Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-76/2023 ~ М-27/2023 от 03.02.2023

Дело № 2-76/2023

УИД 21RS0009-01-2023-000033-80

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2023 г.                                                           с. Красноармейское

Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Семенова В.П., при секретаре судебного заседания Артемьевой Р.М., с участием прокурора -старшего помощника прокурора Красноармейского района Чувашской Республики младшего советника юстиции Евдокимова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Красноармейского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики об обязании разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и другим требованиям,

у с т а н о в и л :

Прокурор Красноармейского района Чувашской Республики в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики и просил обязать ее в течение 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать проект (проекты) зон санитарной охраны источников водоснабжения в д. Сесмеры, д. Ямайкасы, д. Синьял-Шатьма, д. Ыхракасы Красноармейского района Чувашской Республики с определением границ первого, второго и третьего поясов зон санитарной охраны с соответствующим обоснованием, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны указанных источников водоснабжения и организовать зоны их санитарной охраны.

Исковые требования были мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Красноармейского района Чувашской Республики проверкой было установлено, что ответчиком, в нарушение положений ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 Закона Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», ст.ст.11,18,19 ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 73,105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических ) мероприятий», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, пунктов 1.4-1.6,1.11-1.14 СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10, несмотря на внесенное прокурором представление об устранении требований указанного законодательства, по состоянию на 1 февраля 2023 г. не разработаны проекты зон санитарной охраны, принадлежащих ему на праве собственности источников водоснабжения питьевого назначения - водопроводов с артезианскими скважинами с кадастровыми номерами , , , , расположенных соответственно в деревнях Сесмеры, Ямайкасы, Синьял-Шатьма, Ыхракасы Красноармейского района Чувашской Республики, мероприятия по предупреждению загрязнений источников водоснабжения не реализуются, что создает действительную и непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

На судебном заседании прокурор Евдокимов Е.Н. иск поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика на судебное заседание не явился. В суд об уважительности причин неявки не известил, возражений по существу иска не предоставил ( л.д. 56,58).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Цивильском районе на судебное заседание тоже не явился. Просил дело рассмотреть без его присутствия и удовлетворить требования прокурора в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении ( л.д.60).

Выслушав прокурора Евдокимова Е.Н., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Пунктом 4 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 4 ч.1 ст.10 Закона Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» установлено, что организация в границах муниципального округа водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального округа.

Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

       В силу части 3 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статьей 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В пункте 3 данной статьи предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

        Как следует из пункта 1 статьи 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения », питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Данные Правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно пунктов 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В силу пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Из пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

       Пунктом 1.15 указанных санитарных правил и норм установлено, что санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны, как это видно из п.1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02, не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.

Согласно пункту 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст.24-27 данного кодекса.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 27 названного Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, отнесено осуществление мер по охране таких водных объектов.

Выписками из ЕГРН подтверждается, что ответчик - администрация Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики является собственником источников водоснабжения питьевого назначения : 1) водонапорной башни и артезианской скважины с водопроводом протяженностью 383 м, с кадастровым ; 2) водонапорной башни и артезианской скважины с водопроводом протяженностью 738 м, с кадастровым ; 3) водонапорной башни и артезианской скважины с водопроводом протяженностью 460 м, с кадастровым ; 4) водонапорной башни и артезианской скважины с водопроводом протяженностью 337 м, с кадастровым , находящихся соответственно в деревнях Сесмеры, Ямайкасы, Синьял-Шатьма, Ыхракасы Красноармейского района Чувашской Республики ( л.д.17-30).

Однако, как явствует из искового заявления и пояснений прокурора Евдокимова Е.Н., а также представления прокурора в адрес главы администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики об устранении нарушений законодательства в сфере водоснабжения от 20 октября 2022 г., ответа администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики о результатах рассмотрения данного представления, отзыва третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Цивильском районе на исковое заявление, администрацией Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики на день рассмотрения дела проект (проекты) зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения с кадастровыми номерами , ,, , находящихся соответственно в д. Сесмеры, д. Ямайкасы, д. Синьял-Шатьма, д. Ыхракасы Красноармейского района Чувашской Республики не разработаны и соответственно заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора на указанный проект (проекты) не получены, зоны санитарной охраны этих источников водоснабжения не организованы ( л.д.8-12,13-16,60).

         В опровержение указанных выше доводов прокурора ответчик суду каких-либо доказательств не предоставил.

Между тем, согласно ст.ст.12,56 ГПК РФ обязанность опровержения этих доводов прокурора лежала на нем.

При установленных выше обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

         Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, районный суд

р е ш и л :

Обязать администрацию Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики в течение 11 (одиннадцати) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать проект (проекты) зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения с кадастровыми номерами , ,, , находящихся соответственно в д. Сесмеры, д. Ямайкасы, д. Синьял-Шатьма, д. Ыхракасы Красноармейского района Чувашской Республики, получить заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора на указанный проект (проекты) зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения и организовать зоны санитарной охраны этих источников водоснабжения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме 20 марта 2023 г.

Председательствующий

2-76/2023 ~ М-27/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красноармейского района
Ответчики
Администрация Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителй благополучия человека по Чувашской Республике- Чувашии в Цивильском районе
Суд
Красноармейский районный суд Чувашской Республики
Судья
Семенов В.П.
Дело на странице суда
krasnoarmeisky--chv.sudrf.ru
03.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2023Передача материалов судье
10.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2023Судебное заседание
20.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее