Дело № 2-948/2023
УИД 54RS0025-01-2023-001574-89
Поступило в суд: 20.09.2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Куйбышев НСО 13 декабря 2023 г.
Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Исаева И.Н.,
при секретаре Наумовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению министерства сельского хозяйства Новосибирской области к Стырану О. П. о взыскании суммы гранта на развитие семейной животноводческой фермы,
у с т а н о в и л:
В обоснование иска министерство сельского хозяйства <адрес> (далее – Министерство) указывает о том, что между Министерством и индивидуальным предпринимателем Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении из областного бюджета <адрес> на конкурсной основе гранта в форме субсидии и собственных средств ФИО1 на развитие семейной животноводческой фермы в <адрес> (далее - Соглашение). Срок реализации проекта – не более 24 месяцев со дня поступления гранта, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Предметом соглашения является софинансирование соответствующих расходных обязательств в рамках государственной программы <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес>» на развитие семейной животноводческой фермы. Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с планом расходов, предоставляемом на участие в конкурсном отборе на право получения гранта в форме субсидии.
Согласно пункту 2.1 Соглашения, грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета <адрес>, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 настоящего Соглашения, в размере 30 000 000 руб. в 2019 году. Условием предоставления гранта является согласие получателя на осуществление Министерством проверок соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления гранта.
По условиям соглашения Получатель в том числе: представляет в Министерство отчет об осуществлении расходов в сроки и по формам, установленным Министерством в Соглашении; представляет в Министерство отчет об осуществлении расходов в сроки и по формам, установленным Министерством с Соглашении; направляет грант на финансовое обеспечение затрат, согласно пункту 1.2. настоящего Соглашения, с соблюдением Порядка предоставления гранта; использует грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств; ведет обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет гранта; обеспечивает достижение показателей результативности, установленных Министерством в соответствии с пунктом 4.1.4. Соглашения.
В соответствии с пунктом 4.1.4. Соглашения, Министерство осуществляет оценку достижения Получателем показателей результативности, установленных Министерством в соответствии с пунктом 4.1.3., согласно которому устанавливает конкретные показатели результативности использования грантов, конкретные результаты (целевые показатели) в приложениях № 1, 2, 3, 4 к Соглашению, являющимся неотъемлемой частью Соглашения по соответствующим мероприятиям.
Средства гранта перечислены платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 000 000 рублей. В соответствии с соглашением о создании фермерского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 и Стыран О.П. приняли решение о создании фермерского хозяйства «КФХ ФИО1». Согласно пункту 2.1. соглашения о создании фермерского хозяйства, ФИО1 признана главой фермерского хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключила брак со Стыраном О.П. В заявке на участие в конкурсном отборе на право получения гранта в форме субсидии на развитие семейной животноводческой фермы от ДД.ММ.ГГГГ указаны сведения о количестве членов КФХ: супруга ФИО1 (глава крестьянского (фермерского) хозяйства); супруг Стыран О.П. (управляющий), которые принимают непосредственное участие в деятельности К(Ф)Х.
<адрес> направлено ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ № о рассмотрении заявки на участие в конкурсном отборе, а также даны рекомендательные письма главы администрации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, заместителя главы администрации ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес ИП Главы КФХ ФИО1 было направлено требование о возврате части гранта в размере 1 920 000 рублей в соответствии с заключением проверки Контрольно-счетной палаты <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ФИО1 запрос № о предоставлении дополнительных документов относительно затрат, произведенных на разработку проектно-сметной документации строительства, о создании 2 рабочих мест, а также подтверждение расходов, произведенных за счет собственных средств в размере не менее 40 % затрат, направленных на достижение целей предоставления субсидии в соответствии с планом затрат и информацию с пояснениями о недостижении целей по приросту объема сельскохозяйственной продукции в течение 15 рабочих дней, со дня получения указанного запроса.
