Смирнов С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Из постановления следует, что ООО «Рубин» эксплуатирует полигон промышленных отходов «Глушицы», расположенный по адресу: <адрес>, и осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности.
10 декабря 2020 года Рыбинской городской прокуратурой Ярославской области с участием специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе город Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе проведена проверка соблюдения санитарно – эпидемиологического законодательства при эксплуатации полигона.
В результате проверки установлено, что в нарушение статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 1, 11, 22 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», статьей 3, 49, 51 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктов 2.1, 2.2, 5.12 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 года N 163, с восточной стороны тела полигона, на четвертой карте, осуществляется захоронение медицинских отходов класса Б: шприцы, иглы, системы для переливания крови, перчатки, маски, марля, бинты, халаты, емкости для лабораторных исследований имеют следы загрязнения кровью и/или биологическими жидкостями, товарный вид медицинских отходов класса Б не изменен, что не исключает возможность их повторного применения.
Директором ООО «Рубин» является Смирнов С.П. Несоблюдение приведенных санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства при эксплуатации полигона свидетельствует о ненадлежащем исполнении им своих должностных обязанностей и образует в действиях Смирнова С.П. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ.
Решением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 17 июня 2021 года постановление главного государственного санитарного врача по городскому округу город Рыбинск и Рыбинскому муниципальному району от 2 марта 2021 года оставлено без изменений.
На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба Смирновым С.П. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления главного государственного санитарного врача по городскому округу город Рыбинск и Рыбинскому муниципальному району от 2 марта 2021 года и решения судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 17 июня 2021 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе приведены доводы о том, что дело об административном правонарушении не содержит допустимых доказательств вины Смирнова С.П. в правонарушении; состояние захороненных на полигоне медицинских отходов исключает их повторное использование, технология захоронения соблюдена, до принятия отходов полигоном они были обезврежены медицинскими организациями, что подтверждается представленными в материалы дела актами.
В судебном заседании защитник Смирнова С.П. на основании ордера адвокат Рыбакова В.С. жалобу поддержала.
Прокурор Бекенева Е.В. в удовлетворении жалобы возражала.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прокурора, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление главного государственного санитарного врача по городскому округу город Рыбинск и Рыбинскому муниципальному району от 2 марта 2021 года и решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 17 июня 2021 года подлежат отмене, производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 настоящей статьи.
Указанная норма является бланкетной, отсылает к требованиям санитарно – эпидемиологического законодательства к размещению отходов производства и потребления, нарушение которых образует объективную сторону данного административного правонарушения.
Из постановления о назначении административного наказания следует, что в вину Смирнову С.П. вменяется нарушение СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 года N 163.
Указанный нормативный акт утратил силу с 1 марта 2021 с изданием Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации постановления от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Таким образом, на момент вынесения постановления о назначении административного наказания 2 марта 2021 года СанПиН 2.1.7.2790-10 не действовали.
В соответствии со статьей 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В нарушение приведенных норм в постановлении о назначении административного наказания отсутствует указание на то, что в вину Смирнова С.П. вменяется нарушение требований, утративших силу.
При этом, постановление не содержит сведений о действующих на момент его вынесения нормах санитарно – эпидемиологического законодательства, которые содержали бы требования к размещению медицинских отходов; отсутствует вывод о том, являются ли действия Смирнова С.П. противоправными в соответствии с действующим на момент вынесения постановления законодательством.
Таким образом, вынесенное по данному делу об административном правонарушении постановление процессуальным требованиям статей 24.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ не отвечает, поскольку в нем отсутствует надлежащее описание события административного правонарушения, к которому относится указание нарушенных норм. В связи с этим, постановление не может быть признано законным.
Судьей городского суда при разрешении жалобы Смирнова С.П. на постановление о назначении административного наказания указанным обстоятельствам оценки не дано. Законность действий Смирнова С.П. проверялась судьей применительно к нормам, утратившим силу.
На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что привлечение Смирнова С.П. к административной ответственности постановлением от 2 марта 2021 года имело место в нарушение процессуальных требований КоАП РФ.
