2-4331\23
61RS0022-01-2023-004629-26
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«21» ноября 2023 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Сенковенко Е.В., при секретаре судебного заседания Приходько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога к КУИ г. Таганрога, Федькова Л.Ю., Крамаренко А.В., Якименко Н.В., Половникова К.А., Проценко О.А. о возложении обязанности установить автономные дымовые пожарные извещатели, обеспечении пусконаладочных работ и нечинении препятствий, третьи лица: Администрация г. Таганрога, УСЗН г.Таганрога,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просит обязать КУИ г. Таганрога оборудовать жилые помещения, находящиеся в пользовании Федькова Л.Ю., Крамаренко А.В., Якименко Н.В., Половникова К.А. и Проценко О.А. автономными дымовыми пожарными извещателями, обязав их не чинить препятствий в установлении данных работ.
В обоснование требований указано, что прокуратурой города по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в местах проживания многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении.
С 01.03.2023 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2022 г. № 1885 в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479. Пунктом 85 (1) Правил предусмотрено, что в комнатах квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, должны быть установлены и находиться в исправном состоянии автономные дымовые пожарные извещатели.
Вместе с тем, по результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 85 (1) Правил, в жилых помещениях, собственником которых является КУИ г. Таганрога, находящиеся в пользовании Федьковой Л.Ю., Крамаренко А.В., Якименко Н.В., Половниковой К.А. и Проценко О. А., которые находятся в трудной жизненной ситуации, автономные дымовые пожарные извещатели не установлены.
Согласно представленной информации, Федькова Л.Ю. на основании договора найма жилого помещения специализированного маневренного фонда от 15.05.2018 г. № 1072, Крамаренко А.В. на основании договора найма жилого помещения специализированного маневренного фонда от 20.01.2010 г. № 23779, Проценко О.А. на основании договора найма жилого помещения специализированного маневренного фонда от 03.09.2012 г. № 9874, Половникова К.А. на основании договора найма жилого помещения специализированного маневренного фонда от 23.03.2006 г. № 12245, Якименко Н.В. на основании договора найма жилого помещения специализированного маневренного фонда от 15.05.2018 г. № 1072, - являются ответственными квартиросъемщиками.
Неисполнение требований законодательства о пожарной безопасности является недопустимым, создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, которые при возникновении пожара вследствие допущенных нарушений могут оказаться в зоне пожара и в зоне проведения аварийно- спасательных работ, в том числе несовершеннолетних. По данному факту прокуратурой г. Таганрога 02.05.2023 г. главе Администрации г. Таганрога выносилось представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, при этом должных мер к исполнению изложенных в представлении требований не принято, до настоящего времени автономные дымовые пожарные извещатели в жилых помещениях не установлены.
Определением от 29.08.2023 г. проведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации г. Таганрога на надлежащего КУИ г. Таганрога, Администрация г. Таганрога привлечена в качестве третьего лица по данному делу.
Определением от 18.09.2023 г. в качестве третьего лица было привлечено УСЗН г. Таганрога.
Определением Таганрогского городского суда от 07.11.2023 г. объединены в одно производство гражданское дело № 2-4331/2023 по иску прокурора г. Таганрога к Федькова Л.Ю., КУИ г. Таганрога о возложении обязанности установить автономные дымовые пожарные извещатели, обеспечении пусконаладочных работ и нечинении препятствий, третьи лица: Администрация г. Таганрога, УСЗН г.Таганрога, и гражданские дела № 2-4329/2023 по иску прокурора г. Таганрога к Проценко О.А., КУИ г. Таганрога о возложении обязанности установить автономные дымовые пожарные извещатели, обеспечении пусконаладочных работ и нечинении препятствий, третьи лица: Администрация г. Таганрога, УСЗН г.Таганрога; № 2-4328/2023 по иску прокурора г. Таганрога к Половникова К.А., КУИ г. Таганрога о возложении обязанности установить автономные дымовые пожарные извещатели, обеспечении пусконаладочных работ и нечинении препятствий, третьи лица: Администрация г. Таганрога, УСЗН г.Таганрога; № 2-4333/2023 по иску прокурора г. Таганрога к Якименко Н.В., КУИ г. Таганрога о возложении обязанности установить автономные дымовые пожарные извещатели, обеспечении пусконаладочных работ и нечинении препятствий, третьи лица: Администрация г. Таганрога, УСЗН г.Таганрога; № 2-4332/2023 по иску прокурора г. Таганрога к Крамаренко А.В., КУИ г. Таганрога о возложении обязанности установить автономные дымовые пожарные извещатели, обеспечении пусконаладочных работ и нечинении препятствий, третьи лица: Администрация г. Таганрога, УСЗН г.Таганрога, присвоен делу общий номер №2-4331/2023.
В судебном заседании старший помощник прокурора И.И.П. требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель ответчика - КУИ г. Таганрога К.Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Ответчики Федькова Л.Ю., Крамаренко А.В., Якименко Н.В., Половникова К.А. и Проценко О.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица - УСЗН г. Таганрога П.С.В. в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда.
Представитель Администрации г. Таганрога в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части, исходя из следующего:
В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальной собственностью, управляют ею. В развитие конституционных норм и норм гражданского законодательства Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований.
В соответствии ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу положений ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 ст. 13 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом обязаны соблюдать требования пожарной безопасности выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, согласно действующему законодательству, несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
С 01.03.2023 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2022 г. № 1885 в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.
