Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-539/2024 (2-5898/2023;) ~ М-4718/2023 от 21.11.2023

Дело № 2-539/2024

Изготовлено 24.01.2024

УИД 51RS0001-01-2023-005562-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2024 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Масловой В.В.,

при секретаре Галушка С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению г. Мурманска «СОШ № 56», комитету по образованию администрации города Мурманска об обеспечении беспрепятственного доступа в образовательное учреждение для маломобильных групп населения,

установил:

Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 56» (далее – МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56»), комитету по образованию администрации города Мурманска об обеспечении беспрепятственного доступа в образовательное учреждение для маломобильных групп населения.

В обоснование иска указано, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения законодательства в сфере доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

В ходе проведения проверки установлено, что здание общеобразовательного учреждения, расположенное по адресу: г. Мурманск, <адрес>, в нарушение действующего законодательства, а также строительных норм и правил доступности зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения, не оборудовано специальными устройствами и приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ в здание инвалидам и другим маломобильным группам населения, испытывающим затруднения при самостоятельном передвижении. Отсутствие указанных устройств и приспособлений для инвалидов и маломобильных групп населения препятствует доступу данным категориям граждан в образовательное учреждение, чем нарушает права неопределенного круга лиц на реализацию их социальных прав.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд обязать МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательного учреждения для инвалидов и других маломобильных групп населения путем оборудования входа в здание специальными устройствами и приспособлениями в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001»; обязать Комитет по образованию администрации г. Мурманска выделить денежные средства на приобретение и установку МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56» специальных устройств и приспособлений для инвалидов и маломобильных групп населения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска поддержала исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56» Малюк И.В. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, в представленном суду отзыве возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что по результатам комиссионного обследований установлено, что на территории школы находятся коммуникации, создающие препятствие для установки стационарного пандуса, а второе крыльцо с внутренней стороны двора находится в охранной зоне АО «МОЭСК». Соответственно, возможность оборудования входа в здание школы стационарным пандусом отсутствует.

ММКУ «УКС» предложен альтернативный вариант обеспечения входа в здание школы путем обеспечения гусеничным подъемником для маломобильных групп населения с оборудованием входа кнопкой вызова персонала. Выполнение мероприятий по приобретению подъемного устройства для беспрепятственного доступа в школу для маломобильных групп населения с установкой кнопки вызова персонала возможно лишь в случае предоставления администрацией города Мурманска соответствующего финансового обеспечения. При отсутствии финансирования исполнение требований прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о проведении мероприятий по обеспечению доступности объекта для инвалидов не представляется возможным. Дело просила рассмотреть без своего участия.

Представитель третьего лица администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, ранее представитель Дворецкий П.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указал на то, что положения СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73 применяются только к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.

Также приводил доводы о том, что в МБОУ «СОШ № 56» не обучаются дети-инвалиды, в учебном учреждении также имеются в соответствии с Приказом общеобразовательного учреждения назначенные ответственные лица по сопровождению инвалидов в здание учреждения.

Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал позицию, изложенную МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56». Дополнительно указал, что при отсутствии финансирования исполнение требований прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о проведении мероприятий по обеспечению доступности объекта для инвалидов не представляется возможным. Комитет, являясь учредителем, осуществляет финансирование подведомственных учреждений в рамках предельного объема бюджетных ассигнований, доведенных ему управлением финансов администрации города Мурманска как главному распорядителю бюджетных средств. Выполнение мероприятий по приобретению подъемного устройства для беспрепятственного доступа в школу для маломобильных групп населения с установкой кнопки вызова персонала возможно лишь в случае предоставления администрацией города Мурманска соответствующего финансового обеспечения.

Представитель ММКУ «УКС» в судебное заседание нем явился. В ходе производства по делу возражал против удовлетворения требований, указал, что в целях определения возможности установки пандуса в МБОУ «СОШ № 56» 27.03.2023 ММКУ «УКС» проведено комиссионное обследование, по результатам которого установлена невозможность оборудования входа в здание МБОУ «СОШ № 56» стационарным пандусом, ввиду того, что на указанной территории пролегают коммуникации, создающие определенные препятствия. (в створе крыльца с левой стороны на расстоянии 5 метров вдоль фасада проходит сеть водопровода ГОУП «Мурмансководоканал», с внутренней стороны двора имеется второе крыльцо, которое находится в охранной зоне АО «МОЭСК», между указанными крыльцами расположена приточная вентшахта, вентканал и монтажный приямок).

Вместе с тем, ММКУ «УКС» предложен альтернативный вариант обеспечения входа в здание для маломобильных групп населения путем обустройства крыльца, использующегося как главный вход, гусеничным подъемником с оборудованием входа кнопкой вызова персонала.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со ст. 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Из положений статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соответствии с п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Как следует из п.п. «а» п. 3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в своде правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2020, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр и введен в действие с 01.07.2021 (далее - СП 59.13330.2020).

Как следует из п.п. 1.1 СП 59.13330.2020 настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

В силу п. 3.13 СП 59.13330.2020 маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.

Согласно п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.

В соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского округа г. Мурманска проведена проверка соблюдения законодательства о социальных правах детей-инвалидов в деятельности МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56».

По результатам проведенной проверки установлено, что здание общеобразовательного учреждения, расположенное по адресу: г. Мурманск, <адрес>, в нарушение действующего законодательства, а также строительных норм и правил доступности зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения, не оборудовано специальными устройствами и приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ в здание инвалидам и другим маломобильным группам населения, испытывающим затруднения при самостоятельном передвижении. Отсутствие указанных устройств и приспособлений для инвалидов и маломобильных групп населения препятствует доступу данным категориям граждан в образовательное учреждение, чем нарушает права неопределенного круга лиц на реализацию их социальных прав.

Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения прав инвалидов и маломобильных групп населения на обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения, суд считает требования прокурора о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательной организации для маломобильных групп населения, обоснованными.

Доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что положения свода правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001, доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, применяются исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, по мнению суда, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Как следует из п. 4.1 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.

По смыслу вышеуказанных положений действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.

Доказательств отсутствия технической возможности для реализации установленных требований с целью обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещение МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56» стороной ответчиков и третьих лиц не представлено.

Разрешая требования о возложении обязанности на комитет по образованию администрации города Мурманска в течение определенного срока обеспечить выделение денежных средства на приобретение и установку муниципальным бюджетным образовательным учреждением г. Мурманска «СОШ № 56» специальных устройств и приспособлений для инвалидов и маломобильных групп населения, суд учитывает следующее.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В рассматриваемом деле комитет по образованию является учреждением, подведомственным администрации города Мурманска. Однако именно администрация муниципального образования, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета, производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.

При таком положении понуждение к выделению финансирования комитета по образованию администрации города Мурманска, не являющегося главным распорядителем бюджетных средств, суд признает необоснованным. И в данной части требования не подлежат удовлетворению.

Рассматривая требование прокурора об установлении срока, в течение которого ответчик обязан выполнить возложенные на него обязанности, суд принимает во внимание, что ответчику необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных действий. В связи с чем, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности.

На основании изложенного руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ «░░░ № 56», ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ «░░░ № 56» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ «░░ 59.13330.2020. ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░ 35-01-2001», ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-539/2024 (2-5898/2023;) ~ М-4718/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Октябрьского АО г.Мурманска
Ответчики
Комитет по образованию администрации г.МУрманска
МБОУ СОШ 56
Другие
ММКУ УКС
Администрация г.МУрманска
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Маслова Валерия Валерьевна
Дело на сайте суда
okt--mrm.sudrf.ru
21.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2023Передача материалов судье
21.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее