Гражданское дело № 2-1957/2024
№24RS0024-01-2024-002499-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2024 года г. Канск
Канский городской суд, Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Дмитриенко Н.С.,
при секретаре Шаповаловой Е.В.,
с участием процессуального истца – помощника Канского межрайонного прокурора Нестеренко Е.А.,
представителя ответчика МБДОУ физического развития «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением детей №18 «Подснежник» - Короховой Г.Е., действующей на основании приказа №133-ок от 24.06.2024 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ физического развития «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением детей №18 «Подснежник», Управлению образования администрации г. Канск о возложении обязанности,
установил:
Истец Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБДОУ физического развития «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением детей №18 «Подснежник», Управлению образования администрации г. Канск о возложении обязанности, мотивировав свои требования тем, что образовательный процесс в ДОУ № 18 осуществляется в помещениях здания по адресу: г. Канск, ул. Герцена-9, д. 40 (1976 года постройки). В сентябре 2023 года проведено обследование состояния строительных конструкций здания с целью определения фактического технического состояния и возможности дальнейшей эксплуатации здания. По результатам обследования выявлены дефекты, требующие проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих доведение эксплуатационных качеств конструкций, пришедших в ограниченно работоспособное состояние. По состоянию на 24.05.2024 года работы не проведены. Канским межрайонным прокурором в адрес заведующего ДОУ № 18 внесено представление об устранении нарушений законодательства, гарантирующего создание надлежащих условий для обучения. Из предоставленной информаций ДОУ № 18 следует, что в адрес УО администрации г. Канска письмо о выделении денежных средств на проведение ремонтных работ. В ответ на вышеуказанное письмо УО администрации г. Канска сообщает, что расходы на проведение ремонтных работ будут учтены при формировании бюджета на 2025 год. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что до настоящего времени указанные в представлении требования прокурора до настоящего времени не устранены. На основании изложенного, просит возложить обязанность на ответчика в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести здание, расположенное по адресу: г. Канск, ул. Герцена - 9, д. 40 в соответствие с техническими требованиями: выполнить капитальный ремонт кровли (крыши) здания с организованным водостоком с заменой кровельного покрытия, части стропильной системы и обрешетки; выполнить замену 53-х оконных заполнений на многокамерные оконные профили и многокамерные энергосберегающие пластиков стеклопакеты, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, стандартам качества, предъявляемым к подобным изделиям для детских учреждений; выполнить замену шести изношенных деревянных входных дверей на более прогрессивные конструкции; выполнить демонтаж двух ж/б козырьков с последующем устройством новых на входах в здание; выполнить комплекс работ по ревизии, замене трубопроводов отопления, коммуникаций, расположенных в подпольном пространстве здания. Возложить обязанность на Управление образования администрации города Канска произвести финансирование вышеуказанных видов ремонтам работ.
В судебном заседании процессуальный истец - помощник Канского межрайонного прокурора Нестеренко Е.А. просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, возражений относительно увеличения сроков выполнения работ не высказала.
Представитель ответчика МБДОУ физического развития «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением детей №18 «Подснежник» - Корохова Г.Е., в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме, пояснила, что с их стороны были обращения в Управление образования администрации г. Канска с заявлением о выделении дополнительного финансирования для устранения недостатков, согласно Представлению прокуратуры, однако, заявленные расходы будут учтены только при формировании бюджета на 2025 год. Просила увеличить срок выполнения работ.
Представитель ответчика Управления образования администрации г. Канск в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, заявлений, ходатайств в суд не направили, возражений относительно исковых требований не представили.
Представитель третьего лица администрации г. Канска – Монахов И.О. (по доверенности), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, третьего лица и, заслушав процессуального истца, представителя ответчика МБДОУ №18 Корохову Г.Е., исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества принят Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать таким прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, в том числе в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.
Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивалась эвакуация людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями (ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»)
В силу ч. 1 ст. 36 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Как установлено в судебном заседании, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением детей № 18 «Подснежник» является некоммерческой организацией, осуществляет деятельность по оказанию услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования (п. 1.1, п. 1.5 Устава). Учредителем является муниципальное образование г. Канск в лице администрации г. Канска Красноярского края. Функции и полномочия учредителя в пределах своей компетенции осуществляет Управление образования администрации г. Канска (п.1.8, п. 1.9 Устава).
Образовательный процесс в ДОУ № 18 осуществляется в помещениях здания по адресу: г. Канск, ул. Герцена-9, д. 40 (1976 года постройки).
В сентябре 2023 года проведено обследование состояния строительных конструкций здания с целью определения фактического технического состояния и возможности дальнейшей эксплуатации здания. По результатам обследования выявлены дефекты, требующие проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих доведение эксплуатационных качеств конструкций, пришедших в ограниченно работоспособное состояние:
1. Выполнить капитальный ремонт кровли (крыши) здания с организованным водостоком с заменой кровельного покрытия, части стропильной системы и обрешетки, необходимо обеспечить доступ в чердачное пространство и кровлю здания путем установки металлической пожарной лестницы снаружи.
2. Выполнить замену 53-х оконных заполнений на многокамерные оконные профили и многокамерные энергосберегающие пластиковые стеклопакеты, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, стандартам качества, предъявляемым к подобным изделиям для детских учреждений.
3. Выполнить замену 6-ти изношенных деревянных входных дверей на более прогрессивные конструкции.
4. Выполнить демонтаж 2-х ж/б козырьков с последующим устройством новых на входах в здание.
5. Выполнить комплекс работ по ревизии, замене трубопроводов отопления, коммуникаций, расположенных в подпольном пространстве здания.
Канским межрайонным прокурором в адрес заведующего ДОУ № 18 в порядке ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление от 03.06.2024 № 7-01-2024 об устранении нарушений законодательства, гарантирующего создание надлежащих условий для обучения.
ДОУ № 18 представлена копия письма от 19.06.2024 года, направленного в Управление образования администрации г. Канска о выделении денежных средств на проведение ремонтных работ по представлению прокуратуры в размере 3 138 000 руб.
В ответ на вышеуказанное письмо Управление образования администрации г. Канска сообщает от 19.06.2024 года, что расходы на проведение ремонтных работ будут учтены при формировании бюджета на 2025 год.
Кроме того, ДОУ № 18 на имя руководителя Управления образования администрации г. Канска 03.07.2024 года направлено письмо о выделении финансирования для устранения нарушений законодательства, указанных в результатах обследования технического состояния строительных конструкций.
Согласно ответу от 09.07.2024 года, данного Управлением образования администрации г. Канска, бюджет на 2024 год утвержден Решением Канского городского Совета депутатов от 19.12.2023 года № 28-275, заявленных расходы будут учтены при формировании бюджета на 2025 год.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
Для реализации данного права в соответствии со статьями 28, 41 Закона об образовании образовательные организации обязаны создавать комфортные и безопасные условия для обучения, воспитания учащихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Следовательно, возможность реализации детьми права на получение образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования в безопасных условиях.
В соответствии с пунктами 3.20, 3.21 Положения об управлении образования администрации города Канска, утверждённого решением Канского городского совета депутатов Красноярского края от 15.12.2010 № 11-74, управление образования администрации г. Канска является функциональным подразделением администрации города Канска, осуществляющим полномочия администрации города в области образования, защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан города Канска.
Управление образования администрации г. Канска в пределах своих полномочий осуществляет организационно-правовые условия по содержанию зданий и сооружений образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий, противопожарной защиты, защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятий антитеррористической деятельности. Также осуществляет в пределах своих полномочий организационно-правовые условия по содержанию зданий и сооружений образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий, противопожарной защиты, защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятий антитеррористической деятельности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности заявленных прокурором исковых требований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В силу положений ч. 2 указанной статьи, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая характер необходимых работ, требующихся для реализации возложенной судом на ответчика обязанности, с учетом требований прокурора, а также соблюдения баланса интересов сторон, суд считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено в течение 9 (девяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ физического развития «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением детей №18 «Подснежник», Управлению образования администрации г. Канск о возложении обязанности - удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением детей № 18 «Подснежник» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести здание, расположенное по адресу: г. Канск, ул. Герцена - 9, д. 40 в соответствие с техническими требованиями:
- выполнить капитальный ремонт кровли (крыши) здания с организованным водостоком с заменой кровельного покрытия, части стропильной системы и обрешетки;
- выполнить замену 53-х оконных заполнений на многокамерные оконные профили и многокамерные энергосберегающие пластиков стеклопакеты, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, стандартам качества, предъявляемым к подобным изделиям для детских учреждений;
- выполнить замену 6-ти изношенных деревянных входных дверей на более прогрессивные конструкции;
- выполнить демонтаж 2-х железобетонных козырьков с последующим устройством новых на входах в здание;
- выполнить комплекс работ по ревизии, замене трубопровода отопления, коммуникаций, расположенных в подпольном пространстве здания.
Возложить обязанность на Управление образования администрации города Канска произвести финансирование ремонтных работ, а именно: капитального ремонта кровли (крыши) здания с организованным водостоком с заменой кровельного покрытия, части стропильной системы и обрешетки; замены 53-х оконных заполнений на многокамерные оконные профили и многокамерные энергосберегающие пластиков стеклопакеты, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, стандартам качества, предъявляемым к подобным изделиям для детских учреждений; замены 6-ти изношенных деревянных входных дверей на более прогрессивные конструкции; демонтажа 2-х железобетонных козырьков с последующим устройством новых на входах в здание; комплекса работ по ревизии, замене трубопровода отопления, коммуникаций, расположенных в подпольном пространстве здания.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Канский городской суд Красноярского края.
Председательствующий: Н.С. Дмитриенко
Мотивированное решение изготовлено: 30 июля 2024 года.