Дело № 2-2466/2022
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Жеребцовой И.В., при секретаре судебного заседания Сыченко О.В., с участием представителя истца Корнеева А.А. по доверенности адвоката Быкова В.Е., представителя ответчика ГУ - ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области по доверенности Бикмухаметовой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнеева Александра Алексеевича к ГУ - ГУ ПФР №7 по г. Москве и Московской области о признании незаконным и отмене решения государственного учреждения, о включении периодов работы в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Корнеев А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по г. Москве и Московской области (клиентская служба г. Электросталь) и, уточнив исковые требования, просил включить периоды работы в страховой стаж и назначить досрочную страховую пенсии по старости с 14 февраля 2022 года, в соответствие с пунктом 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях)».
Свои требования Корнеев А.А. мотивировал тем, что не менее 25 лет осуществлял педагогическую деятельность в организациях для детей. 13 января 2022 года обратился в ГУ - ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области (клиентская служба г. Электросталь) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. 03 марта 2022 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого педагогического стажа. В специальный стаж Корнеева А.А. не включены следующие периоды работы, которые он обжалует: с 11.11.2004 г. по 31.08.2013г. и с 01.09.2013 г. по 12.01.2022 г. в должности <1>; с 15.03.1999 г. по 14.07.1999 г. в должности <1>. Корнеев А.А. считает, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, поскольку он осуществлял педагогическую деятельность в указанном учреждении в должности <1>. Его должность, а также учреждение, в котором он осуществлял педагогическую деятельность, включена в Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. В соответствие с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных названным постановлением, обжалуемые периоды работы должны быть включены в педагогический стаж Корнеева А.А. Таким образом, с учетом бесспорно включенных периодов работы в специальный стаж, и на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", досрочная страховая пенсия по старости ему должна быть назначена с 14 февраля 2022 года.
Истец Корнеев А.А. в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом. Представитель истца – адвокат Быков В.Е. исковые требования поддержал, дал суду аналогичные установочной части решения суда объяснения.
Представитель ответчика по доверенности Бикмухаметова Д.Р. иск не признала по доводам, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии от 03.03.2022 г. и отзыве на исковое заявление от 19.07.2022 г.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П, в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из решения пенсионного органа следует, что специальный стаж Корнеева А.А., который бесспорно может быть принят к зачету, составляет 08 лет 10 месяцев 26 дней.
В педагогический стаж Корнеева А.А. не включены следующие периоды работы: с 11.11.2004 г. по 31.08.2013 г. и с 01.09.2013 г. по 12.01.2022 г. в должности <1> с 15.03.1999 г. по 14.07.1999 г. в должности <1>
Отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости мотивирован тем, что в указанные периоды преподавательская работа у Корнеева А.А. отсутствует, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета спорные периоды отражены без указания кода льготы, то есть на общих основаниях, педагогическая ставка отсутствует. Должность заместителя директора по безопасности Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 не предусмотрена.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, установлено, что Периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), и только начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (пункт 4 Правил).
Из представленных стороной истца в материалы дела документов: заверенная копия трудовой книжки Корнеева А.А., №, отражено то, что он 15.08.1995г. принят в МОУ «Вспомогательная школа-интернат» г. Электросталь на должность <1>. Сведений о расторжении трудового договора с Корнеевым А.А., как с учителем педагогического учреждения, стороной ответчика не представлено. Из этого необходимо сделать вывод о том, что в спорные периоды Корнеев А.А. продолжал осуществлять педагогическую деятельность. Данные обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами, а именно тарификационными списками, заверенными копиями расчетных листков, приказами о приеме Корнеева А.А. на должность <1>.
В силу ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обязанность своевременного и надлежащего предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых вносятся сведения, на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, возложена на работодателя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Из смысла названной нормы закона, в совокупности с указанными разъяснениями Верховного Суда РФ следует, что ненадлежащее исполнение работодателем обязанности как по начислению (то есть предоставлению информации), так и по уплате страховых взносов не может повлечь неблагоприятные последствия для работника и служить основанием к невключению в страховой стаж Корнеева А.А. спорного периода работы.