Как указывалось выше, постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Пунктами 157 – 211 СанПиН 2.1.3684-21 установлены правила обращения с медицинскими отходами.
В частности, согласно указанным нормам СанПиН 2.1.3684-21 система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы: сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность; перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы; обеззараживание (обезвреживание) отходов; транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность (далее - организация), утверждается схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями Санитарных правил, в которой определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации.
Медицинские отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции.
Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы.
К способам и методам обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов классов Б и В предъявляются, в том числе, следующие санитарно-эпидемиологические требования:
обеззараживание, обезвреживание медицинских отходов классов Б может осуществляться централизованным или децентрализованным способом, при котором участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
химический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования;
термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях). Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод);
при децентрализованном способе обезвреживания медицинских отходов классов Б и В установки обезвреживания медицинских отходов размещаются на территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, в соответствии с требованиями Санитарных правил;
применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В физическими методами. Не допускается использование вторичного сырья, полученного из медицинских отходов, для изготовления товаров детского ассортимента, материалов и изделий, контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами, изделиями медицинского назначения;
размещение обезвреженных медицинских отходов класса Б и В на полигоне ТКО допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование) и невозможности их повторного применения;
персонал медицинской организации осуществляет обеззараживание и уничтожение вакцин.
Таким образом, обеззараживание медицинских отходов любым способом и доведение их до состояния, исключающего повторное их использование, возлагается приведенными нормами санитарно – эпидемиологического законодательства на медицинскую организацию.
При этом, возложение данной обязанности на владельца полигона условиями гражданско – правовых договоров указанным законодательством не предусмотрено.
В связи с этим, оснований для вывода о наличии у ООО «Рубин» обязанности по обеззараживанию и обезвреживанию отходов на территории полигона в соответствии с условиями заключенных им договоров у должностного лица Роспотребнадзора и судьи городского суда не имелось.
Более того, представленные Смирновым С.П. акты по проведению обеззараживания отходов, выполненные медицинскими организациями – контрагентами по договорам с ООО «Рубин», а также содержание программы производственного контроля на ООО «Рубин» являются доказательством того, что обеззараживание и обезвреживание отходов производится медицинскими организациями.
Таким образом, полагаю, что вывод должностного лица Роспотребнадзора в постановлении по делу об административном правонарушении о том, что у Смирнова С.П., как руководителя ООО «Рубин», имеется обязанность по обезвреживанию и обеззараживанию отходов не подтверждается нормами санитарно – эпидемиологического законодательства и материалами дела об административном правонарушении.
Кроме того, недоказанным полагаю факт отсутствия такого обеззараживания и обезвреживания медицинских отходов, обнаруженных в ходе проверки 10 декабря 2020 года на полигоне «Глушицы», а также вывод постановления о том, что не исключено повторное использование данных отходов.
В подтверждение данных обстоятельств материалы дела содержат фотографии части полигона, где размещены отходы.
Вместе с тем, указанные фотографии и описание процесса осмотра в справке специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе город Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе возможность повторного использования отходов со всей определенностью не подтверждают.
При этом, достоверность сведений в имеющихся в материалах дела актах медицинских организаций о проведении обезвреживания и обеззараживания отходов должностным лицом Роспотребнадзора никак не опровергнута.
Таким образом, полагаю, что факт непроведения обезвреживания и обеззараживания медицинских отходов до их размещения на полигоне по делу также не доказан.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку по изложенным выше основаниям материалы дела об административном правонарушении содержат существенные сомнения в совершении Смирновым С.П. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ, полагаю, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ вынесенные по данному делу постановление главного государственного санитарного врача по городскому округу город Рыбинск и Рыбинскому муниципальному району от 2 марта 2021 года и решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 17 июня 2021 года подлежат отмене, производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление главного государственного санитарного врача по городскому округу город Рыбинск и Рыбинскому муниципальному району от 2 марта 2021 года и решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 17 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Рубин» Смирнова Сергея Петровича отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья Е.Ю. Щеголькова