УИД 55RS0024-01-2024-000031-09
Дело № 2- 64/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Нововаршавка, Омской области 14 февраля 2024 года
Нововаршавский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шмидт Н.В., при секретаре судебного заседания Горячун А.В., с участием помощника прокурора Нововаршавского района Омской области Мирошник А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нововаршавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Славянская СОШ» о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нововаршавского района Омской области обратился в Нововаршавский районный суд Омской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Нововаршавского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о защите прав несовершеннолетних в деятельности МБОУ «Славянская СОШ».
Образовательное учреждение, являющееся самостоятельным юридическим лицом – некоммерческой организацией, входит в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в МБОУ «Славянская СОШ», не определена номенклатура и объем резервов материальных ресурсов, а также не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес образовательного учреждения внесено представление, которое в настоящее время рассмотрено и удовлетворено, однако допущенные нарушения не устранены, номенклатура необходимых материальных резервов с учетом потребностей не разработана.
Поскольку обучающиеся МБОУ «Славянская СОШ» в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратится с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании пом. прокурора Мирошник А.Д. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель МБОУ «Славянская СОШ» в судебное заседание не явился, в представленном заявлении исковые требования признала в полном объеме.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Поскольку обучающиеся МБОУ «Славянская СОШ» в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратится с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона № 124-ФЗ, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается, в том числе на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствие с п. п. «а», «б», «ж» ч.1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются, в том числе создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях определения порядка организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. п. 2, 3 Положения единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В силу п. 6 Положения на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В силу п. 20 Положения для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также организациями.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Согласно Приложению № 1 к Методическим рекомендациям по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных МЧС России от 19.03.2021 № 2-4-71-5-11, установлена примерная номенклатура резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которую входят продовольствие и пищевое сырье, лекарственные средства и медицинские изделия, строительные материалы, топливо, аварийно-спасательный и шанцевый инструмент, вещевое имущество, ресурсы жизнеобеспечения, специальное съемное оборудование и комплектующие изделия, средства индивидуальной защиты, средства связи и оповещения.
Таким образом, из смысла указанных норм следует, что образовательное учреждение, являющееся самостоятельным юридическим лицом – некоммерческой организацией, входит в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных выше требований действующего законодательства в МБОУ «Славянская СОШ», не определена номенклатура и объем резервов материальных ресурсов, а также не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес образовательного учреждения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, допущенные нарушения не устранены, номенклатура необходимых материальных резервов с учетом потребностей не разработана, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Ответчики являются муниципальными бюджетными учреждениями, учредителем которых является Нововаршавский муниципальный район в лице комитета образования, свою деятельность осуществляют за счет средств местного бюджета на основании планов финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем следует предоставить разумный срок для исполнения обязанности – в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются.
При решении вопроса о взыскании государственной пошлины, суд исходит из требований ч.2 ст.333.20 НК РФ, которая предусматривает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить от уплаты государственной пошлины. Учитывая финансовое положение ответчика, существа иска в интересах граждан, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Славянская СОШ» разработать и утвердить номенклатуру и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение месяца со дня вступления решения в законную силу
Возложить на МБОУ «Славянская СОШ» обязанность предоставить в суд и прокуратуру района сведения об исполнении решения суда в течении месяца со дня его исполнения
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области.
Судья Н.В. Шмидт
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2024 года