Дело №2-359/2024
(№2-2774/2023)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казариной И.В.
при секретаре Штурба В.А.
с участием представителя истца Подопригалова С.В.
представителя ответчика Департамента
природных ресурсов и экологии г. Севастополя Лысак С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г. Севастополе с использованием видеоконференц-связи гражданское дело по иску Свендсен- СелянИ. И. Г. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя, третьи лица Государственное казённое учреждение Севастополя "Севастопольское лесничество", Правительство города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, ГБУ "Дирекция ООПТ и лесного хозяйства", Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, ГУП г. Севастополя "Водоканал" о признании реестровой ошибки, установлении границ земельного участка,
установил:
Представитель истца по доверенности Подопригалов С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя, в котором просит суд установить границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Свендсен -СелянИ. И. Г., площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> в координатах границ характерных (поворотных) точек межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ. Признать реестровой ошибкой наложение границ земельного участка с кадастровым номером № (лес). Исключить контур земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № из границ земельного участка с кадастровым номером № (лес).
Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> с кадастровым номером № принадлежит Свендсен -СелянИ. И. Г., право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( далее ЕГРН) ДД.ММ.ГГГГ. Между истцом и Подопригаловым С.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи земельного участка. Договор передан для регистрации перехода права собственности, однако Севреестр уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-№ отказал в государственной регистрации перехода права собственности, поскольку граница приобретенного земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером № (лес). Поскольку на момент постановки на кадастровый учет в ЕГРН содержались сведения о земельном участке с кадастровым номером №, обратился в суд за защитой нарушенного права.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, просил суд иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Просил установить границы земельного участка на основании координат, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ и заключения кадастрового инженера ООО «Терра».
Представитель ответчика Департамента природных ресурсов и экологии г. Севастополя Лысак С.Н. просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку, земельный участок истца полностью находится в Государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения «Ласпи», согласно Постановления Правительства Севастополя №-П от 08.02.2018г. и границы заповедника «Ласпи» изменению не подлежат. Истец неверно выбрал способ защиты нарушенного права. Также просил суд не принимать в качестве доказательства заключение кадастрового инженера, поскольку отсутствуют сведения о средствах измерения и установить наличие реестровой ошибки возможно только, путем назначения судебной экспертизы. Предоставили суд возражения на иск ( том № л.д. №)
Представитель третьего лица Государственного казённого учреждения Севастополя "Севастопольское лесничество" в судебное заседание не явился. Направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, просили в удовлетворении иска отказать. Предоставили суду возражения на иск ( том № л.д.№).
Представители третьих лиц Правительства города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, ГБУ "Дирекция ООПТ и лесного хозяйства", Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, ГУП г. Севастополя "Водоканал" в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не предоставили.
Согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 ГПК РФ).
С учетом вышеизложенных обстоятельств в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации, с согласия представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец приобрела у Низенко В.Е. земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014г №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, площадью 1000 +/-1 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства, принадлежит на праве собственности Свендсен-СелянИ. И. Г.. (том №).
Представленное суду реестровое дело содержит не оспоренное Распоряжение ДИЗО №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого земельный участок истца отнесен к категории земель- «земли сельскохозяйственного назначения» ( том №)
Также реестровое дело содержит договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о признании которого недействительным отсутствуют. Из данного договора усматривается, что Степаненко Я. В., действующая от имени Свендсен-СелянИ. И. Г. продала, а Подопригалов С. В. (представитель истца) купил в собственность недвижимое имущество – земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый номер площадью <данные изъяты> кв.м. ( том № )
Таким образом, фактическим собственником недвижимого имущества, не оформившим юридически свои права, является не истец, а представитель истца Подопригалов С. В..
Договор купли-продажи был передан для регистрации перехода права собственности, однако Севреестр уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-№ отказал в государственной регистрации перехода права собственности ( том № л.д. №), сославшись на наличие реестровой ошибки и предоставлении договора купли-продажи земельного участка с неустановленной категорией земель, тогда как, согласно сведениям ЕГРН данный земельный участок имеет категорию земли сельскохозяйственного назначения.
Данный отказ в судебном порядке не оспорен.
08.02.2018г принято Постановление Правительства Севастополя от N 66-ПП "О создании государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Ласпи" (вместе с "Положением о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Ласпи"),в котором указано о создании на территории внутригородского муниципального образования города Севастополя Балаклавского муниципального округа государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Ласпи" общей площадью 1232,74 га.
Утверждены границы государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Ласпи" в соответствии с координатами характерных точек (приложение N 1). Утверждено Положение о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Ласпи" (приложение N 2).
Как указал представитель ответчика Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя в своих возражениях, земельный участок истицы полностью находится в Государственном природном ландшафтном заповеднике регионального значения «Ласпи».
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», виды разрешенного использования: «Отдых (рекреация)» (код 5.0); «Использование лесов» (код 10.0) является Субъект Российской Федерации – город федерального значения Севастополь. ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок передан в аренду ГУП г. Севастополя «Водоканал» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (том № )
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу ст. ст. 7, 8 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающий, в числе прочих, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка (ч. 4 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Таким образом, границы земельного участка считаются установленными, если описание местоположения границ земельного участка содержится в сведениях государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ" О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ в текстовой части межевого плана.
