Дело № 2-114/2023
УИД 66RS0036-01-2022-001569-78
Решение в окончательной форме принято 08 февраля 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кушва 01 февраля 2023 года
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Мальцевой В.В.,
с участием прокурора Ермакова А.В.,
при секретаре судебного заседания Кветинской Е.В.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 10, Управлению образования Кушвинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,
установил:
Прокурор города Кушвы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Детский сад №, Управлению образования Кушвинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, в котором просит:
-возложить на Управление образования Кушвинского городского округа обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № денежные средства для осуществления мероприятий по оснащению здания, расположенного по адресу: <адрес>, следующими техническими средствами охраны: организовать пропускной и внутриобъектовый режим и осуществление контроля за их функционированием, произвести монтаж автоматической системы открывания ворот и калитки, приобрести и внедрить устройства охранной беспроводной сигнализации с дистанционным управлением. Обязать администрацию МАДОУ Детский сад № провести обучение работников образовательного учреждения по вопросам противодействия террористическим угрозам;
-возложить на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № обязанность в течение двух месяцев с момента осуществления Управлением образования Кушвинского городского округа финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, оснастить здание, расположенное по адресу: <адрес>, техническими средствами охраны: организовать пропускной и внутриобъектовый режим и осуществление контроля за их функционированием, произвести монтаж автоматической системы открывания ворот и калитки, приобрести и внедрить устройства охранной беспроводной сигнализации с дистанционным управлением. Обязать администрацию МАДОУ Детский сад № провести обучение работников образовательного учреждения по вопросам противодействия террористическим угрозам.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, антитеррористической защищенности образовательных учреждений, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при оказании образовательных услуг в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № установлено, что учреждению установлена 4 категория опасности в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.
В нарушение требований законодательства о противодействии терроризму на момент проверки на объекте не организован пропускной режим и внутри объектовый режим и осуществление контроля за их функционированием (обе калитки для входа/выхода на территорию образовательного учреждения оснащены лишь простыми затворными устройствами – щеколда, что в свою очередь позволяет беспрепятственно проникать на территорию объекта, в том числе, в ту часть, где прогуливаются дети); не исключено бесконтрольное пребывание на территории объекта посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе, в непосредственной близости от самого образовательного учреждения (территории); система передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» находится на удаленном расстоянии от самого пункта контроля (на кухне), что может создать ситуацию, когда ей будет невозможно воспользоваться в случае происшествия; отсутствует обучение работников учреждения, в том числе, ответственных за пропускной режим.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что в нарушение норм действующего федерального законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций, здания МАДОУ детский сад №, расположенные по адресу: <адрес> не обеспечены всеми необходимыми техническими средствами охраны, в результате чего нарушаются права обучающихся на безопасное пребывание в данном учреждении, создается угроза их жизни и здоровью. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки прокуратурой города в адрес заведующей МАДОУ детский сад № Трофимовой И.П. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства за №, которое ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено и удовлетворено.
С учетом уставной деятельности и гражданского-правового положения образовательная организация обязана соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, в том числе несовершеннолетних на безопасность, охрану жизни и здоровья. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с Положением об Управлении образования Кушвинского городского округа, утвержденного Решением Думы Кушвинского городского округа первого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ, оно является отраслевым органом администрации Кушвинского городского округа, выполняющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере образования на территории Кушвинского городского округа.
К полномочиям Управления образования как отраслевого органа администрации городского округа относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В целях обеспечения полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Кушвинского городского округа, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по организации предоставления дополнительного образования детей (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения), общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Кушвинского городского округа Управление образования осуществляет материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, финансово- экономическое обеспечение деятельности образовательных учреждений.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению соблюдения требований к антитеррористической защищенности является обязанностью не только МАДОУ Детский сад №, но и Управления образования Кушвинского городского округа, обеспечивающего финансирование Учреждения.
Учитывая, что в конкретном случае бездействием образовательной организации нарушаются права несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации на безопасные условия пребывания, нарушаются требования действующего законодательства в части ненадлежащей антитеррористической защищенности объекта образования, невыполнении мероприятий по противодействию терроризму, а также особую социальную значимость требований и принципы разумности, истец полагает, что наиболее целесообразным сроком устранения нарушений закона является срок в течение месяца после вступления решения в законную силу для Управления образования Кушвинского городского округа; и срок в течение двух месяцев с момента осуществления Управлением образования Кушвинского городского округа финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности - для образовательной организации.
До судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просит возложить на Управление образования Кушвинского городского округа обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № денежные средства для осуществления мероприятий по оснащению здания, расположенного по адресу: <адрес>, техническими средствами охраны: произвести монтаж автоматической системы открывания ворот и калитки;
-возложить на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № обязанность в течение шести месяцев с момента осуществления Управлением образования Кушвинского городского округа финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, оснастить здание, расположенное по адресу: <адрес>, техническими средствами охраны: произвести монтаж автоматической системы открывания ворот и калитки. Обязать администрацию МАДОУ Детский сад № провести обучение работников образовательного учреждения по вопросам противодействия террористическим угрозам. В остальной части от иска отказался и отказ принят судом.
Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Кроме того, стороны извещены о рассмотрении дела путем направления судебных извещений почтовой связью по месту нахождения и регистрации.
Прокурор в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержал, настаивал на удовлетворении по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков Митина Н.В., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования, с учетом их уточнения, не оспорила. Суду пояснила, что ответчиками принимаются меры для устранения выявленных нарушений, составлен локальный сметный расчет на установку электромеханического открывания ворот, заключен договор об обучении сотрудников образовательного учреждения. Решается вопрос о финансировании.
Представитель третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» Питиримова Е.Н., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Суд, выслушав истца, принимая во внимание доводы ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, а также создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечении, защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Пунктом 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, в том числе, обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Приказом Федерального агентства по образованию от 01.09.2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» предусмотрена организация выполнения мероприятий в сфере образования по вопросам эффективного противодействия терроризму, задачей которых является безопасность, защита и создание условий, гарантирующих охрану жизни и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, в том числе, организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обучения всех категорий педагогических работников и соответствующих должностных лиц системы образования в области противодействия терроризму и кстремизму.
В соответствии с пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Установлено, что в целях проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, антитеррористической защищенности образовательных учреждений, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при оказании образовательных услуг в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № по поручению прокуратуры Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Кушвы принято решение о проведении проверки в отношении МАДОУ Детский сад № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем доведено до сведения заинтересованного лица /л.д. 13/.
Согласно п.п. «г» п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 МАДОУ Детский сад № относится к объектам 4 категория опасности.
По итогам проведенной проверки установлено, что на момент проверки на объекте не организован пропускной режим и внутри объектовый режим и осуществление контроля за их функционированием (обе калитки для входа/выхода на территорию образовательного учреждения оснащены лишь простыми затворными устройствами – щеколда, что в свою очередь позволяет беспрепятственно проникать на территорию объекта, в том числе, в ту часть, где прогуливаются дети); не исключено бесконтрольное пребывание на территории объекта посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе, в непосредственной близости от самого образовательного учреждения (территории); система передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» находится на удаленном расстоянии от самого пункта контроля (на кухне), что может создать ситуацию, когда ей будет невозможно воспользоваться в случае происшествия; отсутствует обучение работников учреждения, в том числе, ответственных за пропускной режим /л.д. 33-34/.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение МАДОУ детский сад № осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Управления образования Кушвинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Устав).
Учреждение создано на основании реорганизации существующего Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей путем присоединения к нему муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей на основании постановления администрации Кушвинского городского округа «О реорганизации муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 1.4. Устава МАДОУ детский сад № является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, для достижения которых такая организация создана.
В силу п. 1.7. Устава МАДОУ детский сад № является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
С учетом уставной деятельности и гражданского-правового положения образовательная организация обязана соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, в том числе несовершеннолетних на безопасность, охрану жизни и здоровья.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с Положением об Управлении образования Кушвинского городского округа, утвержденного Решением Думы Кушвинского городского округа первого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ, оно является отраслевым органом администрации Кушвинского городского округа, выполняющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере образования на территории Кушвинского городского округа.
Управление образования является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное в установленном гражданским законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами порядке на праве оперативного управления, отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь счета в кредитных организациях, гербовую печать со своим наименованием.
К полномочиям Управления образования как отраслевого органа администрации городского округа относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В целях обеспечения полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Кушвинского городского округа, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по организации предоставления дополнительного образования детей (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения), общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Кушвинского городского округа Управление образования осуществляет материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, финансово-экономическое обеспечение деятельности образовательных учреждений.
В целях обеспечения от имени администрации Кушвинского городского округа полномочий и функций учредителя муниципальных образовательных учреждений Управление образования осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; осуществляет контроль за содержанием и использованием объектов муниципальной собственности, закрепленной в установленном законодательством порядке на праве оперативного управления за подведомственными учреждениями; осуществляет контроль за деятельностью учреждений, в том числе контроль за использованием бюджетных средств, в соответствии с порядком, предусмотренным действующими нормативными правовыми актами.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до образовательной организации для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Кушвинского городского округа отвечает соответственно Управление образования Кушвинского городского округа, осуществляющее бюджетные полномочия главного распорядителя денежных средств по подведомственным учреждениям.
Поскольку несоблюдение требований антитеррористической защищенности нарушает права учащихся, персонала образовательного учреждения, находящихся в МАДОУ Детский сад №, влияет на безопасность и может привести к гибели людей, промедление в принятии эффективных и оперативных мер, направленных на устранение нарушений, допустимым признано быть не может, избранный способ защиты права является надлежащим. Выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования является необходимой мерой, направленной на антитеррористическую защищенность данного объекта образования. Заявленные требования подлежат удовлетворению. Заявленный истцом срок исполнения обоснован, является разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Детский сад №, Управлению образования Кушвинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму – удовлетворить.
Обязать Управление образования Кушвинского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № денежные средства для осуществления мероприятий по оснащению здания, расположенного по адресу: <адрес>, автоматической системой открывания ворот (калитки), обучения работников образовательного учреждения по вопросам противодействия террористическим угрозам.
Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № в течение шести месяцев с момента осуществления Управлением образования Кушвинского городского округа финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, оснастить здание, расположенное по адресу: <адрес>, автоматической системой открывания ворот (калитки); провести обучение работников образовательного учреждения по вопросам противодействия террористическим угрозам.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кушвинский городской суд Свердловской области.
Решение принято в совещательной комнате и изготовлено с использованием компьютера.
Судья В.В. Мальцева