Из отчета ИП КФХ ФИО1 о достижении показателей результатов использования гранта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ей были достигнуты показатели развития (создано 3 новых рабочих места); прирост объема сельскохозяйственной продукции составило 10 %. Также, из реестра расходов гранта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 фактически было израсходовано на:
строительство, реконструкцию или модернизацию животноводческих ферм всего 20 670 000 рублей (в том числе 13 170 000 – средств бюджета; 7 500 000 – собственных средств);
комплектацию семейных ферм оборудованием и техникой, и их монтаж всего 15 276 200 рублей (в том числе 7 820 720 – средств бюджета; 7 455 480 – собственных средств);
разработку проекта «Строительство молочно-товарной фермы на 200 голов» всего 284 000 рублей (из них 284 000 – собственных средств);
покупку сельскохозяйственных животных – нетелей породы «Сементал» всего 15 015 466 рублей (в том числе 9 009 280 – средств бюджета, 6 606 186 – собственных средств).
Итого было израсходовано 30 000 000 рублей – средств бюджета; 21 545 666 рублей – собственных средств.
В подтверждение расходов было предоставлено:
Наименование контрагента |
Номер и дата договора |
Цена договора |
Наименование товара (работ, услуг) |
Количество |
Оплата за счет средств гранта |
Оплата собственными средствами |
Документы в подтверждение исполнения условий договора |
ООО «Мастертрейд» |
№ от ДД.ММ.ГГГГ |
8 333 466,66 |
Сельскохозяйственные животные (КРС) |
61 |
5 000 080 Платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ |
3 333 356,66 Квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ |
Товарно-транспортная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ Счет-фактура № от ДД.ММ.ГГГГ |
ООО «Мастертрейд» |
№ от ДД.ММ.ГГГГ |
3 638 700 (1 142 904 |
Танк-охладитель ОМОТ-6000 |
1 |
2 183 220 Платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ |
1 455 480 Квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ |
|
2 495 796) |
Доильные залы «Елочка» |
1 |
|||||
ИП ФИО4 |
№ от ДД.ММ.ГГГГ |
16 800 000 (8 400 000 |
Бетонные конструкции |
Комплект на коровник |
12 000 000 Платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ |
4 800 000 Квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ 1 920 000 Квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ |
Товарная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ |
8 400 000) |
Металлические конструкции |
Комплект на коровник |
|||||
ИП ФИО4 |
№ от ДД.ММ.ГГГГ |
1 950 000 (650 000 |
Осина |
100 куб.м |
1 170 000 Платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ |
780 000 Квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ |
Товарная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ |
1 300 000) |
Береза |
200 куб.м |
|||||
ООО «Центр-проект» |
№ от ДД.ММ.ГГГГ |
380 000 |
Проект «Строительство молочно-товарной фермы на 200 голов дойного стада в <адрес>» |
1 |
380 000 |
152 000 Платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ 132 000 Платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ |
<адрес> было сообщено, что специалисты управления строительства, коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации <адрес> произвели выездную проверку строительства ФИО1 молочно-товарной фермы в д. <адрес>. На момент проверки строительные работы на площадке не ведутся и не соответствуют проектно-сметной документации. Документы о ходе строительства ФИО1 не представлены и в администрации района отсутствуют.
ФИО1 при заключении соглашения, даны следующие обязательства: оплатить не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, и начисленный налог на добавленную стоимость в полном объеме за счет собственных средств; использовать грант на развитие семейной животноводческой фермы в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства и использовать имущество, закупаемое за счет гранта на развитие семейной животноводческой фермы, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; создать и сохранить в течение не менее 5 лет с даты получения гранта новые постоянные места в сельской местности исходя из расчета создания не менее 3 новых постоянных рабочих мест на один грант, полученный в текущем финансовом году; осуществлять деятельность КФХ в течение не менее 5 лет после получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы.
ДД.ММ.ГГГГ письмом администрации <адрес> № в адрес Министерства поступило сообщение о том, что индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Письмо также содержало данные о том, что в хозяйстве имелась 421 голова крупного рогатого скота (далее - КРС), в том числе 300 голов коров молочного направления, 121 голова молодняка КРС.
