Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2022 года <адрес>
Тайшетский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Павленко Н.С., при секретаре Соболевой И.А., с участием истцов: Р.Л.Н., К.Т.Н., представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» П.Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-943/2022 по исковому заявлению Р.Г.Н., Р.Л.Н., К.Т.Н. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>», Министерству социального развития, опеки и попечительства <адрес> о признании незаконным решения ОГКУ «УСЗН по <адрес>» об отказе в выдаче « Свидетельства на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес>», возложении обязанности на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» принять решение о выдаче «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>», возложении обязанности на Министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес> оформить Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Р.Г.Н., Р.Л.Н., К.Т.Н. обратились в суд с иском к ответчикам, указывая в его обоснование, что они являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности по 1/3 доли в праве, каждый. Указанное жилое помещение было подвергнуто затоплению в ходе паводка, прошедшего в июне 2019 года на территории <адрес>.
Как следует из информации администрации <адрес> муниципального образования, указанный жилой дом попал в зону чрезвычайной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации <адрес> муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ с участием специалистов ООО «<адрес>» было произведено обследование помещения по вышеуказанному адресу, составлен акт обследования, заключением межведомственной комиссии, жилой дом по указанному адресу признан пригодным для проживания, на основании п. 10 раздела II в соответствии с п. 47 раздела IV постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанное заключение было признано незаконным решением Тайшетского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение решения суда межведомственной комиссией <адрес> муниципального образования, выдан акт обследования и заключение от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому жилое помещение признано непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с представленным инженерно-техническим заключением №-С, выполненным ООО «ЦЭОиК «САМПАД» от ДД.ММ.ГГГГ конструкции жилого дома на момент проведения осмотра их технического состояния в соответствии с ГОСТ № «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» «№ «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» классифицируется как:
- фундаменты, грунты - аварийное;
- стены - аварийное;
- перекрытия - ограниченно-работоспособное;
- крыша и кровля - ограниченно-работоспособное;
- инженерные коммуникации - аварийное.
Согласно заключению специалиста от ДД.ММ.ГГГГ шифр №-С, по инструментальному обследованию и оценке технического состояния жилого дома по адресу: <адрес>, обследованный объект находится в аварийном состоянии: Эксплуатация здания в текущем состоянии недопустима, так как дальнейшее разрушение конструкций, находящихся в аварийном состоянии создает угрозу жизни и здоровью находящихся в здании людей. Причиной образования дефектов влияющих на снижение несущей работоспособности и эксплуатационной пригодности конструкций и здания в целом является деформация основания здания вследствие аварийного замачивания грунтов и повреждений фундамента во время чрезвычайной ситуации (паводка), а также совокупность водонасыщенного состояния и разрушения древесины, полученного в результате чрезмерного переувлажнения во время паводка, в связи с чем, возникла неспособность деревянных конструкций противостоять воздействиям внешней среды. Помещение, расположенное по вышеуказанному адресу является непригодным для проживания и подлежит сносу.
Администрацией <адрес> муниципального образования указанное заключение не опровергнуто.
Р.Г.Н. в установленном порядке обратился в органы социальной защиты населения с соответствующим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ №, в назначении меры социальной поддержки в виде свидетельства на приобретение, либо строительство жилого помещения было отказано.
Вместе с тем, жилое помещение в установленном законом порядке аварийным и не пригодным для проживания до введения режима чрезвычайной ситуации не признавалось, не включалось в реестр ветхого и аварийного жилья.
Дом действительно был затоплен, получил повреждения именно в результате чрезвычайной ситуации, также были получены и иные социальные выплаты, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Из представленных доказательств также следует, что на основании инженерно-технического заключения ООО «ЦЭОиК «САМПАД», акта обследования, межведомственная комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.
Заключение межведомственной комиссии, которым выявлены основания для признания помещения непригодным для проживания, не оспорено и не отменено в установленном законом порядке.
Озвученная причина отказа в оказании мер социальной поддержки - отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением», является несостоятельной, не может быть подтверждена какими-либо допустимыми доказательствами по делу.
Из представленных актов и заключений прямо не следует, что жилое помещение до паводка было непригодным к эксплуатации, ветхим, аварийным. Напротив, данными заключениями подтверждено наличие дефектов и повреждений жилого помещения, возникших в результате паводка.
