Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июля 2023 года <адрес>
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ситдиковой Н.М.,
при секретаре Мукашовой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баталовой Эльвиры Тимофеевны к исполнительному комитету пгт Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
Баталова Э.Т. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету пгт Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти Богомолова А.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указала, что в установленный законом шестимесячный срок она не приняла наследство после смерти Богомолова А.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ, по уважительными причинам, в связи с тем, что наследодатель проживал в ГАУСО «Ново-Чурилинский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства» в <адрес> РТ, администрация которого своевременно не уведомила истца о его смерти и не передала документ, подтверждающий смерть Богомолова А.И., необходимый для подачи заявления об открытии наследства. Спустя время ею было оформлено повторное свидетельство о смерти, но к указанной дате установленный законом шестимесячный срок на подачу заявления о вступлении в наследство уже истек.
Представитель истца Осипенко О.В., действующий на основании доверенности, на иске настаивал.
Ответчик исполком пгт Васильево ЗМР РТ своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте слушания дела извещался, представил отзыв.
Третьи лица нотариус Рахимов Д.Г., представители ГАУСО " Ново-Чурилинский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства", исполкома ЗМР РТ в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии с п.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
В силу ст.1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
По признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи). Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер Богомолов А.И. приходящийся истцу неполнородным братом со стороны матери, Богомоловой З.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Богомолов А.И. был признан недееспособным, и с ДД.ММ.ГГГГ по дату своей смерти содержался в Ново-Чурилинском психоневрологическом интернате, в настоящее время - ГАУСО «Ново-Чурилинский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства».
Из иска следует, что все время, пока жива была их мать и после ее смерти, истец интересовалась состоянием ее брата Богомолова А.И. у администрации социального учреждения, в котором он находился, навещала его.
В последние лет пять до смерти брата, она могла только созваниваться с администрацией учреждения и узнавать о его состоянии, поскольку на сегодняшний день истцу более восьмидесяти лет, она с трудом передвигается по дому и страдает от ....
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с письмом в адрес администрации ГАУСО «Ново-Чурилинский психоневрологический психоневрологический интернат», в котором указала, что является единственным родственником Богомолова А.И., а так же запрашивала информацию о самочувствии брата, информацию о заболеваниях, перенесенных им, в том числе сопутствующих. Данное письмо было направлено заказным почтовым отправлением с описью вложения.
В ответ почтовым отправлением в ее адрес администрация учреждения предоставила ответ по существу поставленных вопросов.
Богомолов А.И. умер ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес> похоронен в том же селе за счет учреждения, в котором содержался. О смерти брата истец узнала в ДД.ММ.ГГГГ из телефонного разговора с администрацией ГАУСО «Ново-Чурилинский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства», которые также пояснили, что в связи со сменой руководства и основных работников администрации учреждения, они не могут прокомментировать, почему как единственная родственница Богомолова А.И. она не была извещена о его смерти в установленные сроки и почему ей не было направлено свидетельство о его смерти, которое является основным документом для открытия наследства на имущество умершего.
ДД.ММ.ГГГГ Баталова Э.Т. обратилась и получила в Управлении ЗАГС исполнительного комитета муниципального образования <адрес> повторное свидетельство о смерти Богомолова А.И.
В установленный законом шестимесячный срок она не приняла наследство по уважительными причинам, в связи с тем, что наследодатель проживал в ГАУСО «Ново-Чурилинский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства» в <адрес> РТ, администрация которого своевременно не уведомила истца о его смерти и не передала документ, подтверждающий смерть Богомолова А.И., необходимый для подачи заявления об открытии наследства. Спустя время ею было оформлено повторное свидетельство о смерти, но к указанной дате установленный законом шестимесячный срок на подачу заявления о вступлении в наследство уже истек.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, суд считает причины пропуска истцом срока для принятия наследства после смерти брата уважительными, и считает возможным удовлетворить исковые требования о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти Богомолов А.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ суд
решил:
заявление Баталовой Эльвиры Тимофеевны удовлетворить.
Восстановить Баталовой Эльвире Тимофеевне (паспорт №) срок для принятия наследства после смерти Богомолова А.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: