Дело № 2-119/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Андреаполь 09 июля 2014 года
Андреапольский районный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Елизарова В.П., при секретаре Сенченко С.В., с участием помощника прокурора Андреапольского района Тверской области Некрасова Н.А., истцов Михайловой С.Н., Разиновой Т.А., Беляевой Л.И., представителей Андреапольского райпо Васильевой Е.Г., Ермолаевой О.Ф., представителя Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области Орловой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах Беляевой Л.И., Михайловой С.Н., Разиновой Т.А. к Андреапольскому потребительскому обществу, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Межрайонная ИФНС России № по Тверской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Территориальный отдел социальной защиты населения Андреапольского района Тверской области, о возложении обязанности по предоставлению индивидуальных сведений за 2002 год о стаже работы.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Андреапольского района Тверской области обратился в суд с иском в интересах Михайловой С.Н., Разиновой Т.А., Беляевой Л.И., к Андреапольскому потребительскому обществу, о возложении обязанности по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Андреапольского района по жалобе Михайловой С.Н., Разиновой Т.А., Беляевой Л.И. о нарушении их трудовых прав проведена проверка.
Проверкой установлено, что Андреапольским районным потребительским обществом, осуществляющим деятельность на территории Андреапольского района допущены нарушения норм законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
Андреапольское райпо зарегистрировано в ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области как страхователь по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи:
1) со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации);
4) со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Андреапольское районное потребительское общество не уплатило страховые взносы за граждан, ранее трудоустроенных в указанной организации Разиновой Т.А. – за 2002 год, Беляевой Л.И. - за 2002 год, Михайловой С.Н. - за 2002 год. По информации, предоставленной Андреапольским райпо заработная плата Разиновой Т.А. в общем за 2002 год составила <данные изъяты> коп. В связи с чем, сумма невыплаченных страховых взносов за данный период составила <данные изъяты>. По информации, предоставленной Андреапольским райпо заработная плата Беляевой Л.И. в общем за 2002 год составила <данные изъяты> коп. В связи с чем, сумма невыплаченных страховых взносов за данный период составила <данные изъяты>. По информации, предоставленной Андреапольским райпо заработная плата Михайловой С.Н. за указанный период времени составила в общем <данные изъяты>. В связи с чем, сумма невыплаченных страховых взносов за данный период составила <данные изъяты>
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Таким образом, руководство Андреапольского районного потребительского общества нарушает законные права и интересы граждан на пенсионное обеспечение – работников Андреапольского райпо, осуществлявших трудовую деятельность в 2002 году. В связи с тем, что отчисления взносов на обязательное пенсионное страхование не производилось, истцы в настоящий момент не могут в полном объеме реализовать свое право на социальное обеспечение по возрасту.
Согласно п. 2.3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» к отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым частями 2 - 2.2 настоящей статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Просит обязать Андреапольское районное потребительское общество уплатить взносы на обязательное пенсионное страхование: за Михайлову С.Н. в размере <данные изъяты> 34 коп.; за Разинову Т.А. в размере <данные изъяты> коп.; за Беляеву Л.И. в размере <данные изъяты>.; до ДД.ММ.ГГГГ.
30 июня 2014 года в судебном заседании помощник прокурора Андреапольского района Некрасов Н.А. представил расчет в отношении Михайловой С.Н., заработная плата за 2002 год составила <данные изъяты>. х 13% итого <данные изъяты> ( сумма невыплаченных страховых взносов). В отношении Беляевой Л.И. заработная плата за 2002 год составила <данные изъяты>. х 13% итого <данные изъяты>, предмет исковых требований изменил, просил обязать <адрес>ное потребительское общество представить в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес>, индивидуальные сведения о стаже работы за 2002 год на Беляеву Л.И., Михайлову С.Н., Разинову Т.А..
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Некрасов Н.А. требования поддержал.
Истцы Разинова Т.А., Михайлова С.Н., Беляева Л.И., исковые требования поддержали.
Представители Андреапольского райпо Васильева Е.Г., Ермолаева О.Ф., исковые требования не признали.
