Дело № 2-227/2024
УИД 33RS0011-01-2023-005400-63
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 29 января 2024 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Крайнова А.Ю.,
при секретаре Любимове М.С.,
с участием представителя истца заместителя Ковровского городского прокурора Хайбулина Д.Ш., истцов Морозова И.В. и Охапкиной Л.С., представителя ответчика администрации г. Коврова - Перфиловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора, действующего в интересах Морозовой И. В., Черняева А. Ю., Черняевой Ю. А., Фроловой А. Ю. и Охапкиной Л. С., к администрации города Коврова Владимирской области о возложении обязанности провести отселение жильцов из аварийного дома, принятии мер по обеспечению жилищных прав,
УСТАНОВИЛ:
Ковровский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов Морозовой И. В. (далее - Морозова И.В.), Черняева А. Ю. (далее - Черняев А.Ю.), Черняевой Ю. А. (далее - Черняева Ю.А.), Фроловой А. Ю. (далее - Фролова А.Ю.) и Охапкиной Л. С. (далее - Охапкина Л.С.), обратился в суд с иском к администрации города Коврова Владимирской области (далее - администрация г. Коврова) о возложении обязанности по отселению и принятию мер по обеспечению жилищных прав в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в отношении указанных лиц, обращении решения к немедленному исполнению.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной городской прокуратурой проверки установлено, что в двухэтажном <адрес> <дата> произошел пожар,
в результате которого повреждены конструктивные элементы здания. В доме 8 квартир, собственником 3 жилых помещений является муниципальное образование город Ковров, остальные жилые помещения находятся в собственности граждан.
Постановлением администрации г. Коврова Владимирской области от 16.02.2018 № 458 утверждено решение межведомственной комиссии, согласно которому многоквартирный <адрес> аварийный
и подлежащим сносу в связи с получением повреждений в результате пожара, а также физическим износом в процессе эксплуатации. Срок расселения установлен до <дата>.
Данный дом включен в областную адресную программу "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области", утвержденную постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2019 № 235.
Квартира <адрес> находиться в общей долевой собственности Морозовой И.В. (28/100 доли), Черняева А.Ю. (24/100 доли), Черняевой Ю.А. (24/100 доли) и Фроловой А.Ю. (24/100 доли), а Охапкиной Л.С. на праве собственности принадлежит квартира <№> в указанном доме.
Жители аварийного дома неоднократно обращались в администрацию г. Коврова
с заявлениями о расселении, однако до настоящего времени указанный вопрос ответчиком не решен.
В настоящее время срок расселения жителей <адрес>
в городе Коврове истек, мероприятия по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен дом, не завершены, собственники помещений
в многоквартирном доме подлежат расселению, а ответчик подлежит понуждению
к принятию мер по обеспечению жилищных прав Морозовой И.В., Черняева А.Ю., Черняевой Ю.А., Фроловой А.Ю. и Охапкиной Л.С. с целью реализации положений статьи 32 ЖК РФ.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области (далее - Министерство ЖКХ).
В судебном заседании заместитель Ковровского городского прокурора
Хайбулин Д.Ш. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, а также пояснил, что в рассматриваемом случае под приведением решения суда к немедленному исполнению понимается обязанность ответчика исполнить предписания судебного акта после его вступления в законную силу.
Истцы Морозова И.В. и Охапкиной Л.С. в судебном заседании просили удовлетворить требования Ковровского городского прокурора, а также пояснили,
что в принадлежащих им квартирах в <адрес> фактически не проживают.
Истцы Фролова А.Ю., Черняев А.Ю. и Черняева Ю.А., надлежащим образом извещавшиеся о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика администрации г. Коврова - Перфилова А.А.
с исковыми требованиями согласилась частично, указав, что очередность расселения многоквартирных домов определяется исходя из даты признания таких домов аварийными, в настоящее время расселяются дома, признанные аварийными
до <дата>. В настоящее время в бюджете муниципального образования денежные средства на расселение жителей <адрес> отсутствуют. Кроме того, полагала, что отселению не подлежат лица, не зарегистрированные проживающими в спорном доме, в связи с чем, исковые требования в части их отселения удовлетворению не подлежат. В случае удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения на администрацию <адрес> обязанности принять меры по обеспечению жилищных прав граждан в порядке статьи 32 ЖК РФ просила предоставить достаточный срок для исполнения решения суда - 1 год с даты
его вступления в законную силу.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство ЖКХ, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части, исходя из следующего.
Конституционное право на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающего его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального фондов малоимущим и другим указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся вопросы обеспечения проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий
для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля,
а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии
с жилищнымзаконодательством.
В силу части 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается
на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно абзацу 1 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный дом, законом не установлены.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 3 определения Конституционного суда Российской Федерации от 03.11.2009 № 1368-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном отселении граждан в случае признания жилого дома непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном 16.09.2009 Президиумом Верховного
Суда Российской Федерации, в случае аварийного состояния жилого помещения, представляющего опасность для жизни и здоровья граждан, срок отселения граждан
не может быть поставлен в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, в том числе наличия денежных средств в бюджете города либо наличия свободных жилых помещений.
Согласно пункту 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным
и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение), основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
Жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном непригодным для проживания, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьи 32 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с частью 6 статьи 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Исходя из содержания приведенных норм права, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным
и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по соглашению с собственником.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном 26.12.2012 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 указанного Федерального закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статьи 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
В соответствии со статьями 85, 86 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу или если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляются по нормам предоставления.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ
"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом
в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Судом установлено, что по адресу: <адрес> расположен двухэтажный многоквартирный дом, площадью 434,4 кв.м.
Морозова И.В. является собственником 28/100 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>,
а Черняеву А.Ю., Черняевой Ю.А. и Фроловой А.Ю. в указанной квартире принадлежит по 24/100 доли, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> № <№>
Охапкина Л.С. является собственником <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> № <№>
Согласно справке ОНД и ПР по <адрес>, Ковровскому и <адрес>м от <дата> <№> <дата> в <адрес> произошел пожар, в результате которого от воды, затраченной на тушение, повреждена внутренняя отделка квартир 3 и находящееся в ней имущество.
Из заключения "Техническое обследование многоквартирного двухэтажного жилого дома по адресу: <адрес>", выполненного ООО "Проектное бюро "Инжениус", следует, что согласно результатам обследования строительных конструкций категория технического состояния многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>,
в соответствии с положениями СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" оценивается как "аварийное". Вышеуказанный жилой дом представляет опасность для жизнедеятельности и здоровья людей. По результатам оценки физического износа элементов и систем следует вывод,
что физический износ здания в целом составляет Ф3=92%. Для обеспечения безопасности жизнедеятельности людей выполнить мероприятия согласно пункту 8.2 Рекомендации. Здание к ремонту не пригодно.
В исследовательской части заключения ООО "Проектное бюро "Инжениус" указано, что с целью определения технической возможности восстановления жилого
дома после пожара был выполнен визуальный осмотр, инструментальное обследование здания. В процессе выполнения работ произведены следующие работы: осмотр помещений №№ <№> второго подъезда, второго этажа, квартиры № <№>;
осмотр чердачного помещения; осмотр конструкций крыши и кровли; осмотр
соседних квартир в рамках лестничной площадки; фиксации дефектов и повреждений.
В процессе визуального осмотра установлено место возникновения пожара и характер
его распространения, а именно возгорание произошло в одной из комнат квартиры № <№>
на втором этаже, далее произошло распространение пламени по всей квартире. В ходе пожара пламя распространилось на чердачное помещение с последующим возгоранием деревянной конструкции крыши. Кроме того выявлено обрушение чердачного перекрытия на лестничную площадку между первым и вторым этажом.
Постановлением администрации города Коврова Владимирской области
от 16.02.2018 № 458 утверждено решение межведомственной комиссии
по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>. Срок отселения нанимателей и собственников жилых помещений - до <дата>.
Положения ЖК РФ и Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не устанавливают требования
о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания. Конкретные сроки, в которые будет производиться отселение жильцов дома, законом не установлены, эти сроки должны отвечать требованиям разумности и не умалять права граждан на безопасное
и благоприятное проживание в жилом помещении.
Судом установлено, что истцы Морозова И.В., Фролова А.Ю. и Охапкина Л.С., фактически в аварийном жилом помещении не проживают, что подтверждено ими
в судебном заседании. Истцы Черняевы А.Ю. и Ю.А., также в доме не проживают,
что следует из пояснений Морозовой И.В. и Фроловой А.Ю. и поданных Черняевыми Ковровского городскому прокурору заявлений. Таким образом угрозы жизни и здоровью истцов нет, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований об их отселении.
Однако в связи с тем, что фактический срок расселения жителей истек, мероприятия по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен жилой дом, не завершены, имеется наличие реальной опасности разрушения дома, суд находит требования Ковровского городского прокурора подлежащими удовлетворению и полагает необходимым обязать администрацию г. Коврова принять меры по обеспечению жилищных прав в порядке, предусмотренном статьи 32 ЖК РФ.
В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися
в пункте 11 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23, решение суда должно быть исполнимым.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации
(далее - БК РФ) исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением)
о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В силу пункта 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Коврова пояснила, что в настоящее время бюджетные средства на расселение аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, отсутствуют.
Суд учитывает, что жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются
в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос
или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Таким образом, поскольку реализация положений статьи 32 ЖК РФ требует значительных финансовых и временных затрат, суд приходит к выводу, что немедленное исполнение решения суда невозможно и будет заведомо неисполнимо, в связи с чем полагает необходимым возложить на администрацию г.Коврова Владимирской области обязанность принять меры по обеспечению жилищных прав истцов в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ковровского городского прокурора, действующего
в интересах Морозовой И. В., Черняева А. Ю., Черняевой Ю. А., Фроловой А. Ю. и Охапкиной Л. С., к администрации города Коврова Владимирской области о возложении обязанности провести отселение жильцов из аварийного дома, принятии мер
по обеспечению жилищных прав - удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Коврова Владимирской области (ИНН 3305005930) принять меры по обеспечению жилищных прав Морозовой И. В.
(ИНН <№>), Черняева А. Ю. (ИНН <№>),
Черняевой Ю. А. (ИНН <№>), Фроловой А. Ю.
(ИНН <№>) и Охапкиной Л. С. (ИНН <№>),
в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации,
в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Ю. Крайнов
Мотивированное решение изготовлено 5 февраля 2024 года.