Дело № 2-4585/2024
50OS0000-01-2023-001652-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» мая 2024 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Захаровой Л.Н.
при секретаре Вавиленковой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СНТ "Астра" к ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец СНТ "Астра" обратилось в суд с иском к ответчику ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" об обязании установить на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-2 «Крым» шумозащитный экран у границ СНТ «Астра» в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
В обоснование требований указало, что Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) представляет собой добровольное объединение собственников недвижимого имущества, созданное ими для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей (п. 1 ст. 123.12 ГК РФ; ч. 3 ст. 4, ст. 7 Закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ). Территория СНТ «Астра» находится в непосредственной близи от автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-2 «Крым». Жители СНТ «Астра» и ближайших деревень неоднократно обращались в ФДА «Росавтодор» и ФКУ «Центравтомагистраль» по вопросу установки шумозащитного экрана на автомобильной дороге М-2 «Крым» в расположения СЫТ «Астра» Подольского г.о. Московской области. 04.07.2013 был получен ответ ФДА «Росавтодор» на обращены СНТ, в котором говорится о необходимости проведения замеров воздействия при участии ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в 20.02.2014 года было получено экспертное заключение ФБУЗ гигиены и эпидемиологии в МО» №121/138-16, в котором говорится о значительном превышении шумового воздействия, и данное заключе направлено в ФКУ «Центравтомагистраль». 01.06.2016 года был получен ответ, о том, что «Центравтомагистраль» должно сформировать предложение о включении участка 31+400 - км 32+000 автомобильной дороги М-2 «Крым» в план изыскательных работ на 2016-2017 гг. 18.07.2017 истцом направлено новое обращение №10361, на предоставление сроков и документации по установке шумозащитных сооружений вдоль СНТ «Астра» согласно предложениям и плану проектно-изыскательных работ. Истцом получен ответ, что в рамках утвержденной программы, работы по устройству акустических экранов на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-2 «Крым» на спорном участке не предусмотрены. На данный момент в СНТ «Астра» значительная часть домов являются жилыми с постоянным пребыванием людей, в том числе детей, а трасса «Крым» продолжает негативно влиять на уровень жизни. За последние годы была выполнена реконструкция трассы, увеличена пропускная способность, из-за чего шумовое и экологическое негативное влияние на прилегающие населенные пункты серьезно увеличилось.
В судебное заседание представитель СНТ "Астра" не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель ответчика ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" в судебное заседание не явился, извещен, в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление.
Представители третьих лиц: Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Федерального дорожного агентства, ГК "Российские автомобильные дороги", Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по МО, ГК ФБУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в МО", ГК ФБУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в МО", Администрация городского округа Подольск Московской области в судебное заседание не явились, извещены.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии нечвившихся лиц.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В силу ч. 1, ч. 2 и ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 322).
Согласно подпункту 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два или более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В судебном заседании установлено, что СНТ «Астра» расположено по адресу: АДРЕС, в непосредственной близости от автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-2 «Крым».
Указанная автомобильная дорога является дорогой федерального значения, находится в федеральной собственности и закреплена на праве оперативного управления за ФКУ «Центравтомагистраль».
Жители СНТ «Астра» обращались в ФКУ «Центравтомагистраль» и Роспотребнадзор по МО с жалобами на наличие превышения допустимого уровня шума от автомобильной дороги.
Подольский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области по обращению Карачевой Н.А. на неудовлетворительные условия проживания в СНТ «Астра» АДРЕС, связанные с повышенным уровнем шума от движения автотранспорта по трассе М-2 «Крым», 13 декабря 2021 года с 14.30 до 15.00 Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в г.о. Подольск, Домодедово, Ленинском, Каширском, Серебряно-Прудском, Ступинском районах проведены измерения уровней шума по адресу: АДРЕС на придомовой территории и в жилом помещении, принадлежащем Карачевой Н.А.
Согласно протокола лабораторных испытаний № 102021121.с4806 от 14.12.2021г. установлено: измеренные в дневное время суток уровни шума в жилом помещении жилого дома составили 44,4 - 46,6 ДБ(А) при норме 40 ДБ(А), что не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Согласно протокола лабораторных испытаний № 102021121x4808 от 14.12.2021г. уровни шума на придомовой территории составили 52,8-54,2 ДБ(А) при норме 55 ДБ(А).
Информация с результатами проведенных замеров направлена для сведения и принятия мер в Администрацию Городского округа Подольск.
Согласно ст.23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе, предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.
Правовое регулирование требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при осуществлении проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации предприятий, планировке и застройке населенных мест содержится в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
В соответствии с п. 2.5-2.6 Правил организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
При этом для автомагистралей устанавливается расстояние о источника химического, биологического и/или физического воздействия уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов.
Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Проектирование санитарно-защитных зон (санитарных разрывов) осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства.
