Дело № 2-232/2023 01 февраля 2023 года
УИД 29RS0022-01-2023-000013-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Пугачевой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности,
установил:
Архангельский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» (далее по тексту решения – АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности. В обоснование иска указал, что архангельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» требований законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащего категорированию Аэродром «Васьково». В нарушение требований закона подразделение транспортной безопасности АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» не имеет свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности. Сотрудники подразделения транспортной безопасности Канюков ****., Кривошеев ****., Кушнирчук ****., Лихачев **** Локтев ****., Назаров **** Петрухин **** Поплевин **** Прибыткова ****. не имеют свидетельства об аттестации. В связи с выявленными нарушениями закона 19 ноября 2022 года генеральному директору АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» внесено представление, однако по результатам его рассмотрения должных мер не принято. Указанные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму не обеспечивают готовность к эффективным и быстрым мерам реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, не способствуют предупреждению актов незаконного вмешательства в том числе террористических актов, тем самым существует угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, обслуживающего персонала. Просил обязать ответчика в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, а именно: получить свидетельство об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности, получить свидетельства об аттестации в отношении следующих инспекторов подразделения транспортной безопасности: Канюков ****., Кривошеев ****., Кушнирчук ****., Лихачев ****., Локтев ****., Назаров ****., Петрухин ****., Поплевин ****., Прибыткова ****
В судебном заседании представитель истца – заместитель Архангельского транспортного прокурора Текеев Б.М. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Полагал возможным установить срок для устранения нарушений в течение семи месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчика Иринич *** Кабринский ****. не возражали против удовлетворения исковых требований. Просили предоставить срок для устранения нарушений семь месяцев после вступления решения суда в законную силу, поскольку срок аккредитации составляет 60 дней. Аккредитация происходит только после прохождения аттестации.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Противодействие терроризму в Российской Федерации в силу ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основывается, в том числе, на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В силу ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, являются неотъемлемой частью деятельности по противодействию терроризма.
В соответствии с п.7.1, п.10 ст.1 и ч.1 ст.2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - ФЗ «О транспортной безопасности») под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) осуществляют подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке подразделения транспортной безопасности юридических лиц.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 Закона «О транспортной безопасности»).
В силу ч. 3 ст.12 Федерального закона № 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности. Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно п. 2 Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 01 апреля 2015 года № (далее – Порядок №), целью аккредитации является определение способности юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в области конкретного вида транспорта, а также дорожного хозяйства.
Пунктом 3 Порядка № установлено, что документом, подтверждающим способность юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, является выдаваемое компетентным органом свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности, подписанное руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенное гербовой печатью компетентного органа.
Пунктом 7.2 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.В силу п. 1.3 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности», аттестация сил обеспечения транспортной безопасности - установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы. Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности (п. 3).
Согласно п. 5.1 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности», органы аттестации - компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, их территориальные подразделения, а также организации, находящиеся в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченные ими на аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п. п. «ж» п. 5, п. 11 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности», к объектам транспортной инфраструктуры относят технологический комплекс, включающий в себя в том числе: аэродромы, аэропорты; транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: воздушные суда коммерческой гражданской авиации; воздушные суда авиации общего назначения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2 ФЗ «О транспортной безопасности», целями обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.
В силу п. 7 ч. 2 ст. 2 ФЗ «О транспортной безопасности», одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 4 ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
Статья 83 Воздушного кодекса РФ определяют авиационную безопасность как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, то есть противоправных действий (бездействия), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
В нарушение вышеуказанных требований закона подразделение транспортной безопасности АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» не имеет свидетельства об аккредитовании в качестве подразделения транспортной безопасности.
В силу п. 8. ч. 1 ст. 10 ФЗ «О транспортной безопасности», работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2015 года № утверждены «Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», в соответствии с п. п. 3, 5 которого аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы. Аттестация проводится органами аттестации.
Таким образом, сотрудники службы подразделения транспортной безопасности АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» непосредственно относятся к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности и должны пройти установленную законом аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
В судебном заседании установлено, что АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» является субъектом транспортной инфраструктуры, который эксплуатирует аэродром Архангельск (Васьково). На данном объекте не аттестованы в установленном порядке 9 сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности – Канюков **** Кривошеев ****., Кушнирчук ****., Лихачев ****., Локтев **** Назаров ***., Петрухин ****., Поплевин ****., Прибыткова ****
19 ноября 2022 года по результатам прокурорской проверки в адрес ответчика было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности.
На момент рассмотрения настоящего спора выявленные недостатки ответчиком не устранены. Доказательств прохождения указанным лицами (Канюков ****., Кривошеев ****., Кушнирчук ****., Лихачев **** Локтев **** Назаров ****., Петрухин **** Поплевин **** Прибыткова **** аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в установленном законом порядке не представлено. Также ответчиком не представлено доказательств получения свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности.
Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Бездействие АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» является незаконным, нарушает права определенного круга лиц на безопасное пребывание на транспортном средстве, на защиту жизни и здоровья от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема необходимых к выполнению работ, соблюдая баланс прав всех участников правоотношений, суд считает необходимым определить срок для выполнения возложенных обязанностей – в течение 7 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «2-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «2-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» №) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 (░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ **** ░░░░░░░░░ ****., ░░░░░░░░░ ****., ░░░░░░░ ****., ░░░░░░ ****., ░░░░░░░ **** ░░░░░░░░ ****., ░░░░░░░░ ****., ░░░░░░░░░░ ****
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «2-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (№) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░