В письменных возражениях указали, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. С 1 января 2001 года по настоящее время организация находилась на едином налоге на вмененный доход. Абзацем третьим статьи 1 Федерального закона №148-ФЗ от 31.07.1998 года «О едином налоге на вмененный доход для определения видов деятельности» (далее Закон -148), установлено, что со дня введения единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов РФ не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», за исключением ряда налогов, ниже перечисленных в данной норме. Статьей 2 Федерального закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах» от 31.12.2001 №198 -ФЗ в часть третью статьи 1 Федерального закона №148-ФЗ внесены изменения и исключены слова «платежи в государственные внебюджетные фонды», а также перечень налогов, взимаемых с плательщиков единого налога на вмененных доход, дополнен единым социальным налогом. Данные изменения вступают в законную силу с 01.01.2002 года. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Согласно ст. 240 НК РФ, налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год (данная, статья утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Следовательно, в данном случае очередным налоговым периодом до ЕСНД наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования ФЗ №198 —ФЗ (01.01.2002 г) является период с 01.01.2003 по 31.12.2003 года, а его первым числом - 01.01.2003 года. Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2002 года №104 -ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах» п. 10 (единого социального налога) абз. 3 ст. 1 Закона -148 исключен, с 01.01.2003 года Закон №148 утратил силу. Андреапольское райпо не нарушало налоговое законодательство РФ и строго установленным срокам уплачивало соответствующую сумму единого налога на вмененный доход в налоговый орган. Данная сумма зачислялась в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. В государственные внебюджетные фонды - 25 процентов общей суммы единого налога, из них: Пенсионный фонд Российской Федерации. - 18,350 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,125 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,150 процента; Фонд социального страхования Российской Федерации - 3,425 процента; Государственный фонд занятости населения Российской. Федерации - 0,950 процента. Ссылку Прокурора на п.п.1 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15.12.2001 года №167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации), считаем ошибочной, поскольку в 2002 году действовала редакция Федерального закона №148 от 17.07.1998 года, по которой плательщики налога на вмененный доход не уплачивают платежи в государственные внебюджетные фонды.
Представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области Орлова Н.Г. не возражала против удовлетворения исковых требований. Предоставили письменно отношение к заявленным требованиям, указали, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 15.12.2001 №167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В соответствии с п.2 ст.4 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны: - своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд и нести учет связанный с начислением и перечислением страховых взносов: - предоставлять территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта, а также для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения. До 01.01.2002 районные потребительские общества применяли систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Несмотря на новое правовое регулирование районные потребительские общества продолжали применять единый налог на вмененный доход, при этом не начисляли и не уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, соответственно, индивидуальные сведения на застрахованных лиц не представлялись. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. При начислении трудовой пенсии по старости, 2002 год в страховой стаж Разиновой Т.А., Беляевой Л.И., Михайловой С.Н., не будет учтен.
Дополнительно представили отзыв на исковое заявление, где указали, что главным администратором доходов в бюджет ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 2002 по 2009 гг. являлась федеральная налоговая служба.
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального Закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» с 01.01.2002г. страхователи (организации, предприятия) обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Андреапольское райпо предоставило ДД.ММ.ГГГГ следующую ежегодную отчетность в ГУ УПФР в Андреапольском районе за 2002 год:
Второй экземпляр «Налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам : организаций ; индивидуальных предпринимателей ; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями за 2002 год.» (форма по КНД 1151046- приложение №1 к приказу МНС России от 09.10.2002 г. № БГ -3-05/550), зарегистрированная в МНС 05.03.2003 г. № 423);
«Декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями за 2002 год» (форма по КНД 1151065 приложение №1 к приказу Министерства РФ по налогам и сборам от 26.12. № БГ-3-05/747);
«Ведомость уплаты Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» по состоянию на 31.12.2002 года, (форма АДВ-11).