Управление ветеринарии на запрос Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № сообщило, что ИП глава КФХ ФИО1 подвергалось ветеринарным мероприятиям следующее поголовье коров: осень 2018 года – 68 голов; весна 2019 года – 76 голов; осень 2019 года – 60 голов; весна 2020 года – 78 голов; осень 2020 года – 87 голов; весна 2021 года – 114 голов.
ДД.ММ.ГГГГ ответом на запрос министерства нотариус нотариального округа <адрес> ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ № сообщила, что в отношении умершей ФИО1 заведено наследственное дело №.
ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Стырана О.П. направлено требование о возврате гранта в размере 30 000 000 рублей в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления. Наследником по закону, принявшим наследственное имущество, является супруг Стыран О.П.
Поскольку грант имеет целевое и адресное назначение, Стыран О.П. является членом фермерского хозяйства, а кроме того, наследником после смерти ФИО1, Министерство направило Стырану О.П. уведомление о возврате денежных средств. Поскольку на момент смерти главы КФХ ФИО1 обязательства не были исполнены, то у наследника Стырана О.П., возникла обязанность вернуть всю сумму. В срок, установленный в уведомлении, средства гранта возвращены не были. Наследодатель не являлся единственным членом КФХ, а являлся его главой. Супруг наследодателя Стыран О.П. являлся членом КФХ, однако не стал главой КФХ. Кроме того, имущество, использовавшееся для осуществления деятельности КФХ (участок, постройки, скот, техника и оборудование и т.п.), приобреталось в браке, и перешло в собственность ответчика в порядке наследования. Данное имущество продолжает использоваться Стыраном О.П. для производства сельскохозяйственной продукции в фермерском хозяйстве. Просит суд взыскать с ответчика в свою пользу сумму гранта в размере 30 000 000 руб.
Представитель истца в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 28 БК РФ установлен перечень принципов бюджетной системы, согласно которому бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам установлен ст. 78 БК РФ.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателем, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств областного бюджета <адрес> на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в <адрес> установлен Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Согласно свидетельству о заключении брака серии №, брак между Стыраном О.П. и ФИО1 заключен ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 39).
Как следует из соглашения о создании фермерского хозяйства «КФХ ФИО1» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 и Стыран О.П. приняли решение о создании фермерского хозяйства «КФХ ФИО1», ФИО1 признана главой данного фермерского хозяйства (т. 2 л.д. 34-37).
Из заявки на участие в конкурсном отборе на право получения гранта в форме субсидии на развитие семейной животноводческой фермы следует, что членами К(Ф)Х являются: супруга ФИО1 (глава крестьянского (фермерского) хозяйства); супруг Стыран О.П. (управляющий), которые принимают непосредственное трудовое участие в деятельности К(Ф)Х (т. 2 л.д. 58-59).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и Получателем – индивидуальным предпринимателем Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключено соглашение № о предоставлении из областного бюджета <адрес> на конкурсной основе гранта в форме субсидии и собственных средств ФИО1 на развитие семейной животноводческой фермы в <адрес> (далее - Соглашение). Срок реализации проекта – не более 24 месяцев со дня поступления гранта, то есть до ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 41-44).
Согласно п. 1.1 Соглашения, предметом настоящего соглашения является предоставление Получателю из областного бюджета <адрес> в 2019 году гранта в форме субсидии на софинансирование соответствующих расходных обязательств в рамках государственной программы <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес>» на развитие семейной животноводческой фермы.
В соответствии с п. 1.2 Соглашения, грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с планом расходов, предоставляемом на участие в конкурсном отборе на право получения гранта в форме субсидии.
В соответствии с п. 2.1 Соглашения, грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета <адрес>, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее – коды БК) на цели, указанные в разделе 1 настоящего Соглашения, в размере 30 000 000 руб. в 2019 году.
Согласно п.п. 3.1, 3.4 Соглашения, грант предоставляется в соответствии с Порядком предоставления гранта. Условием предоставления гранта является согласие Получателя на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления гранта. Выражение согласия Получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания настоящего Соглашения.