Поскольку, в силу п. 17 Положения, принятие решения о выдаче свидетельства входит в компетенцию ответчика, суд, с целью восстановления нарушенного права, может обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» принять решение о выдаче Свидетельства на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес>.
Поскольку в силу п.п. 22, 23 Положения, свидетельство оформляется министерством социального развития по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению, суд, с целью восстановления нарушенного права, может обязать Министерство социальной защиты, опеки и попечительства <адрес> оформить и выдать Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес>.
В связи с чем, истцы просили суд признать незаконным решение ОГКУ «УСЗН по <адрес>» об отказе в назначении МСП «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес>», обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» принять решение о выдаче «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес>», возложить обязанность на Министерство социальной защиты, опеки и попечительства <адрес> оформить Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес>.
Истец Р.Г.Н., уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании пояснял, что дом в период паводка в ДД.ММ.ГГГГ году получил дефекты и повреждения, которые привели его в непригодное для проживания состояние, он признан аварийным. До паводка ДД.ММ.ГГГГ года дом являлся пригодным для проживания, аварийным, ветхим не признавался. Ранее, в период, когда в доме проживала его мать, в ДД.ММ.ГГГГ года дом неоднократно был затоплен, бывало, что льдины заходили в дом, были повреждения, однако, после указанных затоплений дом ремонтировался, подливали фундамент, жилое помещение было пригодно для проживания, аварийным не признавалось. Сам он, а до него ФИО8 не обращались до ДД.ММ.ГГГГ года с заявлениями об обследовании дома на предмет оценки его технического состояния.
Истец К.Т.Н. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что дом в период паводка получил дефекты и повреждения, которые привели его в непригодное для проживания состояние, он признан аварийным. До паводка ДД.ММ.ГГГГ года дом являлся пригодным для проживания, аварийным, ветхим не признавался. Ранее в ДД.ММ.ГГГГ года дом неоднократно был затоплен, однако, после указанных затоплений он ремонтировался, подливали фундамент. После паводка ДД.ММ.ГГГГ г. из-под дома вымыло грунт, в связи с чем, дом повело, разрушена печь, провести ремонт в доме невозможно, он разрушается. Межведомственная комиссия, признавая дом непригодным для проживания, не указала на каком основании пришла к такому выводу. Органы социальной защиты, отказывая в предоставлении мер социальной поддержки, указали на отсутствие причинно-следственной связи между техническим состоянием дома и паводком, ссылаясь на акт осмотра в котором указано, что причинами дефектов и повреждений является физический износ, с чем она категорически не согласна. Она, ФИО8 не обращались до ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями об обследовании дома на предмет оценки его технического состояния.
Истец Р.Л.Н. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Поддержала доводы К.Т.Н., о том, что ранее дом не признавался аварийным, соответственно после паводка он пришел в непригодное для проживание состояние. Она не обращались до ДД.ММ.ГГГГ года с заявлениями об обследовании дома на предмет оценки его технического состояния.
Представитель ответчика ОГКУ «УСЗН по <адрес>» П.Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Суду пояснила, что причиной отказа Р. в выдаче свидетельства на получение мер социальной поддержки в виде Свидетельства на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>, является отсутствие права на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп. Исходя из акта обследования, заключения межведомственной комиссии, заключения экспертизы, отсутствует причинно-следственная связь между паводком и аварийным состоянием дома, расположенного по адресу: <адрес>, спорное жилое помещение не было утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, пришло в непригодное для проживания состояние, в связи с его длительной эксплуатацией и связано с жизнедеятельностью. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес>, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном суду письменном отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям. Определение основания признания жилого помещения т.е., установление наличия выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований относится к компетенции межведомственной комиссии. Таким образом, факт повреждения в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, принадлежащего истцу, может быть подтвержден только соответствующем заключением межведомственной комиссии органа местного самоуправления. Вместе с тем, обращают внимание, что согласно заключению экспертов, ухудшение технического состояния исследуемого объекта произошло в результате его жизнедеятельности. Что же касается выявленных дефектов и повреждений, вызванных паводком, то они оказали незначительное влияние, за исключением отвалившейся штукатурки и дранки от стены в помещении №, что ещё раз подтверждает то, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> пришло в состояние непригодного для проживания не в результате чрезвычайной ситуации, а в результате жизнедеятельности объекта. Таким образом, ответчик полагает, что истцы не соответствуют условию, определяющему право гражданина на предоставление социальной выплаты, установленному пунктом 1 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп (далее- Положение), поскольку спорное жилое помещение не было утрачено в результате чрезвычайной ситуации. В связи с чем, предоставление социальной выплаты, когда жилое помещение признано непригодным для проживания не в результате наводнения, произошедшего в июне-июле ДД.ММ.ГГГГ года, не предусмотрено нормами Положения, и влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств и фактически приведет к необоснованному обогащению граждан. Учитывая изложенное, решение учреждения об отказе истцам в выдаче свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с отсутствием у них права на предоставление социальной выплаты в соответствии Положением, принято в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и является законным.