До 01.01,2002 года Андреапольское Райпо применяло систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в данный налог входили и платежи в пенсионный фонд. В связи с вступлением в силу с 01 января 2002 года Федерального закона от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» внесены изменения в части начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. Несмотря на новое правовое регулирование Андреапольское Райпо продолжали применять прежнее законодательство, при этом не начислялись и не уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход и соответственно, индивидуальные сведения на застрахованных лиц не представлялись.
При определении права на трудовую пенсию согласно ст.2. Федерального закона от 17,12.2001 №!73-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» учитывается страховой как - суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течение которых начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
Таким образом, из-за не уплаты страховых вносов и не предоставления Индивидуальных сведений за 2002г. данный период не включается в страховой стаж при назначении трудовой пенсии по старости.
В настоящее время начисление и уплата страховых взносов производится согласно ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ). Также согласно п.9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ предусмотрено ежеквартально представление в территориальные органы ПФР отчетности «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» (Форма РСВ-ШФР -приложение №1 к Постановлению Правления ПФР от 16.01.2014 г. №2п). Данный Расчет содержит сведения по пачкам документов, содержащих расчет сумм начисленных страховых взносов в отношении застрахованных лиц (раздел 2.5) и сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица (раздел 6).
Представитель Межрайонной ИФНС России №6 по Тверской области в судебное заседание не прибыл, в заявлении просили рассмотреть гражданское дело без их участия, против удовлетворения заявленных требований не возражали. Сообщили, что в карточку расчетов с бюджетом по единому налогу на вмененный доход разнесены следующие платежные документы: от 28.01.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 27.02.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 25.03.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 25.03.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 24.04.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 28.05.2002 на сумму <данные изъяты>., от 24.06.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 29.07.2002 на сумму <данные изъяты>., от 28.08.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 26.09.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 30.10.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 10.12.2002 на сумму <данные изъяты> руб.
Представитель Территориального отдела социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не прибыл, в заявлении просили рассмотреть дело без участия, пояснили, что истцы не обращались по зачету стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда».
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд отказывает в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Правовые отношения сложились между участниками спора на период с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года в связи с не выплатой Андреапольским райпо страховых взносов в пенсионный фонд.
Истцы Разинова Т.А., Михайлова С.Н., Беляева Л.И., в 2014 году обратились в Андреапольский отдел Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес>, в связи с наступлением возраста, необходимого для начисления пенсионного обеспечения, таким образом, узнали о нарушении прав, обратились с заявлением в прокуратуру <адрес>.
На момент возникновения спорных отношений 2002 году, действовали следующие нормативно правовые акты, которые регулировали отношения в области пенсионного и налогового законодательства.
Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вступившим в законную силу 17.12.2001, установлены основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Статьей 10 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено, что суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете, объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации.
Глава 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации, утратила силу с 1 января 2010 года, в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии с ч.7 ст.243 НК РФ, налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", окончательно вступил в силу 1 января 2011 года.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального Закона от 31.07.1998 №148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Организации представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с изменениями от 31 декабря 2002 г.), часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
В общих положениях главы 26.3 НК РФ, указано, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
28 марта 2002 года опубликовано Письмо ПФР от 11 марта 2002 г. N МЗ-09-25/2186 "О направлении методических рекомендаций о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
В методических рекомендациях указано, что с 1 января 2002 г. уплата обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться в форме единого социального налога, уплачиваемого в соответствии с главой 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ), и в форме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения единого социального налога осуществляется органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. При этом статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование также осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом пунктом 2 статьи 25 указанного Федерального закона установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Таким образом, часть полномочий, связанных с процедурой уплаты и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предоставлена органам Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступил в силу с 1.01.2002.
Согласно ч.1 ст.10 закона N 173-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 закона N 173-ФЗ, право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела.
Михайлова С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ согласно трудового договора № б/н от ДД.ММ.ГГГГ выполняла обязанности по должности продавец 1 категории с обязанностями заведующей магазином №, расположенным по адресу: <адрес>.