Пунктом 85 (1) Правил предусмотрено, что в комнатах квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, должны быть установлены и находиться в исправном состоянии автономные дымовые пожарные извещатели.
Судом установлено, что прокуратурой города по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в местах проживания многодетных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении.
Как установлено в судебном заседании в вышеуказанных жилых помещениях дымовые пожарные извещатели не установлены.
Судом установлено, что Федькова Л.Ю. на основании договора найма жилого помещения специализированного маневренного фонда от 15.05.2018 г. № 1072, Крамаренко А.В. на основании договора найма жилого помещения специализированного маневренного фонда от 20.01.2010 г. № 23779, Проценко О.А. на основании договора найма жилого помещения специализированного маневренного фонда от 03.09.2012 г. № 9874, Половникова К.А. на основании договора найма жилого помещения специализированного маневренного фонда от 23.03.2006 г. № 12245, Якименко Н.В. на основании договора найма жилого помещения специализированного маневренного фонда от 15.05.2018 г. № 1072, - являются ответственными квартиросъемщиками.
Положения ст. 13, 14 Решение Городской Думы г. Таганрога от 01.07.2013 №567 "Об утверждении Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Таганрог" (общедоступные сведения) предусматривают, что имущество, находящееся в собственности муниципального образования "Город Таганрог", подлежит учету в реестре муниципального имущества города Таганрога. Органом Администрации города Таганрога, уполномоченным вести Реестр, является КУИ. Учет имущества, составляющего муниципальную казну, ведет КУИ.
Кроме того, в соответствии со ст. 2 Положения "О Комитете по управлению имуществом г. Таганрога", утвержденным Решением Городской Думы г. Таганрога от 25.10.2011 г. № 359 (общедоступные сведения), основными задачами КУИ являются эффективное и целевое использование муниципального имущества, владение, пользование, управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Таганрога, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, и имущественными правами на них. Организация и ведение учета муниципального имущества города Таганрога, ведение Реестра муниципального имущества города Таганрога.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, в том числе требующих материальных затрат.
Одновременно в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178- ФЗ "О государственной социальной помощи", органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе в целях улучшения условий их жизнедеятельности.
В соответствии с положениями статей 18 и 19 Федерального закона N 69-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ, к полномочиям органов местного самоуправления - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Также положение, предусматривающее оказание адресной безвозмездной помощи за счет местных и региональных бюджетов по оснащению жилищ многодетных семей, а также семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, предусмотрено пунктом 123 плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 г. N 122-р.
Социальная направленность требования пункта 851 Правил предоставляет возможность его реализации в рамках соответствующих государственных региональных программ оказания гражданам государственной социальной помощи, а также региональных целевых программ в области пожарной безопасности за счет актуальных бюджетов субъектов Российской Федерации. Подобные программы реализуются в большинстве регионов.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно абзацу 2 указанной статьи, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов.?
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.3.1 Протокола планового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ростовской области от 01.12.2021 г. № 16, главам Администраций муниципальных образований было рекомендовано продолжить работу по установке пожарных извещателей в домовладениях, занимаемых многодетными и малообеспеченными семьями, а также семьями, находящимися в социально опасном положении.
Прокуратурой г. Таганрога 02.05.2023 г. главе Администрации г. Таганрога вынесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, при этом должных мер к исполнению изложенных в представлении требований не принято, до настоящего времени автономные дымовые пожарные извещатели в указанных выше жилых помещениях не установлены.
В силу ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Неисполнение требований законодательства о пожарной безопасности являются недопустимыми, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые при возникновении пожара вследствие допущенных нарушений могут оказаться в зоне пожара и в зоне проведения аварийно- спасательных работ, в том числе несовершеннолетних.
Следовательно, на КУИ г. Таганрога, выполняющего полномочия собственника в отношении недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, должны быть возложены обязанности по выполнению работ по оборудованию жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, <адрес>, автономными дымовыми пожарными извещателями и обеспечить их пусконаладочные работы.
Требования истца об обязании ответчиков Федькова Л.Ю., Крамаренко А.В., Якименко Н.В., Половникова К.А. и Проценко О.А. не чинить препятствий в установке автономных дымовых пожарных извещателей не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что Федькова Л.Ю., Крамаренко А.В., Якименко Н.В., Половникова К.А. и Проценко О.А. являются нанимателями жилых помещений, предоставленных им на основании договоров социального найма.
Из содержания статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предмет доказывания по делу составляют факты материально-правового характера, подтверждающие обоснованность требований и возражений сторон и имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Изучив материалы дела, оценив представленные истцом доказательства в совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что доказательств, свидетельствующих о том, что ответчики Федькова Л.Ю., Крамаренко А.В., Якименко Н.В., Половникова К.А. и Проценко О.А. чинят препятствия в установлении автономных дымовых пожарных извещателей, суду не представлено.
Исходя из недоказанности факта чинения Федькова Л.Ю., Крамаренко А.В., Якименко Н.В., Половникова К.А. и Проценко О.А. препятствий в установке автономных дымовых пожарных извещателей, суд отказывает в удовлетворении требований в данной части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора г. Таганрога -удовлетворить частично.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, автономными дымовыми пожарными извещателеми и обеспечить их пусконаладочные работы.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд.
Председательствующий: Е.В. Сенковенко
Решение в окончательной форме принято 28.11.2023 года.