Уведомленные о времени и месте рассмотрения дела представители третьих лиц администрации <адрес>, администрации <адрес> МО, в судебное заседание не явились, представили суду заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «з» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Губернатора <адрес> №-уг от ДД.ММ.ГГГГ «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес>» на территории <адрес> с 13 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Режим чрезвычайной ситуации также введен на территории муниципального образования «<адрес>».
Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес>, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории <адрес>» наводнение на территории <адрес> признано чрезвычайной ситуацией федерального характера, установлен особый уровень реагирования, Правительству Российской Федерации даны соответствующие поручения.
Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» установлено, что указанной категории граждан предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в частности в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утверждено описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес> в границах населенных пунктов муниципальных образований <адрес>. В соответствии с указанным Постановлением с.<адрес> входящее в состав Тайшетского муниципального образования, включено в зону подтопления (затопления) чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>.
В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно выписке из ЕГРН, Р.Г.Н., Р.Л.Н., К.Т.Н. являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности, по 1/3 доли в праве, каждый.
Как следует из копии свидетельств о праве на наследство по завещанию, Р.Г.Н., Р.Л.Н., К.Т.Н. являются наследниками ФИО8, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в состав наследственного имущества включен жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.
Согласно акту обследования №, составленного ООО «<адрес>», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в работоспособном состоянии, ремонт не требуется. В акте осмотра, являющегося приложением к данному акту обследования зафиксированы выявленные недостатки: подмыт грунт дома. Данный акт подписан Р.Г.Н., замечаний не приведено.
Решением <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, признано незаконным заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, в части выявления оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для проживания, на администрацию <адрес> муниципального образования возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о пригодности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной постановлением <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ №, было произведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>. На момент осмотра дом не отапливаемый, признаков постоянного проживания не имеется, в доме на регистрационном учете никто не состоит, прилегающая территория не ухожена. Из акта обследования следует, что фундамент разрушается, водосток на кровле не организован, наблюдается гниение нижних венцов дома. В силу длительной эксплуатации помещения и отсутствия капитальных ремонтов имеются признаки гниения нижних венцов дома, осыпание штукатурки, особенно проявляется под окнами, пол - дощатый настил имеет следы окраски, деформирован. В подполье наблюдается частичное обрушение земляных стен. Электропроводка находится в неудовлетворительном состоянии. Наблюдается ухудшение эксплуатационных характеристик здания, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований связано с ненадлежащим содержанием основных конструкций дома, текущий и капитальный ремонты не проводились длительное время. По обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, жилой дом находится в аварийном состоянии и восстановлению не подлежит. Выявлены: просадка, разрешение фундамента здания и печи; деформация перекрытий, наличие разрушений и отслоений отделочного слоя, деформация и просадка покрытия пола; деформация оконных и дверных блоков. Предполагаемые причины дефектов и повреждений: физический износ и старение материалов, ненадлежащее содержание основных конструкций дома, температурно-влажностное воздействие окружающей среды. По результатам обследования выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам рассмотренных документов, на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования жилого дома, комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из заключения специалиста, составленного ЦЭОиК «Сампад», шифр №С по результатам обследования несущих и ограждающих конструкций объекта капитального строительства (жилого дома), расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, установлены категории технического состояния объекта: фундаменты, грунты, стены, инженерные коммуникации – аварийные; перекрытия, крыша, кровля – ограниченно-работоспособное. Общее состояние жилого дома аварийное. По заключению специалиста обследованный объект находится в аварийном состоянии, причиной образования дефектов, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности конструкций и здания в целом является деформация основания здания вследствие аварийного замачивания грунтов и повреждений фундамента во время чрезвычайной ситуации (паводка), а также совокупность водонасыщенного состояния и разрушения древесины, полученного в результате чрезмерного переувлажнения во время паводка, в связи с чем возникла неспособность деревянных конструкций противостоять воздействиям внешней среды. По результатам проведенного обследования объект является аварийным, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является непригодным для проживания и подлежит сносу.
Судом установлено, что после вынесения межведомственной комиссией заключения о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, ДД.ММ.ГГГГ Р.Г.Н., Р.Л.Н., К.Т.Н. обратились в ОГКУ «УСЗН по <адрес>» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, на приобретение жилого помещения.
В целях рассмотрения вопроса о предоставлении меры социальной поддержки по заявлению Р.Г.Н., Р.Л.Н., К.Т.Н., в адрес Старо-Акульшетского МО был направлен запрос ОГКУ ««Управление социальной защиты населения по <адрес>».
Согласно информации главы <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ по запросу ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>», предполагаемые причины дефектов и повреждений: физический износ и старение материалов, ненадлежащее содержание основных конструкций дома, температурно-влажностное воздействие окружающей среды.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» Р.Г.Н. отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» в связи с отсутствием права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» Р.Г.Н. был проинформирован об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» на основании п.п.1 п.18 Положения, а именно в связи с отсутствием права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением (согласно акту обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, причинами дефектов и повреждений жилого помещения является физический износ, ненадлежащее содержание основных конструкций дома, температурно-влажное воздействие окружающей среды.
Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес> (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем: 1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; 2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Таким образом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем, на приобретение или строительство жилого помещения распространяются на граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №-пп.
Согласно ст. 6 Порядка, Предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу названного Порядка об условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.
Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп установлены границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес> в границах населенных пунктов муниципальных образований <адрес>, в которые входит с.<адрес>.
Согласно постановлениям МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждены границы зоны чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, произошедшими в июле ДД.ММ.ГГГГ года на территории МО «<адрес>», адрес: <адрес> включен в границы указанной зоны.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 2 указанного Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.
Согласно абз. 3 указанного пункта, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес> (далее – министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Из п. 16 Положения усматривается, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения необходимых документов, в том числе сведений о признании жилого помещения утраченным.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (абзац седьмой пункта 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац второй пункта 49 Положения).
В силу приведенных норм предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, одним из обязательных условий возникновения у таких граждан права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного является признание уполномоченным органом занимаемого этими гражданами жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу именно в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, решение вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заключение которой является основанием для последующего принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья.
Согласно выводам межведомственной комиссии, в совокупности с содержанием акта обследования помещения, жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, в связи с физическим износом и старением материалов, ненадлежащим содержанием основных конструкций дома, температурно-влажностного воздействия окружающей среды
Между тем, правовая природа меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретения жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории <адрес> летом ДД.ММ.ГГГГ, направлена на оказания помощи лицам, лишившимся пригодных для постоянно проживания жилых помещений в виду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно.
Таким образом, единственным основанием для получения социальной выплаты выступает наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>.
В ходе судебного заседания установлено и как следует из представленных суду письменных доказательств, жилое помещение по адресу: <адрес>, было впервые обследовано в ДД.ММ.ГГГГ году, иных дефектов, кроме того, что подмыт грунт дома, выявлено не было. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, принадлежащее истцам, было признано пригодным для проживания. Указанное заключение решением суда было отменено в ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истца Р.Г.Н., Р.Л.Н., К.Т.Н. суду пояснили, что до наводнения, случившегося в ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>, неоднократно подвергался затоплению в период ДД.ММ.ГГГГ г., все это происходило в весенний период, льдины заходили в дом. Однако, в том время, почва была мерзлой и поэтому грунт под домом не подмывало. После наводнений, случившихся до ДД.ММ.ГГГГ, они ремонтировали дом и в нем проживала ФИО8, являющаяся их матерью, дом был пригоден для проживания.
Из информации от ДД.ММ.ГГГГ, представленной главой <адрес> МО по запросу суда, следует, что до ДД.ММ.ГГГГ года в период весеннего паводка, в ДД.ММ.ГГГГ году наблюдалось подтопление жилых домов в конце <адрес>, со слов работников администрации, в <адрес> вода зашла в подполье. Какими-либо подтверждающими документами о паводковых ситуациях, обращениях граждан за помощью в <адрес> администрацию, не располагает.