Выпиской из приказа № по предприятию розничной торговли Андреапольского райпо от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Михайлова С.Н. принята на работу продавцом с магазин № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением Андреапольского райпо о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждено, что Михайлова С. Н. уволена с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (собственное желание).
Выпиской из лицевого счета о начисленной заработной плате по Андреапольскому райпо подтверждено, что заработная плата Михайловой С.Н. за 2002 год в общем составила <данные изъяты> копейку.
Беляева Л.И., согласно книге приказов и лицевых счетов за 2002 год, в 2002 году работала в должности заведующей магазином № Андреапольского райпо.
Из выписки из лицевого счета о начисленной заработной плате по Андреапольскому райпо следует, что заработная плата Беляевой Л.И. за 2002 год в общем составила <данные изъяты>
Разинова Т.А. с июня 2007 года выполняла обязанности согласно трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ по должности продавец первой категории в магазине № расположенным по адресу: <адрес>, с должностным окладом в размере <данные изъяты> рублей, на неопределенный срок.
Распоряжением Андреапольского райпо о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждено, что Разинова Т. А. уволена с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (собственное желание).
Из выписки о начисленной заработной плате по Андреапольскому райпо следует, что заработная плата Разиновой Т. А. за 2002 год в общем составила <данные изъяты> копеек.
Уставом Андреапольского потребительского общества, уведомлением о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе подтвержден статус предприятия как налогоплательщика.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ о переводе налогоплательщика на уплату единого налога на вмененный доход подтверждено, что Андреапольское райпо, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является плательщиком единого налога на вмененный доход от осуществления розничной торговли.
Актом № выездной налоговой проверки Андреапольского районного потребительского общества от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нарушений Закона Тверской области №114-ОЗ-2 от 27.07.2000 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» не установлено.
В связи с истечением срока хранения баз данных Управление федерального казначейства по Тверской области не может предоставить сведения об уплате Андреапольским районным потребительским обществом единого налога на вмененный доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2002.
По сведениям Государственного Учреждения управление пенсионного фонда Российской Федерации в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ Андреапольское районное потребительское общество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представило индивидуальные сведения на Разинову Т.А., Михайлову С.Н., Беляеву Л.И., страховые взносы не начислялись и не уплачивались.
В силу статьи 2 Закона Федерального закона N 167-ФЗ, правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
Федеральный закон N 167-ФЗ не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением установления судебного порядка их взыскания.
Следовательно, в спорном отношении, определяя порядок и сроки обращения в суд для взыскания недоимки по обязательным платежам, прокурор должен руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.70 НК РФ, при неуплате плательщиком взноса в установленный срок требование об уплате недоимки должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления установленного законодательством срока уплаты.
Согласно нормам ст.48 НК РФ при неисполнении требования, заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока его исполнения.
Шестимесячный срок, установленный ст.48 НК РФ, является пресекательным.
Исследовав представленные доказательства в совокупности установлено, что не проводилась выплата Андреапольским райпо страховых взносов в пенсионный фонд в 2002 году за работников организации Разинову Т.А., Михайлову С.Н., Беляеву Л.И., спорные правоотношения на момент 2002 – 2003 года, в части взыскания недоимки по страховым выплатам, регулировались налоговым законодательством. Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществлялось органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке, они вправе выступать в качестве истцов. Срок, установленный ст.48 НК РФ, для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам, истек. Требования прокурора в интересах истцов о возложении обязанности на Андреапольское райпо о представлении в пенсионный фонд индивидуальных сведений о стаже работы за 2002 год на Беляеву Л.И., Михайлову С.Н., Разинову Т.А., связаны с уплатой взносов на обязательное пенсионное страхование и удовлетворение заявленного требования может быть исполнено только с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах Беляевой Л.И., Михайловой С.Н., Разиновой Т.А. к Андреапольскому потребительскому обществу, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Межрайонная ИФНС России № по Тверской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Территориальный отдел социальной защиты населения Андреапольского района Тверской области, о возложении обязанности по предоставлению индивидуальных сведений о стаже работы за 2002 год, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья В.П. Елизаров
Дело № 2-119/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Андреаполь 09 июля 2014 года
Андреапольский районный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Елизарова В.П., при секретаре Сенченко С.В., с участием помощника прокурора Андреапольского района Тверской области Некрасова Н.А., истцов Михайловой С.Н., Разиновой Т.А., Беляевой Л.И., представителей Андреапольского райпо Васильевой Е.Г., Ермолаевой О.Ф., представителя Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области Орловой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах Беляевой Л.И., Михайловой С.Н., Разиновой Т.А. к Андреапольскому потребительскому обществу, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Межрайонная ИФНС России № по Тверской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Территориальный отдел социальной защиты населения Андреапольского района Тверской области, о возложении обязанности по предоставлению индивидуальных сведений за 2002 год о стаже работы.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Андреапольского района Тверской области обратился в суд с иском в интересах Михайловой С.Н., Разиновой Т.А., Беляевой Л.И., к Андреапольскому потребительскому обществу, о возложении обязанности по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Андреапольского района по жалобе Михайловой С.Н., Разиновой Т.А., Беляевой Л.И. о нарушении их трудовых прав проведена проверка.
Проверкой установлено, что Андреапольским районным потребительским обществом, осуществляющим деятельность на территории Андреапольского района допущены нарушения норм законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
Андреапольское райпо зарегистрировано в ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области как страхователь по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи:
1) со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации);
4) со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Андреапольское районное потребительское общество не уплатило страховые взносы за граждан, ранее трудоустроенных в указанной организации Разиновой Т.А. – за 2002 год, Беляевой Л.И. - за 2002 год, Михайловой С.Н. - за 2002 год. По информации, предоставленной Андреапольским райпо заработная плата Разиновой Т.А. в общем за 2002 год составила <данные изъяты> коп. В связи с чем, сумма невыплаченных страховых взносов за данный период составила <данные изъяты>. По информации, предоставленной Андреапольским райпо заработная плата Беляевой Л.И. в общем за 2002 год составила <данные изъяты> коп. В связи с чем, сумма невыплаченных страховых взносов за данный период составила <данные изъяты>. По информации, предоставленной Андреапольским райпо заработная плата Михайловой С.Н. за указанный период времени составила в общем <данные изъяты>. В связи с чем, сумма невыплаченных страховых взносов за данный период составила <данные изъяты>
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Таким образом, руководство Андреапольского районного потребительского общества нарушает законные права и интересы граждан на пенсионное обеспечение – работников Андреапольского райпо, осуществлявших трудовую деятельность в 2002 году. В связи с тем, что отчисления взносов на обязательное пенсионное страхование не производилось, истцы в настоящий момент не могут в полном объеме реализовать свое право на социальное обеспечение по возрасту.
Согласно п. 2.3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» к отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым частями 2 - 2.2 настоящей статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Просит обязать Андреапольское районное потребительское общество уплатить взносы на обязательное пенсионное страхование: за Михайлову С.Н. в размере <данные изъяты> 34 коп.; за Разинову Т.А. в размере <данные изъяты> коп.; за Беляеву Л.И. в размере <данные изъяты>.; до ДД.ММ.ГГГГ.
30 июня 2014 года в судебном заседании помощник прокурора Андреапольского района Некрасов Н.А. представил расчет в отношении Михайловой С.Н., заработная плата за 2002 год составила <данные изъяты>. х 13% итого <данные изъяты> ( сумма невыплаченных страховых взносов). В отношении Беляевой Л.И. заработная плата за 2002 год составила <данные изъяты>. х 13% итого <данные изъяты>, предмет исковых требований изменил, просил обязать <адрес>ное потребительское общество представить в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес>, индивидуальные сведения о стаже работы за 2002 год на Беляеву Л.И., Михайлову С.Н., Разинову Т.А..
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Некрасов Н.А. требования поддержал.
Истцы Разинова Т.А., Михайлова С.Н., Беляева Л.И., исковые требования поддержали.
Представители Андреапольского райпо Васильева Е.Г., Ермолаева О.Ф., исковые требования не признали.
