78RS0002-01-2023-006387-43
Дело № 2-8152/2023 Санкт-Петербург
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года
Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Глазачевой С.Ю.,
с участием прокурора Егорченковой И.В.
при секретаре Гордон И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга к СПб ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Прокурор Выборгского района Санкт-Петербурга обратился в суд с исковым заявлением к СПб ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга», в котором просил обязать ответчика в течение 360 дней с момента вступления решения в законную силу в защитном сооружении ЗС ГО №, расположенном по адресу: <адрес> устранить выявленные и изложенные нарушения в области гражданской обороны, а именно:
- обеспечить подготовку и содержание защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых;
-обеспечить содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии для использования по назначению;
-обеспечить наличие документации в защитном сооружении гражданской обороны;
-обеспечить проведение мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, по планово-предупредительному ремонту строительных конструкций, а также по техническому обслуживанию средств связи и оповещения;
- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны условиями для безопасного пребывания укрываемых в военное время, а также условиями для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;
-обеспечить содержание в исправном состоянии для использования по назначению входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых.
Одновременно с заявленными требованиями истец просит взыскать с ответчика государственную пошлины в размере 300 руб. 00 коп..
В обоснование заявленных требований истец сослался на те обстоятельства, что прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения СПб ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» законодательства при использовании и отчуждении государственного имущества, в том числе объектов гражданской обороны. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 12.02.1998 N 28 "О гражданской обороне", Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" защитное устройство, расположенное по адресу: <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии и не готово к приему укрываемых, а Учреждением не проводятся необходимые мероприятия, а именно, в ЗС ГО инвентарный № выявлены ряд нарушений, также работа по восстановлению ЗС ГО не проводится, что приводит к еще большему разрушению городского имущества и, как следствие, причинению имущественного ущерба собственнику имущества в лице Казны Санкт-Петербурга. Отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией указанного объекта создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства.
Представитель истца – старший помощник прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга Егорченкова И.В. в судебное заседание явился, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Ответчик СПб ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» в судебное заседание направил своего представителя, ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в нем.
Третье лицо Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направил.
Третье лицо ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу в судебное заседание направил своего представителя, который поддержал изложенное в письменных пояснениях по данному спору.
Привлеченное в ходе судебного разбирательства по ходатайству ответчика в качестве третьего лица Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга в суд направила своего представителя, который ранее в материалы дела представил письменную правовую позицию по настоящему спору.
Суд, заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Право прокурора обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц предусмотрено положениями ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса РФ.
Обращение прокурора с вышеуказанным иском имеет целью защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга проведена выездная проверка соблюдения СПб ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» требований законодательства о государственной собственности и гражданской обороны при эксплуатации защитного сооружения (далее – ЗС ГО), расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 12.02.1998 N 28 "О гражданской обороне", Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" защитное устройство, расположенное по вышеуказанному адресу находится в неудовлетворительном состоянии и не готово к приему укрываемых, а Учреждением не проводятся необходимые мероприятия, а именно, в ЗС ГО инвентарный № выявлены ряд нарушений:
- в нарушение п.3.6 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в ЗС ГО отсутствует документация на защитное сооружение, а именно: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и эксплуатации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, план внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила газового состава воздуха в убежище, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;
- в нарушение п.3.2.1 – 3.2.2 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в ЗС ГО нарушена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и входов, аварийных выходов (частично допущен демонтаж защитно-герметических дверей и ставней, требуется замена ставней и дверей);
- в нарушение п.3.2.10 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в соответствующие цвета;
- в нарушение п.3.2.8, 5.2.3 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, нарушена периодичность окрашивания стен ЗС ГО (окраска стен находится в неудовлетворительном состоянии, требуется окраска стен);
- в нарушение п.6.2.1 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, отсутствует табличка-обозначение ЗС ГО, установленного образца;
- в нарушение п.6.2.1-6.2.6 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, отсутствуют указатели маршрутов движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны;
- в нарушение п.6.2.3, 6.2.4 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, отсутствуют заготовленные таблички, указывающие направление движения к ЗС ГО на случай перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых;
- в нарушение п.3.2.1, 3.2.2, 3.2.24, 4.1.1 – 4.1.7 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, не обеспечена работоспособность и сохранность санузлов ЗС ГО (допущено отключение от водоснабжения и канализации, а также демонтаж унитазов и раковин, не предоставлены сведения об оценке состояния, а также о мероприятиях по их ремонту и (или) обслуживанию);
- в нарушение п.3.2.1, 3.2.2, 3.2.11, 4.5.1 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, система водоснабжения ЗС ГО находится в неисправном состоянии (система трубопровода повреждена, корродирована, частично демонтирована, отсутствуют журналы оценки технического состояния ЗС ГО);
- в нарушение п.6.4.2 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, отсутствуют места для размещения укрываемых (нары) в ЗС ГО;
- в нарушение п.4.1.1 – 4.1.7, 5.1.1 таблица 2 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем ЗС ГО (отсутствуют журналы оценки технического состояния ЗС ГО, а также документы, подтверждающие проведение технического обслуживания и ремонта технических систем ЗС ГО, системы частично демонтированы);
- в нарушение п. 5.2.1, 5.2.2 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, не проводится планово-предупредительный ремонт строительных конструкций ЗС ГО (текущий и капитальный ремонт) в соответствии с установленной периодичностью (отсутствуют документы, подтверждающие проведение планово- предупредительного ремонта, строительных конструкций ЗС ГО, требуется ремонт всех помещений ЗС ГО);
- в нарушение п. 4.1.1-4.1.7, 4.2.1-4.2.6 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств (не представлены сведения об оценке состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, а также мероприятий по их ремонту и (или) обслуживанию;
- в нарушение п. 4.1.1-4.1.7, 4.5.3-4.5.5 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, не проводятся мероприятия по оценке технического состояния энергетических устройств (не представлены сведения об оценке состояния, а также мероприятий по их ремонту и (или) обслуживанию;
- в нарушение п. 6.2.2 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, на дверях ЗС ГО не указан порядковый номер с наружной и внутренней стороны;
- в нарушение п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.11 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, п.3 Порядка а содержания и использования ЗС ГО в мирное время, утвержденное Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, не обеспечена сохранность герметичности ЗС ГОГ (защитно-герметические двери и герметические двери закрывают неплотно, частично демонтированы, корродированы, требуют замены, резиновые уплотнители дверей потеряли эластичность, запорные механизмы неисправны, отсутствует документация подтверждающая проведение проверок на герметичность ЗС ГО);
- в нарушение п. 3.2.1, 3.6, 5.1.1 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, не представлена информация о проведении технического обслуживания дверей и ставней (замена уплотнительных резинок, ТО механизма задраивания, требуется замена защитно-герметических дверей и ставней, подверженных коррозии);
- в нарушение п.3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, п.3 Порядка а содержания и использования ЗС ГО в мирное время, утвержденное Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, не обеспечена сохранность гидроизоляции ЗС ГО (имеются подтеки и подтопления помещений ЗС ГО);
- в нарушение п. 3.2.5 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, пункта 9 Порядка а содержания и использования ЗС ГО в мирное время, утвержденное Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, защитно-герметические двери не находятся на подставках.
Проверкой также установлено, что работа по восстановлению ЗС ГО не проводится, что приводит к еще большему разрушению городского имущества и, как следствие, причинению имущественного ущерба собственнику имущества в лице Казны Санкт-Петербурга.
Обратного суду в материалы дела ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 названного Закона).
Статьей 9 названного закона предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
Согласно п. 3 Указа Президента Российской Федерации 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и в соответствии с п. 1.2, п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4, п. 3.1.1, п. 3.2.1, п. 3.2.2, п. 3.2.11, п. 3.6, п. 5.2.1, п. 6.2.1 Приказа МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 года N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
При эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (п. 3.2.1 Правил).
На основании п. п. 1.3, 1.7 названных Правил организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
В силу ст. 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" разработан Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309.
В соответствии с п. 10 указанного Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, при этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы.
Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), и требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, а следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно распоряжению КИО № 292-РК от 27.03.2020 о закреплении нежилых помещений на праве оперативного управления за Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» за последним закреплено право оперативного управления за нежилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Согласно п.3.4 вышеуказанного распоряжения учреждению необходимо обеспечить соблюдение в отношении нежилых помещений требований приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и приказа МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что убежище, расположенное по адресу: <адрес>, относится к защитному сооружению гражданской обороны, и в силу закона является федеральной собственностью, находится в состоянии непригодном для его использования по прямому назначению, в связи с чем СПб ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» обязано обеспечить учет указанного убежища, как объекта федеральной собственности.
Таким образом, суд полагает возможным заявленные исковые требования удовлетворить.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп..
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Обязать СПб ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» в течение 360 дней с момента вступления решения в законную силу в защитном сооружении ЗС ГО №, расположенном по адресу: <адрес>, устранить выявленные и изложенные нарушения в области гражданской обороны, а именно:
- обеспечить подготовку и содержание защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых;
-обеспечить содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии для использования по назначению;
-обеспечить наличие документации в защитном сооружении гражданской обороны;
-обеспечить проведение мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, по планово-предупредительному ремонту строительных конструкций, а также по техническому обслуживанию средств связи и оповещения;
- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны условиями для безопасного пребывания укрываемых в военное время, а также условиями для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;
-обеспечить содержание в исправном состоянии для использования по назначению входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых.
Взыскать с СПб ГКУ «Жилищное агентство Выборгского <адрес> Санкт-Петербурга» в пользу государства государственную пошлину в размере 300 руб.00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Ю. Глазачева
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