Дело №5-726/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 18 февраля 2021 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Зайцевой Арины Владимировны, <иные данные>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за однородные правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
23 января 2021 года в 16 часов 00 минут Зайцева А.В., находясь по адресу: <адрес>, являлась участником несанкционированного публичного мероприятия в форме шествия, приуроченного к несанкционированной акции «общероссийский протест», с количеством участников мероприятия около 500 человек, с целью привлечения общественного внимания, создавая массовость, выкрикивала лозунг «за свободу», будучи осведомленной об отсутствии согласования на проведение данного публичного мероприятия, приняла участие в несогласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. На неоднократные законные требования сотрудников полиции о прекращении проведения публичного мероприятия не реагировала. Таким образом, Зайцева А.В. нарушила требования ч.3 ст.6 Федерального закона РФ №54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, шествиях и пикетировании».
В отношении Зайцевой А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.2 ч.5 КоАП РФ.
Представитель УМВД России по г. Йошкар-Оле А.К.В. (доверенность № от 21.01.2021) в суде пояснила, что подтверждает правильность представленных суду документов, полагала, что Зайцеву А.В. следует привлечь к административной ответственности.
В суде Зайцева А.В. свою вину в правонарушении признала полностью, подтвердила свои письменные объяснения, пояснила, что в настоящее время работает в кафе «Старый Георг».
Из письменного объяснения Зайцевой А.В. следует, что 23 января 2021 года она приехала <иные данные> за методичками. Когда в 16 часов она вышла из <иные данные> на площадь, то увидела толпу людей, стихийно двигающихся по улицам города. Ей стало интересно, она шла на некотором отдалении от колонны и снимала на видео. Она слышала, что сотрудники полиции призывали людей прекратить противоправные действия, они делали это неоднократно. Двигались по улицам города. Она слышала, как толпа выкрикивала лозунги, она тоже несколько раз выкрикнула фразу «свободу». После прогулки по городу она снова вернулась к зданию МарГУ, где ее задержали сотрудники полиции. Об акции в поддержку Н. она узнала из соц. сетей (<иные данные>). Требования сотрудников полиции не исполняла, так как думала, что они относятся не к ней. Она осознала, что совершила правонарушение, ей очень стыдно за содеянное, впредь больше не будет принимать участие в подобных мероприятиях.
Изучив представленные материалы, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленный материал, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован ФЗ от 19 июня 2004года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии со ст.4 указанного Закона порядок организации публичного мероприятия предполагает подачу уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.6 названного Закона во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно п.2 ч.3 ст.6 вышеуказанного закона, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Согласно п.п.1 и 6 ст.5 вышеуказанного Федерального закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В п.21 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N28 «О некоторых вопросах возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» разъяснено, что нарушения законодательства Российской Федерации о публичных мероприятиях влекут предусмотренную законом ответственность, в том числе административную ответственность, налагаемую в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Участником публичного мероприятия для целей ст.20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные ч.2 ст.6 Закона N54-ФЗ, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения (п.33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N28).
Под нарушением установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в диспозиции ч.5 ст.20.2 КоАП РФ понимается проведение публичного мероприятия как без согласования с уполномоченным органом исполнительной власти, требуемого в соответствии со ст.7 Закона N54-ФЗ, так и с нарушением положений ст.6 Закона N54-ФЗ, обязывающих участников публичных мероприятий, в том числе выполнять законные требования сотрудников полиции и соблюдать общественный порядок (Постановление Московского городского суда от 12.03.2015 N 4а-91/2015).
Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Согласно ответу министра юстиции Республики Марий Эл от 21 января 2021 года исх. №01-18/148, уведомления о намерении провести публичные мероприятия в период с 22 по 25 января 2021 г. в министерство не поступали.
Как следует из ответа администрации городского округа «<иные данные>» от 21 января 2021 года исх. №, уведомления о запланированных публичных мероприятиях протестного характера не поступали.
Из объяснения Ч.И.В. следует, что 23.01.2021 она осуществляла охрану общественного порядка на площади <иные данные>. В 14 часов на площади <иные данные> собралась толпа граждан, которые выкрикивали разные лозунги. Она предупреждала в мегафон о необходимости разойтись, не создавать мероприятие, предупреждала по ФЗ №54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Также она видела молодого человека, который вышел в толпу и не один с плакатом, вокруг него стояли еще молодые люди. На плакате была надпись «свободу Леше». Данные граждане все слышали предупреждение о необходимости прекратить данное несанкционированное мероприятие.
Таким образом, 23 января 2021 года в 16 часов 00 минут Зайцева А.В., находясь по адресу: <адрес>, являлась участником несанкционированного публичного мероприятия в форме шествия, приуроченного к несанкционированной акции «общероссийский протест» с количеством участников мероприятия около 500 человек, создавая массовость, будучи осведомленной об отсутствии согласования на проведение данного публичного мероприятия, приняла участие в несогласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. На неоднократные законные требования сотрудников полиции о прекращении проведения публичного мероприятия не реагировала. Таким образом, Зайцева А.В. нарушила требования ч.3 ст.6 Федерального закона РФ №54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, шествиях и пикетировании».
Факт совершения административного правонарушения и вина Зайцевой А.В. в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № от 23 января 2021 года, объяснениями Ч.И.В., Зайцевой А.В. от 23.01.2021; сообщениями министра юстиции <иные данные> и администрации городского округа «<иные данные>», а так же фотоматериалом, видеозаписью.
Зайцева А.В. на представленных фотографиях себя опознала.
Из представленных суду доказательств следует, что Зайцева А.В. не находилась на расстоянии от колонны людей, двигающихся по улицам города, а принимала непосредственное участие в публичном мероприятии - шествии, несогласованном с органом исполнительной власти города или РМЭ.
Действия Зайцевой А.В., выразившиеся в нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Совершенное Зайцевой А.В. деяние суд квалифицирует по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела и личность виновного, а также смягчающие административную ответственность обстоятельства.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает признание вины, молодой возраст, первое привлечение к административной ответственности.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания, суд учитывает, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя, привлекаемого к административной ответственности, а также всех обстоятельств дела.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, личности лица, привлекаемого к административной ответственности (имеет постоянное место работы и доход, отсутствуют иждивенцы), а также с учетом совокупности смягчающих наказание обстоятельств, отсутствия отягчающих обстоятельств, его раскаяния в содеянном, судья считает, что цели, предусмотренные ст.3.1 КоАП РФ, будут достигнуты назначением Зайцевой А.В. административного наказания в виде штрафа.
В соответствии с ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
Частью 2.3 ст.4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание все данные о личности виновного лица, ее молодой возраст и материальное положение, полагаю возможным применить при назначении наказания в виде штрафа положения ст.4.1 ч.2.2, 2.3 КоАП РФ.
Учитывая, что совершенное Зайцевой А.В. противоправное деяние посягает на общественный порядок и общественную безопасность, не нахожу оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Зайцеву Арину Владимировну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание с применением ст.4.1 ч.2.2, 2.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок наступает административная ответственность по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
Управление Федерального Казначейства по Республике Марий Эл (УМВД России по г.Йошкар-Оле Респ. Марий Эл)
Отделение – НБ Республики Марий Эл
р/с 03100643000000010800, ИНН 1200001187, БИК 048860003,
КПП 121501001, КБК 18811601201019000140, Код ОКТМО 88701000,
УИН 18880412210000002504. Наименование платежа: штраф.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья - Т.Н. Касаткина