В письменных возражениях указали, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. С 1 января 2001 года по настоящее время организация находилась на едином налоге на вмененный доход. Абзацем третьим статьи 1 Федерального закона №148-ФЗ от 31.07.1998 года «О едином налоге на вмененный доход для определения видов деятельности» (далее Закон -148), установлено, что со дня введения единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов РФ не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», за исключением ряда налогов, ниже перечисленных в данной норме. Статьей 2 Федерального закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах» от 31.12.2001 №198 -ФЗ в часть третью статьи 1 Федерального закона №148-ФЗ внесены изменения и исключены слова «платежи в государственные внебюджетные фонды», а также перечень налогов, взимаемых с плательщиков единого налога на вмененных доход, дополнен единым социальным налогом. Данные изменения вступают в законную силу с 01.01.2002 года. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Согласно ст. 240 НК РФ, налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год (данная, статья утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Следовательно, в данном случае очередным налоговым периодом до ЕСНД наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования ФЗ №198 —ФЗ (01.01.2002 г) является период с 01.01.2003 по 31.12.2003 года, а его первым числом - 01.01.2003 года. Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2002 года №104 -ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах» п. 10 (единого социального налога) абз. 3 ст. 1 Закона -148 исключен, с 01.01.2003 года Закон №148 утратил силу. Андреапольское райпо не нарушало налоговое законодательство РФ и строго установленным срокам уплачивало соответствующую сумму единого налога на вмененный доход в налоговый орган. Данная сумма зачислялась в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. В государственные внебюджетные фонды - 25 процентов общей суммы единого налога, из них: Пенсионный фонд Российской Федерации. - 18,350 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,125 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,150 процента; Фонд социального страхования Российской Федерации - 3,425 процента; Государственный фонд занятости населения Российской. Федерации - 0,950 процента. Ссылку Прокурора на п.п.1 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15.12.2001 года №167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации), считаем ошибочной, поскольку в 2002 году действовала редакция Федерального закона №148 от 17.07.1998 года, по которой плательщики налога на вмененный доход не уплачивают платежи в государственные внебюджетные фонды.
Представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области Орлова Н.Г. не возражала против удовлетворения исковых требований. Предоставили письменно отношение к заявленным требованиям, указали, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 15.12.2001 №167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В соответствии с п.2 ст.4 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны: - своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд и нести учет связанный с начислением и перечислением страховых взносов: - предоставлять территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта, а также для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения. До 01.01.2002 районные потребительские общества применяли систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Несмотря на новое правовое регулирование районные потребительские общества продолжали применять единый налог на вмененный доход, при этом не начисляли и не уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, соответственно, индивидуальные сведения на застрахованных лиц не представлялись. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. При начислении трудовой пенсии по старости, 2002 год в страховой стаж Разиновой Т.А., Беляевой Л.И., Михайловой С.Н., не будет учтен.
Дополнительно представили отзыв на исковое заявление, где указали, что главным администратором доходов в бюджет ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 2002 по 2009 гг. являлась федеральная налоговая служба.
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального Закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» с 01.01.2002г. страхователи (организации, предприятия) обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Андреапольское райпо предоставило ДД.ММ.ГГГГ следующую ежегодную отчетность в ГУ УПФР в Андреапольском районе за 2002 год:
Второй экземпляр «Налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам : организаций ; индивидуальных предпринимателей ; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями за 2002 год.» (форма по КНД 1151046- приложение №1 к приказу МНС России от 09.10.2002 г. № БГ -3-05/550), зарегистрированная в МНС 05.03.2003 г. № 423);
«Декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями за 2002 год» (форма по КНД 1151065 приложение №1 к приказу Министерства РФ по налогам и сборам от 26.12. № БГ-3-05/747);
«Ведомость уплаты Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» по состоянию на 31.12.2002 года, (форма АДВ-11).
