Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1439/2014 ~ М-336/2014 от 28.01.2014

дело № 2-1439/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Пушкино 11 марта 2014 года

Пушкинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Лютой О.В.

при секретаре В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района к М., М. о взыскании денежных средств,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты>, указав, что по заявлению ответчиков в 2011 году они включены в список молодых семей, желающих участвовать в Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. ДД.ММ.ГГГГ. Ответчики обратились с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ. ответчикам выдано указанное свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. на основании распоряжения администрации Пушкинского района указанная социальная выплата в общей сумме <данные изъяты> перечислена на счет ответчиков платежными поручениями: из местного бюджета в размере <данные изъяты>, из федерального бюджета – <данные изъяты>, из областного бюджета – <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. ответчики приобрели в собственность квартиру общей площадью 67,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты>, использовав социальную выплату и собственные денежные средства. Истец считает, что полученная ответчиками социальная выплата в общей сумме <данные изъяты> является неосновательным обогащением, поскольку выплачена ошибочно без учета норм действующего законодательства, поскольку на момент получения социальной выплаты на каждого члена семьи ответчиков приходилось 13,49 кв.м. жилья, что превышало установленную учетную норму на 4,49 кв.м.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Л. исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала, просила удовлетворить.

Ответчики в судебном заседании иск не признали, пояснив, что добросовестно представили все необходимые документы для получения социальной выплаты, в связи с чем, оснований для взыскания предоставленных им денежных средств не имеется.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, находит иск не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением администрации Пушкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. М. с семьей из 4 человек (она, муж и двое детей) признана молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий в Пушкинском муниципальном районе (л.д.9).

Постановлением администрации Пушкинского района от ДД.ММ.ГГГГ. молодая семья ответчиков включена в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» (л.д.11-12).

ДД.ММ.ГГГГ ответчикам выдано свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Размер социальной выплаты составляет <данные изъяты> (л.д.16), денежные средства перечислены на расчетный счет ответчиков, что подтверждается платежными поручениями (л.д.18-20).

ДД.ММ.ГГГГ М., М.В. на основании договора купли-продажи приобрели жилье – квартиру общей площадью 67,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д.21-26).

По результатам проверки законности и эффективности расходования денежных средств, выделенных из бюджета <адрес> на реализацию подпрограммы и отдельных мероприятий федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-215 годы и долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы, проведенной инспекцией аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области, установлено, что социальная выплата произведена ответчикам в нарушение требований жилищного законодательства, поскольку на момент получения социальной выплаты на каждого члена семьи ответчиков приходилось 13,49 кв.м. жилья, что превышало установленную учетную норму 9,0 кв.м. на 4,49 кв.м. (л.д.27).

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Кроме этого в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" закреплено, что получение гражданами - участниками программы денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках федеральной программы "Жилье", возможно путем участия в региональной и муниципальных программах.

Приведенные конституционно-правовые нормы не исключают право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты и определять категории граждан, нуждающихся в предоставлении мер государственной поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

По смыслу приведенной нормы права, обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания на приобретение или сбережение имущества. Такими основаниями в силу ст. 8 Гражданского кодекса РФ могут быть акты государственных органов, органов местного самоуправления, сделки и иные юридические факты.

Решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в Пушкинском муниципальном районе. Согласно указанному Положению молодая семья, отвечающая установленным критериям, подает заявление на получение субсидии в орган местного самоуправления с приложением необходимых документов, решение о выдаче субсидии принимается органом местного самоуправления после проверки содержащихся в документах сведений. Основанием для отказа в удовлетворении заявления является, в частности, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах. При положительном решении заявителя информируют о принятом решении. Сформированный список утверждает глава органа местного самоуправления муниципального образования.

Исходя из приведенных правовых норм, основанием для получения гражданином субсидии является принимаемое в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления решение о предоставлении субсидии. При этом, обязанность проверить соответствие действительности представляемых гражданином сведений, признаваемых условиями для выдачи субсидии, возлагается на указанный орган местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что при обращении в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о включении в состав участников целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ответчиками были представлены необходимые документы, содержащие сведения о составе их семьи, наличии несовершеннолетних детей и о жилищных условиях, в которых проживает семья. Какие-либо данные, подтверждающие несоответствие действительности представленных заявителями сведений, либо предоставление заведомо ложных сведений, органом местного самоуправления установлены не были. Указанное представителем КУИ администрации Пушкинского района в судебном заседании не отрицалось.

Судом при рассмотрении настоящего дела не установлены данные, свидетельствующие о недобросовестности ответчиков, совершении ими противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств субсидии, являющейся по своему характеру социальной выплатой, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки.

Кроме того, правовым основанием для выделении ответчикам субсидии явилось Распоряжение администрации Пушкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , которым обеспечено финансирование социальной выплаты в размере <данные изъяты> М. с семьей из четырех человек в целях оказания государственной поддержки для улучшения жилищных условий. Данный нормативный правовой акт органа местного самоуправления недействительным или незаконным признан не был (л.д.17).

Вместе с тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).

Возложение на гражданина обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны с приведенными общепризнанными правовыми принципами не согласуется и противоречит положениям ст. 1102 ГК РФ.

Оценив в порядке ст.67 ГПК РФ представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района к М., М. о взыскании денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:

2-1439/2014 ~ М-336/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района
Ответчики
Митрофанов Максим Викторович
Митрофанова Елена Сергеевна
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
-Лютая Олеся Владимировна
Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
28.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2014Передача материалов судье
29.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2014Подготовка дела (собеседование)
18.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2014Судебное заседание
14.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2014Дело оформлено
29.04.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее