Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ЗАОЧНОЕ
12 июля 2023 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Абросимовой А.А.,
при секретаре судебного заседания Якимовой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, в лице ФИО1, ФИО3, в лице ФИО1, ФИО4 к администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности предоставления жилого помещения взамен аварийного,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, в лице ФИО1, ФИО3, в лице ФИО1, ФИО4 обратились в суд с исковым заявлением о возложении обязанности на администрацию <адрес> предоставить в собственность жилое помещение, общей площадью не менее 41,6 кв.м., состоящее не менее чем из двух жилых комнат, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, отвечающее уставленным требованиям и находящееся в черте города, взамен признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения по адресу: <адрес>.
Свои требования мотивируют тем, что истцы являются собственниками <адрес>» по <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
В спорной квартире на регистрационном учете состоят ФИО1, ФИО3, ФИО2 Брак с ФИО4 расторгнут.
Указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
На требование истцов о предоставлении жилого помещения, ответчик в сообщении указал, что у истцов отсутствует право на предоставление взамен аварийного иного жилого помещения, поскольку истцами право собственности на жилое помещение приобретено позднее признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, кроме того у ФИО4 на дату признания многоквартирного дома аварийным имелось иное пригодное для проживания жилое помещение.
Истец просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель истцов Сидоркин А.В., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, настаивал на удовлетворении заявленных требований, доводы, изложенные в исковом заявлении подтвердил. Суду дополнил, что дом, расположенный по <адрес> возведен истцом ФИО1 и ее супругом ФИО9 до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 473-ФЗ, которым Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен частями 8.1, 8.2 статьи 32, на земельном участке, используемом ими на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, для индивидуального жилищного строительства. Зарегистрировано право собственности на указанный дом в 2020 году.
Представитель ответчика администрации <адрес> Кулакова Е.А., действующая на основании доверенности, истцы ФИО1, ФИО4, надлежащим образом извещенные о дне и часе судебного слушания, в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении спора в свое отсутствие.
В связи с неявкой ответчика в судебное заседание, суд находит возможным рассмотреть спор в порядке заочного производства.
Представители третьих лиц Министерства строительства <адрес>, ООО УК «Ваш партнер плюс» надлежащим образом извещенные о дне и часе судебного слушания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, пользуются им для личного проживания и проживания для членов их семей.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/4 доли каждому) квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 41,6 кв.м., на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. года №-р многоквартирный <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым №, адрес: РФ, <адрес> для эксплуатации двухэтажного жилого дома, площадью 2016 кв.м., с объектами недвижимого имущества по адресам: <адрес>
Согласно заключению о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, приведшим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций.
Суду представлен текст обязательства, из которого следует, что истцы избрали способ обеспечения жилым помещением, взамен жилого помещения признанного аварийным, путем предоставления другого жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в адрес истцов направлено сообщение о том, что, поскольку, право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, возникло у истцов после признания дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, кроме этого у ФИО4 имелось в собственности иное пригодное для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в рамках реализации Программы им будет предоставлено возмещение за жилое помещение.
В Разделе 5 Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно части 8.1 статьи 32 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно части 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
В силу частей 1 и 3 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 473-ФЗ, которым в Жилищный кодекс Российской Федерации введены части 8.1, 8.2 статьи 32, вступил в силу, согласно содержащейся в нем статьи 3, со дня его официального опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлена недопустимость действий граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В силу пункта 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу вышеприведенных норм, добросовестным поведением является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе, в получении необходимой информации.
Обязательства публично-правовых образований обеспечить права собственников помещений в связи с признанием дома аварийным и его сносом не могут быть использованы заинтересованными лицами в целях их обогащения.
Данный правовой подход и был закреплен в частях 8.1 и 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 1428-р многоквартирный <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. При этом в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы», указанный дом включен в марте 2019 года.
Право собственности на названную квартиру у истцов возникло на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Также установлено, что на момент признания названного дома аварийным ФИО4 принадлежала квартира по адресу: <адрес>А, <адрес> 2014 года, а также доля в жилом помещении по адресу: <адрес> 1997 года, квартира по адресу: <адрес> приобретенная в 2017 году что, с учетом вышеизложенного, не относится к юридически значимым обстоятельствам.
Кроме этого судом установлено, что ФИО1 принадлежит дом по адресу: <адрес>. Данный дом расположен возведен истцом ФИО1 и ее супругом ФИО9 до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 473-ФЗ, которым Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен частями 8.1, 8.2 статьи 32, на земельном участке, используемом ими на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, для индивидуального жилищного строительства. Зарегистрировано право собственности на указанный дом в 2020 году.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания сомневаться в том, что истцы злоупотребляют принадлежащими им правами, в рамках возникшего у них права на получение жилого помещения взамен аварийного.
Таким образом, поскольку дом, в котором расположено спорное аварийное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реализацию региональных адресных программ по переселению граждан в <адрес>, суд приходит к выводу, что к спорным правоотношениям не могут применяться положения частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку указанная норма была введена в действие после приобретения истцом жилого помещения и начала процедуры расселения, в связи с чем, право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит собственнику изымаемого жилого помещения, с учетом выраженного волеизъявления истца на предоставление в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, учитывая фактическую реализацию в настоящее время программы по расселению рассматриваемого многоквартирного дома, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, в лице ФИО1, ФИО3, в лице ФИО1, ФИО4 к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставления жилого помещения взамен аварийного, удовлетворить.
Возложить на администрацию <адрес> обязанность предоставить в собственность ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., код подразделения №, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> № выдано ДД.ММ.ГГГГ Лесосибирским территориальным отделом агентства ЗАГС администрации <адрес>, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> № выдано ДД.ММ.ГГГГ. Лесосибирским территориальным отделом агентства ЗАГС <адрес>, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № №, выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ., код подразделения №, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное жилое помещение, площадью не менее 41,6 кв.м., состоящее не менее чем из двух жилых комнат, расположенное в пределах <адрес> края, благоустроенное применительно к условиям <адрес>.
Прекратить право собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 равнозначного жилого помещения.
Признать за муниципальным образованием <адрес> право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 равнозначного жилого помещения.
Ответчик вправе подать в Лесосибирский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней, со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение одного месяца, со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.А. Абросимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья А.А. Абросимова