До 01.01,2002 года Андреапольское Райпо применяло систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в данный налог входили и платежи в пенсионный фонд. В связи с вступлением в силу с 01 января 2002 года Федерального закона от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» внесены изменения в части начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. Несмотря на новое правовое регулирование Андреапольское Райпо продолжали применять прежнее законодательство, при этом не начислялись и не уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход и соответственно, индивидуальные сведения на застрахованных лиц не представлялись.
При определении права на трудовую пенсию согласно ст.2. Федерального закона от 17,12.2001 №!73-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» учитывается страховой как - суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течение которых начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
Таким образом, из-за не уплаты страховых вносов и не предоставления Индивидуальных сведений за 2002г. данный период не включается в страховой стаж при назначении трудовой пенсии по старости.
В настоящее время начисление и уплата страховых взносов производится согласно ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ). Также согласно п.9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ предусмотрено ежеквартально представление в территориальные органы ПФР отчетности «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» (Форма РСВ-ШФР -приложение №1 к Постановлению Правления ПФР от 16.01.2014 г. №2п). Данный Расчет содержит сведения по пачкам документов, содержащих расчет сумм начисленных страховых взносов в отношении застрахованных лиц (раздел 2.5) и сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица (раздел 6).
Представитель Межрайонной ИФНС России №6 по Тверской области в судебное заседание не прибыл, в заявлении просили рассмотреть гражданское дело без их участия, против удовлетворения заявленных требований не возражали. Сообщили, что в карточку расчетов с бюджетом по единому налогу на вмененный доход разнесены следующие платежные документы: от 28.01.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 27.02.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 25.03.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 25.03.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 24.04.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 28.05.2002 на сумму <данные изъяты>., от 24.06.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 29.07.2002 на сумму <данные изъяты>., от 28.08.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 26.09.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 30.10.2002 на сумму <данные изъяты> руб., от 10.12.2002 на сумму <данные изъяты> руб.
Представитель Территориального отдела социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не прибыл, в заявлении просили рассмотреть дело без участия, пояснили, что истцы не обращались по зачету стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда».
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд отказывает в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Правовые отношения сложились между участниками спора на период с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года в связи с не выплатой Андреапольским райпо страховых взносов в пенсионный фонд.
Истцы Разинова Т.А., Михайлова С.Н., Беляева Л.И., в 2014 году обратились в Андреапольский отдел Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес>, в связи с наступлением возраста, необходимого для начисления пенсионного обеспечения, таким образом, узнали о нарушении прав, обратились с заявлением в прокуратуру <адрес>.
На момент возникновения спорных отношений 2002 году, действовали следующие нормативно правовые акты, которые регулировали отношения в области пенсионного и налогового законодательства.
Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вступившим в законную силу 17.12.2001, установлены основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Статьей 10 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено, что суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете, объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации.
Глава 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации, утратила силу с 1 января 2010 года, в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии с ч.7 ст.243 НК РФ, налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", окончательно вступил в силу 1 января 2011 года.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального Закона от 31.07.1998 №148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Организации представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с изменениями от 31 декабря 2002 г.), часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
В общих положениях главы 26.3 НК РФ, указано, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
28 марта 2002 года опубликовано Письмо ПФР от 11 марта 2002 г. N МЗ-09-25/2186 "О направлении методических рекомендаций о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
В методических рекомендациях указано, что с 1 января 2002 г. уплата обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться в форме единого социального налога, уплачиваемого в соответствии с главой 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ), и в форме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения единого социального налога осуществляется органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. При этом статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование также осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом пунктом 2 статьи 25 указанного Федерального закона установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Таким образом, часть полномочий, связанных с процедурой уплаты и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предоставлена органам Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступил в силу с 1.01.2002.
Согласно ч.1 ст.10 закона N 173-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 закона N 173-ФЗ, право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела.
Михайлова С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ согласно трудового договора № б/н от ДД.ММ.ГГГГ выполняла обязанности по должности продавец 1 категории с обязанностями заведующей магазином №, расположенным по адресу: <адрес>.
