Гражданское дело №2-667/2023
УИД 62RS0010-01-2023-000748-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Касимов 22 августа 2023 г.
Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Шитовой Т.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Талаевой Д.А.,
с участием: представителя истца – помощника Касимовского межрайонного прокурора Карягиной В.В.,
представителя ответчиков- администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, Управления образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района рязанской области по доверенности Ганиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-762/2023 по иску Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Крутоярский детский сад», администрации Касимовского муниципального района Рязанской области о возложении обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности,
установил:
Касимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Крутоярский детский сад», Управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании филиала МДОУ «Крутоярский детский сад»- Селизовский детский сад», расположенном по адресу: <адрес>
Заявленный иск мотивирован тем, что Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения обязательных требований пожарной безопасности в образовательных организациях. По результатам проверки установлено, что чердачное помещение здания Селизовского детского сада не оборудовано системой пожарной сигнализации. В адрес руководителя Крутоярского детского сада было внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения. На момент подачи искового заявления в суд- июль 2023 г. чердачное помещение Селизовского детского сада пожарной сигнализацией не оборудовано.
Согласно п.1.6 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Крутоярский детский сад» учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование- Касимовский муниципальный район Рязанской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области. Истец указывает, что несоблюдение требований действующего законодательства о пожарной безопасности может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, несовершеннолетних воспитанников, работников и посетителей детского сада. Непринятие надлежащих мер в сфере соблюдения противопожарных норм является не только нарушением законодательства о пожарной безопасности, но и создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Протокольным определением Касимовского районного суда от 3 августа 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Касимовского муниципального района Рязанской области.
В судебном заседании представитель истца – помощник Касимовского межрайонного прокурора Карягина В.В. уточнила заявленные требования в части возложения на администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области обязанности профинансировать проведение мероприятий по оборудованию системой пожарной сигнализации чердачного помещения здания муниципального дошкольного образовательного учреждения «Селизовский детский сад», просила установить срок для исполнения решения суда- в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, в остальной части поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчиков- Управления образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, администрации Касимовского муниципального района рязанской области по доверенности Ганина О.В. не возражала в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика- муниципального дошкольного образовательного учреждения «Крутоярский детский сад» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не поступило.
Суд на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителя Крутоярского детского сада, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчиков, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п.4 ст. 27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ).
Согласно положениям ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К числу основных функций системы обеспечения пожарной безопасности относится разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.
Согласно ст. 37 указанного Федерального закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Статьей 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 21.05.2021) утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Согласно ч.3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.4.4, 4 свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещения и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539 в зданиях и сооружениях следует защищать АУП и (или) СПС все помещения независимо от площади, кроме помещений: чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2).
В силу подп. 2,15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с положениями п.2 ч.6 ст. 28 указанного выше Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.8,9 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Как следует из п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ муниципальный район наделен полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 1.6 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения- Крутоярский детский сад учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование- Касимовский муниципальный район Рязанской области. Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет администрация Касимовского муниципального района Рязанской области.
При этом управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области является структурным подразделением администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции администрации района в сфере образования.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что финансирование деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения относится к обязанностям муниципального образования как учредителя, а также в силу отнесения данного вопроса к вопросам местного значения.
В судебном заседании установлено, что Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения обязательных требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
20 июня 2023 г. заместителем межрайонного прокурора в адрес заведующего МДОУ «Крутоярский детский сад» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних, согласно которому на директора детского сада возложена обязанность безотлагательно принять меры по оборудованию системой пожарной сигнализации чердачного помещения здания Селизовского детского сада- филиала МДОУ «Крутоярский детский сад», расположенного по адресу: <адрес>
26 июня 2023 г. заведующим МБДОУ «Круторяский детский сад» в адрес Касимовской межрайонной прокуратуры направлено сообщение, из которого следует, что в управление образования и молодежной политики направлены ходатайства о выделении дополнительных средств на оборудование пожарной сигнализацией чердачного помещения Селизовского детского сада.
Доказательств устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности в материалы гражданского дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, с учетом представленных материалов, суд полагает, что требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Определяя срок для исполнения решения суда, суд, с учетом мнения истца, позиции ответчика, считает разумным и обоснованным определить его до 1 сентября 2024 г..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области (ИНН №), муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Крутоярский детский сад» (ИНН №), администрации Касимовского муниципального района Рязанской области (ИНН №) о возложении обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Крутоярский детский сад», Управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области устранить требования пожарной безопасности, а именно: оборудовать чердачное помещение здания, расположенного по адресу: <адрес> системой пожарной сигнализации.
Возложить на администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области при недостаточности денежных средств у муниципального дошкольного образовательного учреждения «Крутоярский детский сад», Управления образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области обязанность по финансированию проведения указанных мероприятий.
Установить срок для исполнения решения суда – до 1 сентября 2024 г.
Решение в течение месяца с момента составления мотивированного решения в апелляционном порядке может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда с подачей жалобы через Касимовский районный суд Рязанской области.
Судья Т.Н. Шитова
Мотивированное решение составлено 25 августа 2023 г.
Судья Т.Н. Шитова