Факт непредоставления работодателем индивидуальных сведений о работе истца Корнеева А.А. в спорный период, не позволяет исключить такой период из страхового стажа, поскольку отсутствие указанных сведений само по себе не может являться основанием для возложения на Корнеева А.А. неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения права на зачет спорных периодов работы в страховой стаж, так как действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременное и правильное отражение сведений о специальном и страховом стаже либо ставили в зависимость от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Суд не соглашается с доводами пенсионного органа относительно того, что спорные периоды правильно не засчитаны в специальный стаж, поскольку необходимым условием подтверждения педагогической деятельности является занятие штатной должности <1>.
Для подтверждения осуществления учебно-воспитательного процесса, отсутствует необходимость предоставления каких-либо дополнительных документов (таких как дополнительное соглашение к основному трудовому договору).
Согласно ст. 282 ТК РФ особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Правительство РФ Постановлением от 04.04.2003 № 197 передало данный вопрос в ведение Министерства труда РФ, которое, в свою очередь, в Постановлении от 30.06.2003 № 41 установило особенности работы по совместительству для четырех категорий работников, поименованных в части 6 статьи 282 ТК РФ, в том числе педагогических работников. Данное Постановление выводит из-под действия общих норм о совместительстве большое количество случаев вторичной занятости, предоставляет возможность выполнения работы по совместительству в основное рабочее время (по согласованию с основным работодателем), а также определяет, что в случаях, предусмотренных Постановлением, трудовой договор с работником не заключается.
Таким образом, с учетом представленных в материалы дела доказательств, подтверждено, что в спорные периоды Корнеев А.А. фактически осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Из материалов пенсионного дела Корнеева усматривается, что в период с 15.03.1999г. по 14.07.1999г., работая по должности <1>, он находился в учебном отпуске.
Статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными закона.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (статья 173 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 173 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорные периоды работы Даниловой Н.А.) работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В связи с этим период работы Корнеева А.А. с 15.03.1999г. по 14.07.1999г. также подлежит включению в специальный стаж.
Из документов гражданского дела и пенсионного дела Корнеева А.А. усматривается, что к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, истец обратился 13.01.2022 года.
С учетом исчисленного ответчиком специального стажа истца на дату его обращения в ПФР – 22.07.2021 г. в размере 08 лет 10 месяцев 26 дней, и подлежащих включению в специальный стаж истицы упомянутых выше периодов, требуемый 25-летний стаж педагогической деятельности истцом выработан на 14 августа 2020 года.
Приложение № 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" и статья 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ регламентируют сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения права на страховую пенсию по старости с 2019 года по 2023 год и далее. В указанном Приложении № 7 содержатся сроки назначения страховой пенсии - в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 31.12.2018 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, если указанная категория работников выработала необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г., пенсия им может быть назначена на полгода раньше сроков, указанных в Приложении №7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях».
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Таким образом, истец выработал необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г., в связи с чем пенсия ему может быть назначена на полгода раньше сроков, указанных в Приложении № 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», т.е. с 14.02.2022 г., как об этом просит истец, - что в полной мере отвечает положениям Конституции Российской Федерации, согласно которой Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39); в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование (часть 6 статьи 75).
Исходя из доказанности обстоятельств осуществления Корнеевым А.А. трудовой деятельности в определенных условиях, подтверждавших ее характер и влияющих на досрочное назначение пенсии по старости, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 7 ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ 11.11.2004 ░. ░░ 31.08.2013 ░. ░ ░ 01.09.2013 ░. ░░ 12.01.2022 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <1>; ░ 15.03.1999 ░. ░░ 14.07.1999 ░. ░ ░░░░░░░░░ <1>
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 14 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2022 ░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░