В соответствии с п. 5.1 Правил в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за счет средств местных бюджетов осуществляется капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок, (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются органами местного самоуправления в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии с пп. 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14); организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19 ч. 1 ст. 14).
Таким образом, нормами действующего законодательства в области охраны окружающей среды и благополучия человека предусмотрено принятие органами местного самоуправления всех необходимых действий по снижению воздействия шума от движения автотранспорта на территории жилых застроек муниципального образования.
В свою очередь, на ФКУ «Центравтомагистраль» такие полномочии не возложены, в компетенцию данной организации входит организация выполнения работ по строительству, реконструкции капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального назначения искусственных сооружений на них, закрепленных за учреждением.
Кроме того, Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденная приказом Минтранса России от 16.11.2012 года № 402, не содержит работ по проведению шумозащитных мероприятий, установка шумоэкранов при капитальном ремонте не осуществляется, поскольку данный вид работ входит в состав работ по реконструкции автомобильных дорог.
Из анализа изложенного следует, что правовых оснований для обязания ответчика совершить действий по снижению воздействия шума от движения автотранспорта на территории жилых застроек муниципального образования не имеется.
Кроме того, В силу абз. 5 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действующего на момент приобретения третьими лицами земельных участков в СНТ, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение). Таким образом, земельные участки и строения в СНТ, не предназначены для проживания, а исходя их назначения земельных участков, предназначены для ведения садоводства.
Более того, Сводом правил по проектированию и строительству (СП 11-106-97) определен порядок разработки, согласования, утверждения и состава проектно-планировочной документации на застройку садоводческих (дачных) объединений граждан.
Настоящий нормативный документ устанавливает рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм и Правил РФ СНиП 30-02 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» и предназначен для пользования проектными и строительными организациями, органами архитектуры и градостроительства, иными юридическими и физическими лицами, участвующими в проектировании и застройке и инженерном обустройстве территорий, садоводческих (дачных) объединений, а также в ведении садоводческих и дачных хозяйств.
Границы территорий садоводческих (дачных) объединений граждан определяются территориальной комплексной схемой градостроительного планирования развития регионов, на основании которой по заявке заказчика органом архитектуры и градостроительства выдается архитектурно-планировочное задание на выполнение градостроительной документации. Задание на проектирование утверждается заказчиком, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства (главным архитектором района).
Градостроительная документация для территории садоводческих (дачных) объединений граждан разрабатывается в соответствии с гл. 5 Градостроительного кодекса РФ и Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 года № 150.
Основным видом градостроительной документации являются проект планировки территории и проект межевания.
Разработка проектной документации для застройки индивидуального садового (дачного) участка осуществляется в составе градостроительной документации (по отдельному заданию) или на ее основании по заказу собственника (владельца) участка юридическими и физическими лицами, имеющими соответствующую лицензию.
Проект планировки территории садоводческого (дачного) объединения подлежит согласованию с органами архитектуры и градостроительства, охраны окружающей среды, с учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы, органами Государственной противопожарной службы и экологического надзора.
Согласованную документацию утверждает Администрация местного самоуправления, утвержденная градостроительная документация территории садоводческого (дачного) объединения является обязательной для исполнения всеми участниками организации и ведения садового и дачного хозяйства.
Документы о согласовании с владельцем автодороги размещения садовых участков и возведения жилых строений СНТ «Астра» в непосредственной близости к автодороге отсутствуют.
Анализ установленных обстоятельств во взаимосвязи с приведенными положениями правовых норм позволяет сделать вывод о том, что истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств нарушения действующего законодательства, в частности допущения нарушения уровня шума в домах СНТ «Астра» в результате виновных действий ответчиков; причинно-следственная связь между такими действиями и допущенными нарушениями не подтверждена и надлежащим образом не доказана.
Кроме того, в ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты нарушенных прав граждан. Способы защиты гражданских прав должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Истцом доказательств того, что устранение шума возможно исключительно путем установки экранов, по правилам ст. 67 ГПК РФ не представлено.
В соответствии с требованиями закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в РФ» акустические экраны относятся к защитным дорожным сооружениям, являются элементами обустройства автомобильных дорог общего пользования.
Исходя из системного толкования положений вышеуказанного закона, Постановления Правительства РФ от 23.07.2004 года № 374 Об утверждении Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 (ред. от 22.03.2019) "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве", Приказа Минтранса России от 16.11.2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» следует, что устройство акустических экранов на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения возможно в рамках строительства участка автомобильной дороги, либо в рамках реализации мероприятий по повышению уровня обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, факт нарушения действующего законодательства со стороны ответчика, стороной истца не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований СНТ "Астра" к ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" об обязании установить на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-2 «Крым» шумозащитный экран у границ СНТ «Астра» в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Л.Н. Захарова
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2024 года