Выпиской из приказа № по предприятию розничной торговли Андреапольского райпо от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Михайлова С.Н. принята на работу продавцом с магазин № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением Андреапольского райпо о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждено, что Михайлова С. Н. уволена с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (собственное желание).
Выпиской из лицевого счета о начисленной заработной плате по Андреапольскому райпо подтверждено, что заработная плата Михайловой С.Н. за 2002 год в общем составила <данные изъяты> копейку.
Беляева Л.И., согласно книге приказов и лицевых счетов за 2002 год, в 2002 году работала в должности заведующей магазином № Андреапольского райпо.
Из выписки из лицевого счета о начисленной заработной плате по Андреапольскому райпо следует, что заработная плата Беляевой Л.И. за 2002 год в общем составила <данные изъяты>
Разинова Т.А. с июня 2007 года выполняла обязанности согласно трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ по должности продавец первой категории в магазине № расположенным по адресу: <адрес>, с должностным окладом в размере <данные изъяты> рублей, на неопределенный срок.
Распоряжением Андреапольского райпо о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждено, что Разинова Т. А. уволена с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (собственное желание).
Из выписки о начисленной заработной плате по Андреапольскому райпо следует, что заработная плата Разиновой Т. А. за 2002 год в общем составила <данные изъяты> копеек.
Уставом Андреапольского потребительского общества, уведомлением о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе подтвержден статус предприятия как налогоплательщика.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ о переводе налогоплательщика на уплату единого налога на вмененный доход подтверждено, что Андреапольское райпо, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является плательщиком единого налога на вмененный доход от осуществления розничной торговли.
Актом № выездной налоговой проверки Андреапольского районного потребительского общества от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нарушений Закона Тверской области №114-ОЗ-2 от 27.07.2000 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» не установлено.
В связи с истечением срока хранения баз данных Управление федерального казначейства по Тверской области не может предоставить сведения об уплате Андреапольским районным потребительским обществом единого налога на вмененный доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2002.
По сведениям Государственного Учреждения управление пенсионного фонда Российской Федерации в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ Андреапольское районное потребительское общество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представило индивидуальные сведения на Разинову Т.А., Михайлову С.Н., Беляеву Л.И., страховые взносы не начислялись и не уплачивались.
В силу статьи 2 Закона Федерального закона N 167-ФЗ, правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
Федеральный закон N 167-ФЗ не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением установления судебного порядка их взыскания.
Следовательно, в спорном отношении, определяя порядок и сроки обращения в суд для взыскания недоимки по обязательным платежам, прокурор должен руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.70 НК РФ, при неуплате плательщиком взноса в установленный срок требование об уплате недоимки должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления установленного законодательством срока уплаты.
Согласно нормам ст.48 НК РФ при неисполнении требования, заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока его исполнения.
Шестимесячный срок, установленный ст.48 НК РФ, является пресекательным.
Исследовав представленные доказательства в совокупности установлено, что не проводилась выплата Андреапольским райпо страховых взносов в пенсионный фонд в 2002 году за работников организации Разинову Т.А., Михайлову С.Н., Беляеву Л.И., спорные правоотношения на момент 2002 – 2003 года, в части взыскания недоимки по страховым выплатам, регулировались налоговым законодательством. Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществлялось органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке, они вправе выступать в качестве истцов. Срок, установленный ст.48 НК РФ, для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам, истек. Требования прокурора в интересах истцов о возложении обязанности на Андреапольское райпо о представлении в пенсионный фонд индивидуальных сведений о стаже работы за 2002 год на Беляеву Л.И., Михайлову С.Н., Разинову Т.А., связаны с уплатой взносов на обязательное пенсионное страхование и удовлетворение заявленного требования может быть исполнено только с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах Беляевой Л.И., Михайловой С.Н., Разиновой Т.А. к Андреапольскому потребительскому обществу, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Межрайонная ИФНС России № по Тверской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Территориальный отдел социальной защиты населения Андреапольского района Тверской области, о возложении обязанности по предоставлению индивидуальных сведений о стаже работы за 2002 год, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья В.П. Елизаров