Согласно п. 4.3 Соглашения, Получатель обязуется в том числе: представлять в Министерство отчет о достижении показателей результативности в сроки и по формам, установленным Министерством в Соглашении; представлять в Министерство отчет об осуществлении расходов в сроки и по формам, установленным Министерством в Соглашении; направлять грант на финансовое обеспечение затрат, согласно пункту 1.2. настоящего Соглашения, с соблюдением Порядка предоставления гранта; использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств; вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет гранта; обеспечить достижение показателей результативности, установленных Министерством в соответствии с пунктом 4.1.4. настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 4.1.4. Соглашения, Министерство обязуется осуществлять оценку достижения Получателем показателей результативности, установленных Министерством в соответствии с п. 4.1.3 настоящего Соглашения.
Согласно п. 4.1.3 Соглашения, Министерство обязуется устанавливать конкретные показатели результативности использования грантов, конкретные результаты (целевые показатели) (далее-показатели результативности) в приложениях №, 2, 3, 4 к настоящему Соглашению, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения по соответствующим мероприятиям.
Из плана расходов на реализацию бизнес-плана крестьянского (фермерского) хозяйства (семейная животноводческая ферма) ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, средства гранта планировалось направить на: разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм – 160 000 руб., строительство, реконструкция, ремонт или модернизация семейных животноводческих ферм – 15 000 000 руб., комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж – 19 840 000 руб., покупки сельскохозяйственных животных нетелей породы Сементал в количестве 200 ед. – 15 000 000 руб. (т. 2 л.д. 52-53).
Как следует из платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ средства гранта перечислены получателю – ИП Глава К(Ф)Х ФИО1 в сумме 30 000 000 руб. (т. 2 л.д. 40).
При заключении соглашения ФИО1 были даны следующие обязательства: 1. оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, и начисленный налог на добавленную стоимость в полном объеме за счет собственных средств; 2. использовать грант на развитие семейной животноводческой фермы в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства и использовать имущество, закупаемое за счет гранта на развитие семейной животноводческой фермы, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; 3. создать и сохранить в течение не менее 5 лет с даты получения гранта новые постоянные места в сельской местности исходя из расчета создания не менее 3 новых постоянных рабочих мест на один грант, полученный в текущем финансовом году; 4. осуществлять деятельность К(Ф)Х в течение не менее 5 лет после получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы (т. 2 л.д. 91).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес ИП Главы КФХ ФИО1 было направлено требование о возврате части гранта в размере 1 920 000 рублей в соответствии с заключением проверки Контрольно-счетной палаты <адрес>, которым установлено, что ФИО1 произведен неправомерный расход средств гранта в указанной сумме (т. 2 л.д. 101-102).
ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ФИО1 запрос № о предоставлении дополнительных документов относительно затрат, произведенных на разработку проектно-сметной документации строительства, о создании 2 рабочих мест, а также подтверждение расходов, произведенных за счет собственных средств в размере не менее 40 % затрат, направленных на достижение целей предоставления субсидии в соответствии с планом затрат и информацию с пояснениями о недостижении целей по приросту объема сельскохозяйственной продукции в течение 15 рабочих дней, со дня получения указанного запроса (т. 2 л.д. 96).
Как следует из отчета ИП КФХ ФИО1 о достижении показателей результатов использования гранта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, были достигнуты показатели развития (создано 3 новых рабочих места); прирост объема сельскохозяйственной продукции составил 10 % (т. 2 л.д. 104).
Из реестра расходов гранта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 фактически было израсходовано на: строительство, реконструкцию или модернизацию животноводческих ферм всего 20 670 000 рублей (в том числе 13 170 000 – средств бюджета; 7 500 000 – собственных средств); комплектацию семейных ферм оборудованием и техникой, и их монтаж всего 15 276 200 рублей (в том числе 7 820 720 – средств бюджета; 7 455 480 – собственных средств); разработку проекта «Строительство молочно-товарной фермы на 200 голов» всего 284 000 рублей (из них 284 000 – собственных средств); покупку сельскохозяйственных животных – нетелей породы «Сементал» всего 15 015 466 рублей (в том числе 9 009 280 – средств бюджета, 6 606 186 – собственных средств), итого было израсходовано 30 000 000 рублей – средств бюджета; 21 545 666 рублей – собственных средств (т. 2 л.д. 24-25).
