Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-373/2022 ~ М-300/2022 от 05.05.2022

Дело № 2-373/2022    УИД 53RS0003-01-2022-000545-83

Решение

Именем Российской Федерации

п.Демянск 24 мая 2022 года

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Никитиной О.А.,

при секретаре судебного заседания Поспеловой М.В.,

с участием прокурора Демянского района Новгородской области Осипова А.Н.,

представителя ответчика Трофимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры к МУП Демянского муниципального района «Водоканал» об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

И.о. прокурора Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры к МУП Демянского муниципального района «Водоканал» об обязании совершить определенные действия - организовать в установленном законом порядке учет объема забора (изъятия) воды на скважинах: № 62-81, расположенной на ул. Энергетиков с. Лычково; №Н-60-79, расположенной на ул. Демянская с. Лычково; № 78, расположенной на ул. Железнодорожная с. Лычково; № 70-81, расположенной на ул. Речная с. Лычково; № 2022, расположенной на ул. Совхозная с. Лычково Демянского района, в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка природоохранного законодательства в деятельности МУП Демянского муниципального района «Водоканал», в ходе которой установлено, что на скважинах: № 62-81, расположенной на ул. Энергетиков с. Лычково; №Н-60-79, расположенной на ул. Демянская с. Лычково; № 78, расположенной на ул. Железнодорожная с. Лычково; № 70-81, расположенной на ул. Речная с. Лычково; № 2022, расположенной на ул. Совхозная с. Лычково Демянского района не установлены приборы учета воды. При этом, с отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского БВУ расчетный способ в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объема забранной воды не согласован. Отсутствие учета объема забранной воды препятствует своевременному выявлению и прогнозированию развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработке и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, оценке эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, информационному обеспечению управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов. 08 июня 2018 года в адрес директора МУП Демянского муниципального района «Водоканал» было внесено представление. По результатам рассмотрения представления МУП Демянского муниципального района «Водоканал» с выявленными нарушениями согласилось.

    В судебном заседании прокурор Демянского района Осипов А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Трофимова Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58 Конституции РФ гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - ФЗ №7-ФЗ) охрана окружающей среды -деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

В соответствии со ст. 3 ФЗ №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 34 ФЗ №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Частью 3 ст. 43 Водного кодекса РФ предусмотрено, что порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Согласно п. 6 ст. 10.1., ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон «О недрах») основаниями возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи.

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

На основании п. 9 ст. 12 Закона «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Согласно ст. 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

Приказ Минприроды России от 09.11.2020 № 903 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (далее - Порядок).

В соответствии с п. 3 Порядка учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений.

Согласно п. 4 Порядка измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

В соответствии с п. 5 Порядка учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений.

Согласно п. 11 Порядка по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов.

Судом установлено, что скважинах: № 62-81, расположенной на ул. Энергетиков с. Лычково; №Н-60-79, расположенной на ул. Демянская с. Лычково; № 78, расположенной на ул. Железнодорожная с. Лычково; № 70-81, расположенной на ул. Речная с. Лычково; № 2022, расположенной на ул. Совхозная с. Лычково Демянского района не установлены приборы учета воды.

Отсутствие учета объема забранной воды препятствует своевременному выявлению и прогнозированию развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработке и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, оценке эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, информационному обеспечению управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

    Согласно п. 1 ст. 3 Водного кодекса РФ водные объекты являются особо значимыми как основа жизни и деятельности человека. Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, в связи с чем указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспорены стороной ответчика при рассмотрении дела в суде, суд приходит к выводу о необходимости понуждения Учреждения устранить выявленные нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования. В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, круг которых невозможно определить, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Суд приходит к выводу, что прокурор действовал в рамках предоставленных ему полномочий, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок исполнения указанных обязанностей, суд учитывает объем и характер предстоящих работ, и полагает необходимым установить срок исполнения в течение 10 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку, иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, с Учреждения в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск и.о. прокурора Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры к МУП Демянского муниципального района «Водоканал» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать МУП Демянского муниципального района «Водоканал» юридический адрес: ул. Карла Либкнехта дом 25 п.Демянск Новгородская область, ИНН 5304006116 организовать в установленном законом порядке учет объема забора (изъятия) воды на скважинах: № 62-81, расположенной на ул. Энергетиков с. Лычково; №Н-60-79, расположенной на ул. Демянская с. Лычково; № 78, расположенной на ул. Железнодорожная с. Лычково; № 70-81, расположенной на ул. Речная с. Лычково; № 2022, расположенной на ул. Совхозная с. Лычково Демянского района, в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с МУП Демянского муниципального района «Водоканал» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия через Валдайский районный суд.

Судья О.А. Никитина

2-373/2022 ~ М-300/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МУП "Водоканал"
Суд
Валдайский районный суд Новгородской области
Судья
Никитина Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
valdaisky--nvg.sudrf.ru
05.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2022Передача материалов судье
06.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2022Подготовка дела (собеседование)
24.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2022Судебное заседание
24.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее