Дело №2-1121/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2023 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казацкого В.В.,
при секретаре Хлибенко Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах государства и неопределенного круга лиц к ГУП Севастополя «Управляющая компания «Инкерман», ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города», Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо: Правительство Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия, -
установил:
Прокурор Балаклавского района города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с иском в интересах государства и неопределенного круга лиц к ГУП Севастополя «Управляющая компания «Инкерман», ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города», Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо: Правительство Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование уточненных заявленных требований указано, что прокуратурой района в связи с осуществлением надзора в сфере государственной собственности выявлены нарушения при использовании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города». Установлено, что в соответствии с распоряжением ДИЗО г. Севастополя №3467-РДИ от 24.04.2023 года за ГУПС «Центр эффективного использования собственности города» на праве хозяйственного ведения закреплены защитные сооружения, а именно, противорадиационные укрытия, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес> (инв. №) и г. Севастополь, <адрес> (инв. №). Проверка показала, что состояние указанных ЗС ГО оценивается как неудовлетворительное, поскольку готовность к переводу на режим защитных сооружений, а также необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена. Поскольку ответчики указанные требования закона не выполнили, данное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора в суд.
Прокурор в судебном заседании требования уточненного искового заявления поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ГУП Севастополя «Управляющая компания «Инкерман» в судебное заседание не явился, был уведомлен заблаговременно и надлежащим образом, направил в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью, в удовлетворении которого было отказано.
Ранее в судебном заседании против удовлетворения исковых требований в отношении ГУП Севастополя «Управляющая компания «Инкерман» возражал, поскольку в хозяйственном ведении ГУП Севастополя «Управляющая компания «Инкерман» указанные в иске противорадиационные укрытия уже не находятся.
Представитель ответчика ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города» в судебном заседании с требованиями уточненного искового заявления согласилась частично, а именно полагает, что ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города» должен выполнить все необходимые для подержания в надлежащем состоянии противорадиационных укрытий работы, однако при наличии соответствующего финансирования, поскольку собственных средств у них на эти работы не имеется.
Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебном заседании с требованиями уточненного искового заявления не согласилась, просил в иске отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Правительства Севастополя в судебное заседание не явился, был уведомлен заблаговременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений, заявлений, ходатайств на исковое заявление суду не предоставил.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд считает исковые требования частично обоснованными и такими, что подлежат частичному удовлетворению по следующим мотивам.
Согласно ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокуратурой Балаклавского района города Севастополя в связи с осуществлением надзора в сфере государственной собственности выявлены нарушения при использовании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города».
В ходе проверки установлено, что состояние ЗС ГО, расположенных по адресу: г. Севастополь, <адрес> (инв. №) и г. Севастополь, <адрес> (инв. №), неудовлетворительное, поскольку готовность к переводу на режим защитных сооружений, а также необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена.
Распоряжением Правительства Севастополя №3467-РДИ от 24.04.2023 года защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес> г. Севастополь, <адрес>, закреплены за ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города» на праве хозяйственного ведения.
Ранее, распоряжением Правительства Севастополя №725-РП от 18.08.2015 года защитные сооружения, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес> и г. Севастополь, <адрес>, были закреплены за ГУПС «УК «Инкерман» на праве хозяйственного ведения.
Как следует из паспорта защитного сооружения гражданской обороны №, защитное сооружение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, принадлежит ГУПС «УК «Инкерман», назначение по проекту – укрытие при ЧС.
Защитное сооружение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, имеет назначение по проекту – укрытие при ЧС, принадлежит ГУПС «УК «Инкерман», что подтверждается паспортом защитного сооружения гражданской обороны №.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, приказом МЧС России от 21.07.2005 года №575 - Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
Обстоятельства того, что спорные объекты гражданской обороны требуют ремонта и совершения действий, заявленных прокурором согласно требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов, никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривались.
30.06.2022 года прокуратурой Балаклавского района города Севастополя в адрес ГУП Севастополя «Управляющая компания «Инкерман» внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения законодательства в отношении защитных сооружений.
Согласно ответа ГУП Севастополя «Управляющая компания «Инкерман» от 05.08.2022 года в целях устранения нарушений требований федерального законодательства при использовании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны управляющей организацией осуществлено оборудование указанных объектов обозначениями при входе, а также нанесены обозначения направления в защитное сооружение гражданской обороны. На данный момент УК не имеет в своем распоряжении достаточных средств для технического обслуживания, ремонта и замены защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования защитных сооружений. Содержание данных объектов не является уставной целью предприятия и не может быть осуществлено за счет целевых средств, внесенных собственниками помещений многоквартирных домов в качестве оплаты услуг управляющей организацией. УК обращалось к профильному департаменту с просьбой о выделении денежных средств на приведение в надлежащий вид данных защитных сооружений. После выделения структурными подразделениями Правительства Севастополя денежных средств для проведения восстановительных мероприятий, УК будет иметь возможность произвести техническое обслуживание объектов.
До настоящего момента нарушения законодательства при использовании и эксплуатации защитных сооружений, указанные в исковом заявлении, не устранены, что не оспаривалось и участниками процесса.
Поскольку распоряжением Правительства Севастополя №3467-РДИ от 24.04.2023 года защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес> г. Севастополь, <адрес>, были закреплены за ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города», то судом достоверно установлен факт нарушений ответчиком ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города» требований правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, закрепленных за ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города» на праве хозяйственного ведения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон №28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона №28-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
Согласно п. 1.2 Правил их требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», закрепляет принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласно которым мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 294 ГК РФ государственное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Однако вопреки п. 4.1.1 - 4.1.7, 4.2.1 - 4.2.6, 14.3.11, 4.4.1 - 4.4.5, 4.5.1 - 4.5.5 Правил на объектах не проводятся мероприятия по оценке технического состояния системы водоснабжения, канализации, электроснабжения, ограждающих конструкций и защитных устройств.
В нарушение требований п. 5.2.3 Правил не проводится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО в соответствии с требуемой периодичностью.
Не обеспечена сохранность и готовность ЗС ГО к приему укрываемых, не проводятся своевременное техническое обслуживание, ремонт и замена защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (в помещениях ЗС ГО отсутствуют электроснабжение, система водоснабжения не работоспособна), что является нарушением п. 1.8, п. 3.2.11, п. 5.2.1-5.2.4 Правил. В нарушение п. 3.2.10 Правил допущен окрас резиновых деталей уплотнения на защитно-герметических дверях.
Выявленные нарушения ставят под угрозу безопасность неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора к ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города» о возложении обязанности по устранению указанных нарушений подлежит удовлетворению.
В то же время, в соответствии с п. 2.3 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя основными задачами Департамента являются осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона №28-ФЗ предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В соответствии с частью 1 статьи 126 ГК РФ, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, в этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (абзац второй пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Статьями 294, 295 ГК РФ определяющими права и обязанности собственника и предприятия в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в хозяйственное ведение имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05 января 1998 года №3 «О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права хозяйственного ведения с момента его возникновения обязаны самостоятельно и нести расходы на содержание этого имущества.
Принимая во внимание, что защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес> г. Севастополь, <адрес> на основании распоряжения Правительства города Севастополя №3467-РДИ от 24 апреля 2023 года переданы ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города» на праве хозяйственного ведения, то с учетом действующего законодательства обязанность по содержанию спорных защитных сооружений возложена на указанное предприятие.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в части возложения на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГУП Севастополя «Управляющая компания «Инкерман» обязанности привести защитные сооружения в соответствие с законодательством о гражданской обороне удовлетворению не подлежат.
В то же время, не подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении на ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города» обязанности провести замену резиновых деталей уплотнения на защитно-герметических дверях вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны, поскольку решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 10 июня 2020 года обязанность осуществить указанные действия уже была возложена на ГУП Севастополя «Управляющая компания «Инкерман» и данное решение находится на принудительном исполнении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья -
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУП Севастополя «Центр эффективного использования собственности города» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитные сооружения, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес> (инв. №) и г. Севастополь, <адрес> (инв. №), в соответствие с законодательством о гражданской обороне, а именно:
- провести мероприятия по оценке технического состояния системы водоснабжения, канализации, электроснабжения, ограждающих конструкций и защитных устройств;
- провести окраску помещений и конструктивных элементов ЗС ГО в соответствии с требуемой периодичностью;
- провести текущий ремонт защитных сооружений;
- инженерно-техническое оборудование ЗС ГО привести в исправное состояние и состояние готовности к использованию по назначению (в помещениях ЗС ГО отсутствует электроснабжение);
- разработать поэтажные планы экспликации помещений ЗС ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией-балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, являющиеся обязательным приложением к паспорту ЗС ГО;
- привести инженерно-техническое оборудование ЗС ГО в исправное состояние и состояние готовности к использованию по назначению (система водоснабжения не работоспособна).
В удовлетворении исковых требований в иной части и в иске к ГУП Севастополя «Управляющая компания «Инкерман», Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 09 октября 2023 года.
Судья В.В.Казацкий