Как следует из информации администрации Куйбышевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно письму министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № специалисты управления строительства, коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации Куйбышевского муниципального района <адрес> произвели выездную проверку строительства ФИО1 молочно-товарной фермы в д. <адрес>. На момент проверки строительные работы на площадке не ведутся и не соответствуют проектно-сметной документации, документы о ходе строительства ФИО1 не представлены (т. 1 л.д. 21).
Согласно письму администрации Куйбышевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отчет по животноводству на ДД.ММ.ГГГГ по ИП глава К(Ф)Х ФИО1 не был предоставлен в управление сельского хозяйства администрации Куйбышевского муниципального района. В связи с этим в сводной отчетности по животноводству Куйбышевского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ не включено крестьянско-фермерское хозяйство ИП глава К(Ф)Х ФИО1, в котором имелась 421 голова крупного рогатого скота, в том числе 300 голов коров молочного направления продуктивности, 121 голова молодняка крупного рогатого скота (т. 1 л.д. 23).
Как следует из ответа Управление ветеринарии <адрес> на запрос от ДД.ММ.ГГГГ №, в ИП глава КФХ ФИО1 подвергалось ветеринарным мероприятиям следующее поголовье коров: осень 2018 года – 68 голов; весна 2019 года – 76 голов; осень 2019 года – 60 голов; весна 2020 года – 78 голов; осень 2020 года – 87 голов; весна 2021 года – 114 голов (т. 2 л.д. 98).
Суду не представлено доказательств, подтверждающих выполнение условий соглашения № о предоставлении из областного бюджета <адрес> на конкурсной основе гранта в форме субсидии и собственных средств ФИО1 на развитие семейной животноводческой фермы в <адрес> в полном объеме в установленный данным соглашением срок.
В соответствии со ст.ст. 4, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, в отношении которых осуществляется государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий для их развития, оказание им содействия, обеспечение самозанятости. Эти цели и принципы государственной политики достигаются, в том числе, путем оказания им финансовой поддержки за счет средств бюджета, выделяемых в форме субсидий и грантов (статьи 16,17 и 25 указанного Закона).
Согласно п. 5 ст. 23 ГК РФ граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство прекращается в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 1179 ГК РФ после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основаниях с соблюдением при этом правил статей 253 - 255 и 257 - 259 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.
В соответствии с п. 3 ст. 257 ГК РФ в случаях, предусмотренных настоящей статьей, доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии с п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п.п. 1, 2, 4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 1175 ГК РФ каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно п. 4.3.1 соглашения о создании фермерского хозяйства «КФХ ФИО1», имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности (т. 2 л.д. 36).
Как следует из свидетельства о смерти № ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 125об.).
Из наследственного дела № следует, что единственным наследником, принявшим наследство после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, является ответчик Стыран О.П. (т. 2 л.д. 126, 126об.-127, 154об., 155).
В судебном заседании не оспаривалось то обстоятельство, что после смерти главы К(Ф)Х ФИО1, Стыран О.П., являясь единственным членом этого К(Ф)Х, не стал его главой, однако, продолжает пользоваться имуществом для производства сельскохозяйственной продукцией в фермерском хозяйстве, то есть продолжает деятельность данного фермерского хозяйства.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что к ответчику перешли имущественные обязательства, взятые на себя наследодателем – главой К(Ф)Х ФИО1 по исполнению указанного выше Соглашения.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлено уведомление № с требованием о возврате гранта в размере 30 000 000 рублей в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления (т. 2 л.д. 26).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, следует взыскать с ответчика в пользу истца сумму гранта в размере 30 000 000 руб.
Руководствуясь ст. 194 – 198, 235 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ 5008 519367, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. ░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ 5406634656, ░░░░ 1105476023234) ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 000 ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, – ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.