Дело № 2-373/2022 УИД 53RS0003-01-2022-000545-83
Решение
Именем Российской Федерации
п.Демянск 24 мая 2022 года
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Поспеловой М.В.,
с участием прокурора Демянского района Новгородской области Осипова А.Н.,
представителя ответчика Трофимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры к МУП Демянского муниципального района «Водоканал» об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
И.о. прокурора Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры к МУП Демянского муниципального района «Водоканал» об обязании совершить определенные действия - организовать в установленном законом порядке учет объема забора (изъятия) воды на скважинах: № 62-81, расположенной на ул. Энергетиков с. Лычково; №Н-60-79, расположенной на ул. Демянская с. Лычково; № 78, расположенной на ул. Железнодорожная с. Лычково; № 70-81, расположенной на ул. Речная с. Лычково; № 2022, расположенной на ул. Совхозная с. Лычково Демянского района, в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка природоохранного законодательства в деятельности МУП Демянского муниципального района «Водоканал», в ходе которой установлено, что на скважинах: № 62-81, расположенной на ул. Энергетиков с. Лычково; №Н-60-79, расположенной на ул. Демянская с. Лычково; № 78, расположенной на ул. Железнодорожная с. Лычково; № 70-81, расположенной на ул. Речная с. Лычково; № 2022, расположенной на ул. Совхозная с. Лычково Демянского района не установлены приборы учета воды. При этом, с отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского БВУ расчетный способ в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объема забранной воды не согласован. Отсутствие учета объема забранной воды препятствует своевременному выявлению и прогнозированию развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработке и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, оценке эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, информационному обеспечению управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов. 08 июня 2018 года в адрес директора МУП Демянского муниципального района «Водоканал» было внесено представление. По результатам рассмотрения представления МУП Демянского муниципального района «Водоканал» с выявленными нарушениями согласилось.
В судебном заседании прокурор Демянского района Осипов А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Трофимова Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 58 Конституции РФ гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - ФЗ №7-ФЗ) охрана окружающей среды -деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В соответствии со ст. 3 ФЗ №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 34 ФЗ №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Частью 3 ст. 43 Водного кодекса РФ предусмотрено, что порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Согласно п. 6 ст. 10.1., ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон «О недрах») основаниями возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
На основании п. 9 ст. 12 Закона «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Согласно ст. 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Приказ Минприроды России от 09.11.2020 № 903 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (далее - Порядок).
В соответствии с п. 3 Порядка учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений.
Согласно п. 4 Порядка измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с п. 5 Порядка учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений.
Согласно п. 11 Порядка по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов.
Судом установлено, что скважинах: № 62-81, расположенной на ул. Энергетиков с. Лычково; №Н-60-79, расположенной на ул. Демянская с. Лычково; № 78, расположенной на ул. Железнодорожная с. Лычково; № 70-81, расположенной на ул. Речная с. Лычково; № 2022, расположенной на ул. Совхозная с. Лычково Демянского района не установлены приборы учета воды.
Отсутствие учета объема забранной воды препятствует своевременному выявлению и прогнозированию развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработке и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, оценке эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, информационному обеспечению управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
Согласно п. 1 ст. 3 Водного кодекса РФ водные объекты являются особо значимыми как основа жизни и деятельности человека. Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, в связи с чем указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспорены стороной ответчика при рассмотрении дела в суде, суд приходит к выводу о необходимости понуждения Учреждения устранить выявленные нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования. В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, круг которых невозможно определить, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Суд приходит к выводу, что прокурор действовал в рамках предоставленных ему полномочий, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок исполнения указанных обязанностей, суд учитывает объем и характер предстоящих работ, и полагает необходимым установить срок исполнения в течение 10 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку, иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, с Учреждения в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск и.о. прокурора Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры к МУП Демянского муниципального района «Водоканал» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать МУП Демянского муниципального района «Водоканал» юридический адрес: ул. Карла Либкнехта дом 25 п.Демянск Новгородская область, ИНН 5304006116 организовать в установленном законом порядке учет объема забора (изъятия) воды на скважинах: № 62-81, расположенной на ул. Энергетиков с. Лычково; №Н-60-79, расположенной на ул. Демянская с. Лычково; № 78, расположенной на ул. Железнодорожная с. Лычково; № 70-81, расположенной на ул. Речная с. Лычково; № 2022, расположенной на ул. Совхозная с. Лычково Демянского района, в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с МУП Демянского муниципального района «Водоканал» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия через Валдайский районный суд.
Судья О.А. Никитина