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, представленной главой <адрес> МО по запросу суда, ранее собственники жилого помещения, расположенного по адресу<адрес>, не обращались в администрацию с заявлением о признании жилого помещения аварийным.
Распоряжением администрации <адрес> муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании положений ЖК РФ, Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Устава <адрес> МО, на основании заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение, расположенное в границах <адрес> МО, по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.
В качестве основания для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, ответчики указывают на отсутствие причинно-следственной связи между паводком и аварийным состояние жилого дома, а также тот факт, что при признании жилого дома непригодным для проживания заключением межведомственно комиссии ДД.ММ.ГГГГ, комиссия указала на предполагаемые причины дефектов и повреждений: физический износ и старения материалов, ненадлежащее содержание основных конструкций дома, температурно-влажностное воздействие окружающей среды.
Определением <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству стороны истца судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири (<адрес>)».
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертом Союза «<адрес>)», в ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ визуального и инструментального обследования исследуемого объекта были выявлены следующие дефекты и повреждения, полученные в результате паводка: сырости на поверхности земли в подпольях; следы плесени на досках пола, балках и стойках, а также ограждениях подполья; выполненная по дранке штукатурка отвалилась, дранка отошла от стены в помещении №; дефекты и повреждения, полученные в результате жизнедеятельности: гниение нижнего венца со стороны огорода и <адрес>; разрушение завалинки (выпадение ее частей) в районе окна в помещении №; волнообразная форма стен в виду частичного вываливания венцов; образование трещин в помещениях исследуемого объекта в местах сопряжения стен и потолков, а также потолков к потолочным балкам, отслоение обоев от стен - в связи с ненадлежащим уходом (отсутствие ремонта, в том числе косметического после 2016 года). В ходе проведения обследования печи, расположенной в помещении № исследуемого объекта, выявлены такие повреждения как: трещины, расслоение обмазки глины и крен печи влево; носят двойственный характер: так как они возникли как в результате паводка, так и жизнедеятельности. Исходя из характера и объема, выявленных в ходе проведения визуального и инструментального исследования ДД.ММ.ГГГГ дефектов и повреждений следует вывод, что ухудшение технического состояния исследуемого объекта произошло в результате его жизнедеятельности. Что касается выявленных дефектов и повреждений, вызванных паводком, то они оказали незначительное влияние, за исключением отвалившейся штукатурки и дранки от стены в помещении №, при этом, необходимо учесть, что указанное разрушение произошло в месте сгнившего венца. Исследуемый объект, жилой дом по адресу: <адрес>, находится в аварийном состоянии, проведение капитального ремонта нецелесообразно.
Согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с положениями статьи 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Суд может отвергнуть заключение экспертизы в том случае, если это заключение явно находится в противоречии с остальными доказательствами по делу, которые бы, каждое в отдельности и все они в своей совокупности, бесспорно подтверждали бы наличие обстоятельств, не установленных экспертным заключением, противоречащих ему. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания ставить под сомнение выводы экспертов, изложенные в заключении №, поскольку экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов. Экспертами были изучены все имеющиеся материалы, объем которых оказался достаточным для дачи заключения; произведено визуальное и инструментальное исследование объекта экспертизы, сделанные на основе исследования выводы являются обоснованными, соответствуют совокупности имеющихся в материалах дела иных доказательств, заключение содержит подробное описание проведенного исследования. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. Выводы экспертов являются ясными и понятными.
Кроме того, согласно техническому паспорту на жилой дом по адресу: <адрес>, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, технический износ основных строений, отапливаемых пристроек, а также жилого дома в целом, составил 50%.
Как следует из Методики определения физического износа гражданских зданий (утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 404), физический износ определяется по таблицам части II Методики для каждого из участков конструктивного элемента, имеющих различную изношенность. Износ всего конструктивного элемента подсчитывается сложением величин износа отдельных участков, взвешенных по их удельному весу в общем объеме конструктивного элемента (Приложение 1). Как следует из таблицы, величина физического износа в пределах 41-60% ( в данном случае согласно техническому паспорту физический износ помещения составил 50%) соответствует оценке технического состоянии как «неудовлетворительное», эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта.
