Дело№2-514/2020
УИД 18RS0027-01-2020-000401-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27.07.2020 года пос.Ува Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ёлкиной В.А.,
при секретаре Соколовой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ***1 к УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) об отмене решения от *** *** об отказе в перерасчете повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложении обязанности включить в стаж работы в сельском хозяйстве период с *** по ***, произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Истец ***1 обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что решением ответчика от *** *** ей было отказано в перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии по старости. Отказ был мотивирован отсутствием стажа работы в сельском хозяйстве требуемой продолжительности.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Ответчик не зачел в ее сельский стаж период работы с 01.01.2001 по 09.10.2001 продолжительностью 9 месяцев 9 дней, мотивировав это тем, что в документах не указана занимаемая должность.
10.10.2001 года в трудовую книжку внесена запись о должности «Бухгалтер» в период с 01.01.2001 по 09.10.2001, основание перевода- лицевой счет 219 2264-99.
Согласно архивной справке от 14.06.2019 г. №19-31154/ДП-26791 в лицевых счетах членов колхоза за 2000 год должность истца не указана. Перевод на должность бухгалтер документально не подтверждается.
Вместе с тем, колхоз «***4 *** являлся сельскохозяйственным предприятием, и фактически в спорный период она(истец) выполняла трудовую функцию «Животновода», что также могут подтвердить свидетели.
Согласно п. 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, действовавшей в спорный период, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
При этом ненадлежащее оформление работодателем кадровых и иных документов, связанных с трудовой деятельностью работника, как указано выше, в трудовой книжке не верно указаны сведения о работе за период с 01.01.2001 по 09.10.2001, не должно нарушать и негативно влиять на реализацию его пенсионных прав.
Истец ***1 просила отменить решение ответчика, обязать ответчика включить в стаж работы в сельском хозяйстве период работы с *** по *** и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истица свои требования уточнила, просила отменить решение УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) *** от ***, обязать ответчика включить в стаж работы в сельском хозяйстве период работы с *** по *** и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В судебном заседании истец ***1 свои требования с учетом уточнений поддержала, суду пояснила, что вышла на пенсию в 53 года. После школы она пошла работать в колхоз «***19», работала на юберинской ферме телятницей, однако приходилось в бригаде вести учет и составлять наряды, сдавать их в контору в ***5. В колхозе приказа о переводе ее бухгалтером не было. В 2001 году колхоз разваливался, ее попросили привести в порядок документы, она тогда и делала записи в трудовых книжках колхозников, в том числе и своей. С октября 2001 года колхоз объединили с агрофирмой «***6», там три месяца она работала бухгалтером. В спорный период- с 01.01.2011 по 09.10.2001- она работала телятницей, а не бухгалтером, это видно по зарплате, у бухгалтера оклад 500 руб.
Представитель ответчика УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) ***3, действующий на основании доверенности, исковые требования истца не признал, поддержал письменные возражения, согласно которых *** ***1 обратилась с документами в клиентскую службу в *** с заявлением о перерасчете повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г № 400- ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от *** *** Управление исключило из сельского стажа ***1 период работы в ЗАО «***7» в должности «бухгалтера» с *** по *** продолжительностью 5 лет 7 мес. 23 дня, поскольку работа в указанной должности не включается в данный стаж. Из сельского стажа ***1 также исключен период работы в колхозе «***8» с 01.01.2001 по 09.10.2001, поскольку в первичных документах не указана занимаемая ею в указанный период должность.
Согласно пункту 11 Правил от *** *** документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В трудовой книжке истца за оспариваемый период имеется запись о том, что ***1 *** уволена с должности бухгалтера колхоза «***10» переводом в ЗАО «***9». В графе «за какой год даются сведения» указан 2001 *** внесения записи в трудовую книжку указан лицевой счет. Соответственно, в спорный период с *** по *** истец занимал должность бухгалтера колхоза «***18». Согласно Архивной справки от *** *** за 2001 год документов в отношении ***1 не имеется. В лицевом счете колхозников за 2001 г. д. Юбери за спорный период должность ***1 не указана. Соответственно, период работы ***1 в должности бухгалтера не может быть включен в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку указанная должность не предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 1440, и истцом не предоставлено допустимых доказательств, подтверждающих заявленные исковые требования.
Представитель ответчика просит отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
С 01.02.2015 года правоотношения в сфере пенсионного обеспечения регулируются Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ).
Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме 4982 рубля 90 копеек в месяц (п.1 ст.16 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с п.14 ст.17 Федерального закона №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно п.5 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее – Список №1440) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Правила). Постановлением Правительства РФ от 25.06.2019 года №805 в Список №1440 внесены изменения, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
Указанным Списком должность бухгалтера не предусмотрена.
Списком №1440 была предусмотрена должность «рабочие всех наименований» в растениеводстве (производстве сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, заготовки, хранения, включая формы органического сельского хозяйства, мелиорацию) и животноводстве (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов). После изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 25.06.2019 года №805, Список №1440 предусматривает должности рабочих всех наименований, занятых растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство) и рабочих всех наименований, занятых животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
В соответствии с п. 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
Согласно п.6 Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом согласно действующему правовому регулированию в сельскохозяйственный стаж в соответствии с приведенными Правилами подлежат включению периоды, поименованные в упомянутом выше Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты.
Согласно пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено, что с *** ***1 является получателем страховой пенсии по старости досрочно по предложению центра занятости в соответствии со ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
*** ***1 обратилась в УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением ответчика от *** *** общая продолжительность стажа ***1 в сельском хозяйстве определена в 29 лет 8 месяцев 11дней, заявителю отказано в зачете в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы в колхозе «***11» с *** по *** (9 месяцев 9 дней), так как должность в документах не указана, и периода работы в ЗАО «***12» с *** по *** (5 лет 7 мес. 23 дня) в должности бухгалтера, поскольку данная должность Списком не предусмотрена, соответственно, отказано в перерасчете повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно трудовой книжки колхозника ***1 с *** принята в колхоз «***13» *** телятницей, за 1999 год ею отработано в качестве телятницы 303 человеко-дня, что подтверждается записью от ***. Далее следуют записи, датированные ***, о работе ***1 в качестве животновода в 2000 году в количестве 250 человеко-дней, о работе в 2001 году в качестве бухгалтера в количестве 219 человеко-дней (со ссылками на лицевые счета) и об увольнении ***1 с должности бухгалтера колхоза «***14» переводом в ЗАО «***15». Записи произведены бухгалтером ***1 и заверены ее подписью.
Факт работы ***1 в спорный период именно в должности телятницы (животновода) первичными документами не подтверждается. Так, согласно архивной справки от *** *** архивного отдела Администрации МО «***», в документах архивного фонда колхоза «***16» *** в лицевых счетах членов колхоза за 2000 год значится ***1 (год рождения не указан), заработная плата указана за период: январь-декабрь 2000 года, должность не указана.
Согласно архивной справки от *** ***, в документах архивного фонда колхоза «***17» ***, в лицевых счетах колхозников за 2000-2001 годы значится ***1 (год рождения не указан), заработная плата указана за период 2000 года и с января по сентябрь 2001 года. Другие лица с фамилией, именем и отчеством ***1 за 2000-2001 год не значатся.
В представленной копии лицевого счета за 2001 год должность ***1 не указана.
Ссылки истца ***1 на размер заработной платы, по которому якобы можно понять, в какой должности она работала в спорный период, являются несостоятельными, поскольку такое обстоятельство как занятие определенной должности, предусмотренной Списком, нуждается исключительно в документальном подтверждении в виде представления приказов о приеме на работу, о переводе, штатных расписаний, должностных инструкций за спорный период работы, каковых истцом в материалы гражданского дела представлено не было.
Поскольку наименование должности, которую согласно трудовой книжки колхозника занимала ***1 в период с 01.01.2001 по 09.10.2001- «бухгалтер», Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440, не предусмотрено, указанный период работы ***1 в должности бухгалтера не может быть включен в стаж работы в сельском хозяйстве в целях получения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, оснований для отмены решения ответчика и возложения на УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) обязанности включить спорный период работы в стаж работы в сельском хозяйстве и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ***1 к УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) об отмене решения от *** *** об отказе в перерасчете повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложении обязанности включить в стаж работы в сельском хозяйстве период с 01.01.2001 по 09.10.2001, произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии-
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.
В окончательной форме решение принято 28.07.2020 года.
Судья- В.А.Ёлкина