Дело № 2-539/2024
Изготовлено 24.01.2024
УИД 51RS0001-01-2023-005562-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2024 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Масловой В.В.,
при секретаре Галушка С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению г. Мурманска «СОШ № 56», комитету по образованию администрации города Мурманска об обеспечении беспрепятственного доступа в образовательное учреждение для маломобильных групп населения,
установил:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 56» (далее – МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56»), комитету по образованию администрации города Мурманска об обеспечении беспрепятственного доступа в образовательное учреждение для маломобильных групп населения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения законодательства в сфере доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
В ходе проведения проверки установлено, что здание общеобразовательного учреждения, расположенное по адресу: г. Мурманск, <адрес>, в нарушение действующего законодательства, а также строительных норм и правил доступности зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения, не оборудовано специальными устройствами и приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ в здание инвалидам и другим маломобильным группам населения, испытывающим затруднения при самостоятельном передвижении. Отсутствие указанных устройств и приспособлений для инвалидов и маломобильных групп населения препятствует доступу данным категориям граждан в образовательное учреждение, чем нарушает права неопределенного круга лиц на реализацию их социальных прав.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд обязать МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательного учреждения для инвалидов и других маломобильных групп населения путем оборудования входа в здание специальными устройствами и приспособлениями в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001»; обязать Комитет по образованию администрации г. Мурманска выделить денежные средства на приобретение и установку МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56» специальных устройств и приспособлений для инвалидов и маломобильных групп населения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска поддержала исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56» Малюк И.В. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, в представленном суду отзыве возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что по результатам комиссионного обследований установлено, что на территории школы находятся коммуникации, создающие препятствие для установки стационарного пандуса, а второе крыльцо с внутренней стороны двора находится в охранной зоне АО «МОЭСК». Соответственно, возможность оборудования входа в здание школы стационарным пандусом отсутствует.
ММКУ «УКС» предложен альтернативный вариант обеспечения входа в здание школы путем обеспечения гусеничным подъемником для маломобильных групп населения с оборудованием входа кнопкой вызова персонала. Выполнение мероприятий по приобретению подъемного устройства для беспрепятственного доступа в школу для маломобильных групп населения с установкой кнопки вызова персонала возможно лишь в случае предоставления администрацией города Мурманска соответствующего финансового обеспечения. При отсутствии финансирования исполнение требований прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о проведении мероприятий по обеспечению доступности объекта для инвалидов не представляется возможным. Дело просила рассмотреть без своего участия.
Представитель третьего лица администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, ранее представитель Дворецкий П.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указал на то, что положения СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73 применяются только к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.
Также приводил доводы о том, что в МБОУ «СОШ № 56» не обучаются дети-инвалиды, в учебном учреждении также имеются в соответствии с Приказом общеобразовательного учреждения назначенные ответственные лица по сопровождению инвалидов в здание учреждения.
Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал позицию, изложенную МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56». Дополнительно указал, что при отсутствии финансирования исполнение требований прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о проведении мероприятий по обеспечению доступности объекта для инвалидов не представляется возможным. Комитет, являясь учредителем, осуществляет финансирование подведомственных учреждений в рамках предельного объема бюджетных ассигнований, доведенных ему управлением финансов администрации города Мурманска как главному распорядителю бюджетных средств. Выполнение мероприятий по приобретению подъемного устройства для беспрепятственного доступа в школу для маломобильных групп населения с установкой кнопки вызова персонала возможно лишь в случае предоставления администрацией города Мурманска соответствующего финансового обеспечения.
Представитель ММКУ «УКС» в судебное заседание нем явился. В ходе производства по делу возражал против удовлетворения требований, указал, что в целях определения возможности установки пандуса в МБОУ «СОШ № 56» 27.03.2023 ММКУ «УКС» проведено комиссионное обследование, по результатам которого установлена невозможность оборудования входа в здание МБОУ «СОШ № 56» стационарным пандусом, ввиду того, что на указанной территории пролегают коммуникации, создающие определенные препятствия. (в створе крыльца с левой стороны на расстоянии 5 метров вдоль фасада проходит сеть водопровода ГОУП «Мурмансководоканал», с внутренней стороны двора имеется второе крыльцо, которое находится в охранной зоне АО «МОЭСК», между указанными крыльцами расположена приточная вентшахта, вентканал и монтажный приямок).
Вместе с тем, ММКУ «УКС» предложен альтернативный вариант обеспечения входа в здание для маломобильных групп населения путем обустройства крыльца, использующегося как главный вход, гусеничным подъемником с оборудованием входа кнопкой вызова персонала.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со ст. 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Из положений статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В соответствии с п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Как следует из п.п. «а» п. 3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в своде правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2020, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр и введен в действие с 01.07.2021 (далее - СП 59.13330.2020).
Как следует из п.п. 1.1 СП 59.13330.2020 настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
В силу п. 3.13 СП 59.13330.2020 маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.
Согласно п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.
В соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского округа г. Мурманска проведена проверка соблюдения законодательства о социальных правах детей-инвалидов в деятельности МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56».
По результатам проведенной проверки установлено, что здание общеобразовательного учреждения, расположенное по адресу: г. Мурманск, <адрес>, в нарушение действующего законодательства, а также строительных норм и правил доступности зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения, не оборудовано специальными устройствами и приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ в здание инвалидам и другим маломобильным группам населения, испытывающим затруднения при самостоятельном передвижении. Отсутствие указанных устройств и приспособлений для инвалидов и маломобильных групп населения препятствует доступу данным категориям граждан в образовательное учреждение, чем нарушает права неопределенного круга лиц на реализацию их социальных прав.
Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения прав инвалидов и маломобильных групп населения на обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения, суд считает требования прокурора о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательной организации для маломобильных групп населения, обоснованными.
Доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что положения свода правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001, доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, применяются исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, по мнению суда, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Как следует из п. 4.1 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
По смыслу вышеуказанных положений действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
Доказательств отсутствия технической возможности для реализации установленных требований с целью обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещение МБОУ г. Мурманска «СОШ № 56» стороной ответчиков и третьих лиц не представлено.
Разрешая требования о возложении обязанности на комитет по образованию администрации города Мурманска в течение определенного срока обеспечить выделение денежных средства на приобретение и установку муниципальным бюджетным образовательным учреждением г. Мурманска «СОШ № 56» специальных устройств и приспособлений для инвалидов и маломобильных групп населения, суд учитывает следующее.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В рассматриваемом деле комитет по образованию является учреждением, подведомственным администрации города Мурманска. Однако именно администрация муниципального образования, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета, производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При таком положении понуждение к выделению финансирования комитета по образованию администрации города Мурманска, не являющегося главным распорядителем бюджетных средств, суд признает необоснованным. И в данной части требования не подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование прокурора об установлении срока, в течение которого ответчик обязан выполнить возложенные на него обязанности, суд принимает во внимание, что ответчику необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных действий. В связи с чем, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности.
На основании изложенного руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ «░░░ № 56», ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ «░░░ № 56» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ «░░ 59.13330.2020. ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░ 35-01-2001», ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░