УИД: 38RS0011-01-2024-000052-90 Дело № 2-113/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
06 июня 2024 года с. Ербогачён Катангского района
Катангский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Кийко Т.А.,
при секретаре Юрьевой Т.Ю.,
с участием помощника прокурора Катангского района Таряшиева Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-113/2024 по исковому заявлению прокурора Катангского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования Детская Школа Искусств с. Ербогачен о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Катангского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования Детская Школа Искусств с. Ербогачен (далее по тексту – МБОУ ДО ДШИ с.Ербогачен), в котором в окончательной редакции заявленных требований просил в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу возложить на ответчика обязанность- обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к зданию Детской Школы Искусств, расположенному по адресу: Иркутская область, Катангский район, с.Ербогачен, ул. Первомайская, д.17, путем обустройства входной площадки пандусом.
Требования прокурора мотивированы тем, что прокуратурой Катангского района в ходе осуществления надзора за исполнением требований законодательства о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов в деятельности МБОУ ДО ДШИ с.Ербогачен установлено, что в здании учреждения, расположенном по адресу: Иркутская область, Катангский район, с. Ербогачен, ул. Первомайская, д. 17, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, а именно: входная площадка в здание не имеет пандуса. Прокурор полагал, что выявленные нарушения закона ущемляют права инвалидов, маломобильных групп населения, несовершеннолетних на беспрепятственный доступ в здание образовательной организации, являющейся объектом социальной инфраструктуры.
Заявленные требования прокурор обосновал положениями ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст. 2, 3.1, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 6.1.1, 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» утвержденным Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр, ч. 1 ст. 45, ст. 131 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.02.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В судебном заседании помощник прокурора Таряшиев Д.О. поддержал заявленные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ ДО ДШИ с.Ербогачен в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленных суду письменных возражениях указал, что в порядке устранения установленных нарушений, 18.05.2024 были закуплены: светодиодная бегущая строка LEG 100*20 (желтая) для слабовидящих; звонок и кнопка, тактильная табличка со шрифтом Брайля «Кнопка вызова персонала» 150*200 мм для инвалидов, «Доступная среда» по ГОСТ 52131-2019; тактильная табличка «Пандус» 150*150 мм, «Доступная среда» по ГОСТ 52132-2019. Доставка и установка визуальных и тактильных товарных знаков будет произведена в июне 2024 года. На июнь-август 2024 года запланирована установка пандуса с параметрами соответствующим требованиям, идет поиск поставщика.
Определением Катангского районного суда Иркутской области от 07.05.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация МО «Катангский район».
Представитель третьего лица - администрации МО «Катангский район» в судебное заседание не явился, в адресованном суду ходатайстве, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав и оценив представленные суду доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии, в том числе: - условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; - дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение установленной в указанном Федеральном законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции конкретного объекта.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 года № 1943-0, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Указанный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч. 2 ст. 3).
Требования «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр (далее по тексту – СП 59.13330.2020) подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (п. 4.1).
Как следует из п. 4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Пунктами 6.1.1, 6.1.2, СП 59.13330.2020 предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус.
Как следует из п. 8.2.1 СП 59.13330.2020, здания и помещения общеобразовательных организаций проектируют доступными для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики образовательного процесса и типа общеобразовательной организации.
Частью 3 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются, в том числе, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно подп. «а», «е» п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Согласно ст.15, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, предоставления дополнительного образования, создание условий осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 ФЗ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в образовании относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст.ст.209, 210 Гражданского Кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
В соответствии с п.2 ст.120 Гражданского Кодекса РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131- ФЗ от 06.10.2003 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных бюджетных учреждений.
Учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных бюджетному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального образования отвечает орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее учреждение.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и может выйти за пределы заявленных требований лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно уставу, МБОУ ДО ДШИ с.Ербогачен по своей организационно-правовой форме является бюджетным учреждением дополнительного образования (п.1.4). Место нахождения: Иркутская область, Катангский район, с. Ербогачен, ул. Первомайская, д. 17 (п. 1.5). Учредителем является муниципальное образование «Катангский район». От имени муниципального образования функции и полномочия учредителя осуществляет администрация МО «Катангский район», а также отдел администрации – МОО администрации «Катангский район» (п. 1.6). Собственником имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является учредитель (п. 1.7)
Копиями постановления администрации МО «Катангский район» от 27.05.2014 № 124-п «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКОУ ДОД Детская Школа Искусств»», акта приема-передачи имущества от 28.05.2014, свидетельства о государственной регистрации права от 15.07.2014, а также выпиской из ЕГРН от 22.09.2017 подтверждается, что нежилое здание, расположенное адресу: Иркутская область, Катангский район, с. Ербогачен, ул. Первомайская, д. 17, с кадастровым номером ю, передано в оперативное управление МКОУ ДОД ДШИ.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной 26.04.2024 прокуратурой Катангского района проверки исполнения действующего законодательства о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов МБОУ ДО ДШИ установлено, что вход в здание учреждения, расположенного по адресу: Иркутская область, Катангский район, с.Ербогачен, ул. Первомайская, д.17, не является доступным для маломобильных групп населения, входная площадка не имеет пандус, параметры которого соответствуют 5.1.14-5.1.16 СП 59.13330.2020.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались и не опровергались, однако, как следует из пояснений ответчика в направленном в суд отзыве на исковое заявление, а также подтверждается представленными копия кассовых чеков от 18.05.2024, ответчиком устраняются нарушения указанного законодательства.
Истцом данные обстоятельства не опровергнуты.
Учитывая, что факт отсутствия беспрепятственного доступа в здание образовательной организации лишает маломобильные группы населения реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, суд находит исковые требования прокурора Катангского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание характер и специфику мероприятия, которое необходимо осуществить, социальную значимость проведения указанного мероприятия, суд полагает возможным установить срок для исполнения возложенных на ответчика обязанностей – не позднее 1 года со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Катангского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская Школа Искусств с. Ербогачен (ИНН 3829000978, ОГРН 1023802552784) в срок – не позднее 1 года со дня вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к зданию Детской Школы Искусств, расположенному по адресу: Иркутская область, Катангский район, с.Ербогачен, ул. Первомайская, д.17, путем обустройства входной площадки пандусом.
Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором может быть принесено представление в Иркутский областной суд через Катангский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Кийко
Решение в окончательной форме изготовлено 06 июня 2024 года.