В обоснование заявленных требований истец предоставил суду межевой план, который подготовлен кадастровым инженером Антоненко Т.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая представленное суду доказательство в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд отмечает, что со дня изготовления данного межевого плана прошло 6 (шесть) лет, ввиду чего местоположение границ земельного участка могло измениться, также изменилась методика измерений и определений координат на местности.
Так, представленный суду Межевой план подготовлен на основании Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 40651), который утратил силу, в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 231 "О признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России и отдельных положений некоторых приказов Минэкономразвития России в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 68778)
Таким образом, к представленному суду Межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. №) суд относится критически и не принимает его в качестве доказательства по делу.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (ст. 55 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. ( ч.1 статьи 7 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ)
Также эксперт до начала проведения экспертизы предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. ( статья 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ).
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 20 июля 2023 г. N 43-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго части второй статьи 85, статей 96 и 97, части шестой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Автономной некоммерческой организации «Экспертно-криминалистический центр «Судебная экспертиза» Признаны абзац второй части второй статьи 85 и статья 96 ГПК Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 34 (часть 1) и 35 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не обеспечивают надлежащих гарантий реального получения оплаты экспертизы, назначенной судом по инициативе стороны (сторон) в гражданском судопроизводстве, проведенной вне зависимости от предварительного внесения в установленном порядке этой стороной (сторонами) денежной суммы для оплаты ее проведения.
Конституционный суд Российской Федерации установил, что суд, сохраняя в силу статьи 120 Конституции Российской Федерации и принятой в ее развитие части второй статьи 12 ГПК Российской Федерации независимость, объективность и беспристрастность, руководит процессом и создает условия для установления фактических обстоятельств с целью их последующей юридической квалификации и справедливого рассмотрения дела на основе требований закона. При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в науке, технике, искусстве, ремесле, суд назначает экспертизу (часть первая статьи 79 данного Кодекса), что необходимо для достижения задач судопроизводства - для правильного разрешения гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов граждан, организаций, государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2019 года N 3503-О, от 27 мая 2021 года N 1052-О и др.).
Назначаемая судом экспертиза является одним из средств доказывания, а ее результаты не имеют для суда заранее установленной силы и оцениваются им по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, что подлежит отражению в решении, где приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты для обоснования выводов суда, а другие отвергнуты, и причины, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части первая, вторая и четвертая статьи 67 ГПК Российской Федерации). Вместе с тем выводы, сделанные экспертом по результатам исследования, могут иметь решающее значение для вынесения судом по делу законного и обоснованного решения. Поэтому деятельность эксперта по оказанию содействия правосудию на основании определения суда обладает публично-правовой значимостью, а обеспечение надлежащих условий осуществления такой деятельности, в том числе в части ее оплаты, входит в обязанность государства гарантировать каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Определение суда о назначении экспертизы, предусмотренное частью первой статьи 80 данного Кодекса, впредь должно приниматься только после внесения стороной (сторонами) предварительно на счет, открытый соответствующему суду в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, суммы в размере оплаты экспертизы согласно части первой статьи 96 данного Кодекса либо после рассмотрения вопроса о последствиях невнесения стороной (сторонами) указанной суммы, как это предусмотрено ниже. При этом после принятия такого определения отказ от проведения порученной экспертизы в установленный судом срок в связи с невнесением указанной суммы не допускается.
Суд разъяснил представителю истца необходимость проведения экспертизы по делу, в соответствии с требованиями статьи 79 ГПК РФ. Последствия не назначения экспертизы представителю истца известны.
Отказавшись проводить экспертизу, в обоснование заявленных исковых требований представитель истца предоставил суду заключение кадастрового инженера ООО «Терра» № ( том № л.д.№).
К данному заключению кадастрового инженера суд также относится критически, поскольку суду не представлены сведения о квалификации специалиста, документы на аппаратуру, с помощью которой производились измерения, не представлена методика измерения. Кадастровый инженер, не являясь экспертом, не предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Также кадастровый инженер пришел к выводу о наличии реестровой ошибки и предоставил единственно возможный вариант причины ее устранения в виде уточнения границ земельного участка с кадастровым номером №, путем выреза координат границ участка с кадастровым номером № в полном соответствии с данными о координатах границ этого земельного участка, сведения о которых содержатся в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-№ ( том № л.д.№).Однако при вынесении данного заключения кадастровый инженер не принял во внимание Постановление Правительства Севастополя N 66-ПП от 08.02.2018г "О создании государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Ласпи" (вместе с "Положением о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Ласпи"), которым установлены границы земельного участка и данные границы изменению не подлежат.
Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда
Согласно ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Истец и представитель истца не представили суду доказательств, обосновывающих законность заявленных требований, избрав не надлежащий способ защиты нарушенного права, ввиду чего исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Свендсен-СелянИ. И. Г. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27 апреля 2024 года.
Судья И.В. Казарина