Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-8248/2024 от 31.05.2024

Судья Борисова Е.А. гр. дело № 33-8248/2024

(гр. дело №2-2911/2024) 63RS0039-01-2024-002394-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 29 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Занкиной Е.П.,

судей Серикова В.А., Шельпук О.С.

при секретаре М.В.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе НО «ФКР» на решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 мая 2024 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Серикова В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Самарского района г. Самары в интересах Златкиной И.И. обратился в суд с исковым заявлением к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта», в котором просит обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» организовать проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, путем проведения процедур и заключение соответствующего договора на проведение капитального ремонта (ремонт инженерных систем), в срок не позднее девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов.

Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная краткосрочная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.12.2020 года № 267 утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2021-2023 года. В перечень МКД, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту общего имущества содержит, в том числе, МКД, расположенный по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что вопрос о привлечении подрядчика не решен, капитальный ремонт общего имущества указанного выше многоквартирного дома не проведен.

Таким образом, неисполнение ответчиком обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, влечет нарушение прав жильцов дома.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования заместителя прокурора Самарского района г. Самары в интересах З.Н.И. удовлетворены, на ответчика НО «ФКР» возложена обязанность провести капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, путем проведения конкурсных процедур и заключения соответствующего договора на проведение капитального ремонта (инженерных систем) помещений в течение 10 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» просит решение суда первой инстанции изменить в части срока исполнения обязанности по организации проведения капитального ремонта с 10 месяцев до 12 месяцев. В обоснование доводов жалобы ответчик по делу ссылается на то, что в принятом судебном решении суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Региональный оператор, как унитарная некоммерческая организация обладает специальной правоспособностью и не вправе осуществлять деятельность, выходящую за пределы. Ответчик не вправе увеличить цену договора. Вышеуказанный МКД является объектом культурного наследия. В отношении многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, в соответствии с действующим законодательством процедура проведения аукциона в электронной форме организуется дважды – для разработки научно-проектной документации и проведения строительно-монтажных работ. Общий срок (минимальный): 248 дней + 280 календарных дней (17 месяцев), в том случае, если торги состоятся. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективных, независящих от ответчика обстоятельств, находящихся вне контроля, по причине которых судебное решение не может быть исполнено надлежащим образом в срок, установленный решением Ленинского районного суда г. Самары.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец З.Н.И. просила решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Судебная коллегия, в соответствии со ст.167, 327 ГПК РФ пришла к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.

Статьей 166 Жилищного кодекса РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно ч.1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с ч.1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182ЖК РФ).

В соответствии со ст. 28 Закона Самарской области от 21.06.2013г. № 60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» региональный оператор создается в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта на территории Самарской области.

Функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета (региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета);

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора;4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета Самарской области и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора;

6) реализация программ (планов) модернизации жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, в том числе в сфере повышения энергоэффективности и энергосбережения, в случае, если соответствующим актом Самарской области региональный оператор будет уполномочен на реализацию указанных программ (планов);

7) предоставление гарантий при кредитовании кредитными организациями проектов по капитальному ремонту общего имущества;

8) субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на проведение капитального ремонта общего имущества;

9) оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта общего имущества, а также реализации иных программ в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства, повышения энергоэффективности и энергосбережения жилищно-коммунального хозяйства;

10) управление временно свободными денежными средствами в порядке, установленном попечительским советом регионального оператора (далее - Попечительский совет);

11) осуществление контроля за целевым использованием средств регионального оператора;

11.1) открытие счетов, за исключением специальных счетов, в финансовом органе Самарской области в установленном им порядке;

12) иные функции, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными правовыми актами Самарской области, учредительными документами регионального оператора, а также настоящим Законом.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 года №247 некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта» является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Согласно ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст. 168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст. 168 ЖК РФ).

Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Порядок утверждения региональной программы капитального ремонта, ее задачи определены ст.ст.17-20 Закона Самарской области от 21.06.2013 года № 60-ГД.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 года №707 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.12.2020 года № 267 утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2021-2023 года.

В соответствии с ч.1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Порядок и сроки проведения таких собраний, решения, которые собственники должны принять в целях проведения капитального ремонта определены частями 2- 5.1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержаться в ст. 22 Закона Самарской области от 21.06.2013 года № 60-ГД.

Согласно краткосрочному плану проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в указанный период запланировано проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела, З.Н.И. проживает в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что прокуратурой проведена проверка соблюдения Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» требований жилищного законодательства в части своевременного исполнения региональной программы капитального ремонта в части организации проведения работ по капитальному ремонту кровли, внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что торги по проведению инженерных систем размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторно торги размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторно торги размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ.

Другие электронные аукционы на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> не проводились.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что капитальный ремонт крыши и внутридомовых инженерных систем МКД, расположенного по адресу: <адрес>, до настоящего времени не проведен.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик иск не признал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, вместе с тем, просил увеличить срок для организации проведения капитального ремонта до 12 месяцев.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что ответчик обязан в силу закона обеспечить своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, вместе с тем капитальный ремонт крыши МКД, расположенного по адресу: <адрес>, до настоящего времени не проведен, что влечет срыв исполнения региональной программы капитального ремонта на 2021-2023 года, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования прокурора о возложении на НО «ФКР» обязанности по организации выполнения работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, учитывает, что при разрешении вопроса об установлении срока проведения работ, суд принял во внимание доводы представителя ответчика о необходимости увеличения срока, предоставляемого для проведения работ, поскольку Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» для проведения капитального ремонта указанного дома необходимо соблюсти процедуру проведения аукциона и привлечения подрядной организации, а также провести строительно-монтажные работы, в связи с чем, суд установил срок проведения работ по капитальному ремонту указанного выше многоквартирного дома в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Принимая во внимание вышеуказанное положения закона, в соответствии с которым суд установил ответчику срок для исполнения решения суда, отсутствие в деле доказательств того, что десятимесячный срок является недостаточным для исполнения решения суда, судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Доказательств того, что ответчиком приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение проведения капитального ремонта дома, в дело не представлено.

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи:

33-8248/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Златкина И.И.
Заместитель прокурора Самарского района г. Самары
Ответчики
Некоммерческая организация Региональный оператор Самарской области Фонд капитального ремонта
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
31.05.2024[Гр.] Передача дела судье
04.07.2024[Гр.] Судебное заседание
29.08.2024[Гр.] Судебное заседание
13.09.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2024[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее