11RS0020-01-2023-002316-76 |
Дело №2-72/2024 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кослан |
23 января 2024 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мининой О.Н., при секретаре судебного заседания Митиной Е.В., с участием прокурора Паршукова П.А., представителя ответчика Василова Э.Х., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми к Акционерному обществу «Коми тепловая компания» об обязании создать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива,
установил:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Коми тепловая компания» (далее – АО «КТК») об обязании создать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива на котельной в <Адрес>. В обоснование указал, что по результатам проверки выявлены нарушения требования законодательства в жилищно-коммунальной сфере при подготовке коммунальных систем района к отопительному периоду <Дата> гг. Надлежащее исполнение Удорским филиалом АО «КТК» обязательств по заключенным договорам на снабжение тепловой энергией (теплоснабжение) и отпуск воды непосредственно связано с реализацией прав граждан на бесперебойное получение соответствующих коммунальных услуг. Обеспечение тепловой энергией жителей п. Междуреченск осуществляется только котельной, расположенной по адресу: <Адрес>, принадлежащей Удорскому филиалу и работающей на щепе. Ранее прокуратурой района в связи с указанными нарушениями в адрес АО «Коми коммунальные технологии», являющегося управляющей организацией, вносилось представление. Указанное представление рассмотрено и удовлетворено, однако в нарушение п. 11 Порядка, нормативный эксплуатационный запас щепы на 45 суток на котельной не создан. Отсутствие необходимого запаса топлива может повлечь невозможность бесперебойного предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в указанном населенном пункте, и нарушает права и законные интересы потребителей, своевременно и добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате предоставляемых им коммунальных услуг. Просит обязать АО «Коми тепловая компания» создать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива (щепы) на котельной п. Междуреченск по адресу: <Адрес>, в объеме не менее 45-дневной потребности.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал. К ранее высказанным доводам добавил, что на <Дата> запаса щепы на котельной оставалось на одни сутки, создалась критическая ситуация.
Представитель АО «КТК» Василов Э.Х. указал, что оба котла, установленные в котельной п. Междуреченск, согласно имеющихся паспортов работают на древесных отходах, указал, что для данного вида топлива Служба по тарифам Республики Коми не устанавливает нормативный эксплуатационный запас топлива в обязательном порядке, поскольку считает, что этого вида топлива достаточно в субъекте. Вместе с тем приложил доказательства тому, что котлы могут работать на дровах. Поэтому считают основным топливом для котельной щепу, а резервным – древесный баланс. Указывают, что у предприятия созданы условия для переработки древесного баланса в щепу, помимо этого поставщики доставляют щепу автомобильным транспортом. Согласны создать нормативный эксплуатационный запас топлива, в котором необходимо учесть не только основной тип топлива, но и резервный.
Третье лицо администрация МО МР «Удорский», администрация МО ГП «Междуреченск» извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, исковые требования поддерживают в полном объеме, ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).
Теплоснабжающая организация должна обеспечить надежность и безопасность теплоснабжения, что подтверждается положениями ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ, согласно которой принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, а также обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. Помимо этого, в соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ, при подготовке к отопительному периоду теплоснабжающая организация обязана обеспечить проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (далее – Порядок).
Порядок устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (п. 1 Порядка).
Пунктом 2 Порядка установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (или – ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (или – НЭЗТ).
В соответствии с п. 3 и п. 4 Порядка ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
В свою очередь, согласно пункту 11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. При этом, в силу пункта 21 Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток, по жидкому топливу - 30 суток.
Кроме того, в силу требований пунктов 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее – Правила № 115), и распространяющихся на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В соответствии с подп. «в» п. 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
Согласно п. 1 приложения № 1 к названным Правилам, допустимая продолжительность перерыва отопления составляет не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C.
АО «КТК» согласно абз. 9 п. 2, пп. «а» п. 31 Правил № 354 предоставляет коммунальные услуги «теплоснабжение» и «горячее водоснабжение» на территории МО ГП «Междуреченск» и обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Надлежащее исполнение АО «КТК» обязательств по заключенным договорам на снабжение тепловой энергией (теплоснабжение) и отпуск воды непосредственно связано с реализацией прав граждан на бесперебойное получение соответствующих коммунальных услуг.
Постановлением администрации МО ГП «Междуреченск» от <Дата> <Номер> начало отопительного периода <Дата> гг. определено с <Дата>, теплоснабжающей компании предписано обеспечить подачу теплоносителя потребителям тепловой энергии на территории поселения, к которым отнесены 10 многоквартирных жилых домов, 17 административных зданий, 2 из которых являются детскими учреждениями, а также иные здания и сооружения
Обеспечение тепловой энергией жителей п. Междуреченск осуществляется только одной котельной, расположенной по адресу: <Адрес>, принадлежащей Удорскому филиалу ответчика и работающей на древесных отходах, что подтверждается паспортом котла, регистрационный <Номер> (лд 65-67) и паспортом котла, регистрационный <Номер> (лд 68-70).
По состоянию на <Дата> запасы щепы на котельной <Адрес> составляли куб.м., при этом средний расход топлива зафиксирован 44 куб.м., то есть котельная была обеспечена топливом менее чем на шесть суток.
<Дата> прокуратурой района в связи с указанными нарушениями в адрес АО «Коми коммунальные технологии», являющегося управляющей организацией в отношении ответчика по настоящему иску, вносилось представление. Указанное представление рассмотрено и удовлетворено, однако в нарушение п. 11 Порядка, нормативный эксплуатационный запас топлива (щепы) на 45 суток на котельной не создан.
Согласно информации администрации МО МР «Удорский» по состоянию на <Дата> запасы щепы на котельной в <Адрес> филиала составляют куб.м., при этом средний расход топлива на указанную дату составляет около куб.м. в сутки, то есть котельная была обеспечена топливом менее чем на 7 суток; по состоянию на <Дата> запас щепы куб.м. при расходе куб.м. в сутки при температуре до минус 20 градусов Цельсия.
Указанное подтверждается расчетом нормативного эксплуатационного запаса топлива (или НЭЗТ), произведенного ответчиком: НЭЗТ щепы составляет куб.м.; НЭЗТ древесного баланса куб.м.; неснижаемый нормативный запас топлива (или ННЗТ) для щепы составляет куб.м., для древесного баланса – куб.м.
При этом согласно письменных возражений самого ответчика (лд 23-25) по состоянию на <Дата> в котельной <Адрес> имелось: куб.м. щепы и куб.м., что в совокупности ниже норматива запаса топлива, рассчитываемого как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
<Дата> прокурором Удорского района в адрес технического директора Удорского филиала АО «Коми тепловая компания» вынесено предостережение о недопустимости нарушений федерального законодательства при оказании коммунальных услуг, осуществлении деятельности по производству, передаче, распределению тепловой энергии Удорским филиалом «Коми тепловая компания» в отопительных период <Дата> гг.
Оценивая доводы представителя ответчика о наличии резервного вида топлива, суд находит их обоснованными.
Истец не представил доказательств тому, что котлы котельной <Адрес> не могут работать на других видах древесных отходов, в том числе и дровах, следовательно, суд считает необходимым учитывать при исчислении созданного ответчиком НЭЗТ резервное топливо – древесный баланс, как на то указывает п. 2 Порядка определения нормативов топлива. При этом суд учитывает, что резервный вид топлива силами АО «КТК» может быть превращен в основной вид – щепу.
АО «КТК» в дополнении к иску от <Дата> указало, что согласны с исковым требованием прокурора частично, указывают, что Приказ Минэнерго РФ от 10.08.2012 №377 предписывает норматив запасов топлива на котельной рассчитывать как запас основного и резервного видов топлива и определят по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива. Ту же позицию подтвердил представитель ответчика в судебном заседании.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с частью 4.1 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку признание иска в части сделано представителем ответчика Василовым Э.Х. добровольно, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание ответчиком иска в части создания нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива (как совокупности основного и резервного вида) на котельной п. Междуреченск по адресу: <Адрес>, в объеме не менее 45-дневной потребности, что является основанием для удовлетворения заявленных истцом исковых требований.
Оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку из исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что ответчиком как теплоснабжающей организацией не обеспечено создание установленного нормативного запаса топлива. Запас топлива должен своевременно восполняться и поддерживаться на уровне установленных нормативов для надежной и стабильной работы котельных, в том числе в целях обеспечения работы котельных в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива, резкое снижением температуры наружного воздуха и т.п.). Не проведение ответчиком мероприятий по обеспечению запасов топлива на котельных может повлечь за собой срыв отопительного сезона, ненадлежащее теплоснабжение, установление температуры в зданиях и помещениях ниже установленных санитарно-эпидемиологическими правилами норм и требований, угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, а также причинения материального ущерба, здоровью и жизни неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Оценив все обстоятельства по делу, учитывая, что в данном случае обращение к немедленному исполнению это право, а не обязанность суда, принимая во внимание наличие у ответчика запаса резервного топлива, привлечение дополнительных поставщиков щепы в <Дата> г., суд считает необходимым не обращать к немедленному исполнению настоящее решение суда.
Поскольку при подаче настоящего иска прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, а исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета МР «Удорский» государственную пошлину в размере руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми удовлетворить.
Обязать АО «Коми тепловая компания», ИНН <Номер>, создать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива на котельной п. Междуреченск по адресу: <Адрес>, в объеме не менее 45-дневной потребности.
Взыскать с Акционерного общества «Коми тепловая компания», ИНН <Номер>, государственную пошлину в доход бюджета МР «Удорский» в размере руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Минина О.Н.
Мотивированное решение составлено 26 января 2024 года.