То есть, из указанного следует, что на момент составления технического паспорта в ДД.ММ.ГГГГ г. на жилое помещение по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, техническое состояние жилого помещения уже оценивалось как неудовлетворительное.
После составления технического паспорта в ДД.ММ.ГГГГ г. и до паводка, случившегося в ДД.ММ.ГГГГ году, прошло более 10 лет.
Бремя содержания принадлежащего собственнику имущества, риск его случайной гибели или повреждения несет собственник (ст. ст. 210, 211 ГК РФ).
Вынесенное администрацией <адрес> муниципального образования распоряжение «О признании жилого помещения непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу на территории <адрес> муниципального образования, с указанием дома истцов не свидетельствует о том, что жилой дом был уничтожен в результате паводка, поскольку доказательств, соответствующих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, подтверждающих то обстоятельство, что жилой дом утрачен, признан непригодным для проживания именно в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, материалы дела не содержат.
Факт утраты рассматриваемого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место летом ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, не нашел своего подтверждения. Установление факта утраты объекта вследствие воздействия паводка означает, что в отсутствие вызванных чрезвычайной ситуацией деструктивных факторов объект оставался бы в пригодном для проживания состоянии. Как следует из представленных в материалы дела технических заключений, жилой <адрес> года постройки, на момент обследования срок эксплуатации рассматриваемого объекта составляет более 60 лет. Таким образом, без проведения капитальных ремонтов и реконструкции, учитывая степень износа и превышение срока эксплуатации, объект не мог не прийти в аварийное состояние вне зависимости от паводка. Доказательств, что при таких характеристиках здание по-прежнему находилось в надлежащем состоянии на момент чрезвычайной ситуации, не представлено. При указанных обстоятельствах сам факт нахождения объекта в зоне паводка, указание в техническом отчете данного факта (среди прочих) в качестве причины, сказавшейся на состоянии объекта, не означает, что утрата жилья вызвана именно чрезвычайной ситуацией.
Из представленных суду доказательств не следует вывод о причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего Р.Г.Н., Р.Л.Н., К.Т.Н. жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в <адрес>, напротив, указано, что ухудшение технического состояния объекта произошло в результате его жизнедеятельности, физического износа, последнее указано в заключении межведомственной комиссии.
Доводы представителя истца о том, что именно паводок привел жилое помещение в непригодное для проживания состояние, т.к. ранее данное жилое помещение в реестре ветхого, аварийного жилья не числилось, суд находит несостоятельным по следующим причинам.
Признание жилого помещения непригодным для проживания осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Согласно указанному Положению, орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
Таким образом, признание жилого помещения пригодным/непригодным для проживания осуществляется при обращении собственника помещения и наличия соответствующего заключения межведомственной комиссии, то есть носит заявительный характер и зависит от волеизъявления собственника.
Тот факт, что жилое помещение ранее, до паводка ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес> не признавалось аварийным, не включено в реестр ветхого аварийного жилья, связан с тем, что сам собственники жилого помещения ранее, не обращался в межведомственную комиссию по данному вопросу.
Учитывая положения Постановления Правительства, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как следует из вышеизложенных нормативных положений, одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.
Поскольку из заключения межведомственной комиссии, составленного на основании акта обследования помещения, жилое помещение, принадлежащее истцам, непригодно для проживания не в результате чрезвычайной ситуации, регулирование которой производится Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, а в результате физического износа, оснований для удовлетворения исковых требований истцов, не имеется.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии у Р.Г.Н., Р.Л.Н., К.Т.Н. права на получение социальной выплаты, поскольку, социальная выплата предоставляется только гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ г. на территории <адрес>, между тем, жилой дом, принадлежащий истцам, признан непригодным для проживания в результате физического износа.
Доказательств, соответствующих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, подтверждающих то обстоятельство, что жилой дом утрачен, признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>, материалы дела не содержат.
Оценивая вышеизложенное, отсутствие доказательств утраты истцами жилого помещения именно в результате чрезвычайной ситуации, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Р.Г.Н., Р.Л.Н., К.Т.Н. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>», Министерству социального развития, опеки и попечительства <адрес> о признании незаконным решения ОГКУ «УСЗН по <адрес>» об отказе в выдаче «Свидетельства на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>», возложении обязанности на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» принять решение о выдаче «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>», возложении обязанности на Министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес> выдать Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда путем подачи апелляционной жалобы через <адрес> городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.С. Павленко