Дело №2-224/2022
УИД 22RS0056-01-2022-000301-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2022 года с. Тюменцево
Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Савостина А.Н.,
при секретаре Калединой И.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Тюменцевского района Стрельцова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюменцевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Карповская общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края, муниципальному образованию Тюменцевский район Алтайского края в лице Администрации Тюменцевского района Алтайского края о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменцевского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Карповская средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края (далее по тексту - МКОУ «Карповская СОШ») и муниципальному образованию Тюменцевский район Алтайского края в лице администрации Тюменцевского района Алтайского края с иском, в котором просит:
- возложить на муниципальное образование Тюменцевский район Алтайского края в лице администрации Тюменцевского района Алтайского края обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование деятельности МКОУ «Карповская СОШ» по приобретению вывесок с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне для размещения при входе в здания, расположенные по адресам: Алтайский край, Тюменцевский район, пос.Карповский, ул.Дубравная, д.24; Алтайский край, Тюменцевский район, с.Березовка, ул.Колядо, д.8А; Алтайский край, Тюменцевский район, с.Сосновка, ул.Комсомольская, д.1А; Алтайский край, Тюменцевский район, пос.Заводской, ул.Школьная, д.2; Алтайский край, Тюменцевский район, пос.Заводской, ул.Северная, д.2;
- возложить на МКОУ «Карповская СОШ» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить вывески с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне при входе в здания, расположенные по адресам: Алтайский край, Тюменцевский район, пос.Карповский, ул.Дубравная, д.24; Алтайский край, Тюменцевский район, с.Березовка, ул.Колядо, д.8А; Алтайский край, Тюменцевский район, с.Сосновка, ул.Комсомольская, д.1А; Алтайский край, Тюменцевский район, пос.Заводской, ул.Школьная, д.2; Алтайский край, Тюменцевский район, пос.Заводской, ул.Северная, д.2. В обоснование указанных исковых требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Тюменцевского района Алтайского края в отношении МКОУ «Карповская СОШ» проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов на объектах, принадлежащих МКОУ «Карповская СОШ». Проверкой установлено, что в нарушение п.4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года №1309 (далее по тексту – Порядок), в МКОУ «Карповская СОШ» по адресам: Алтайский край, Тюменцевский район, пос.Карповский, ул.Дубравная, д.24; Алтайский край, Тюменцевский район, с.Березовка, ул.Колядо, д.8А; Алтайский край, Тюменцевский район, с.Сосновка, ул.Комсомольская, д.1А; Алтайский край, Тюменцевский район, пос.Заводской, ул.Школьная, д.2; Алтайский край, Тюменцевский район, пос.Заводской, ул.Северная, д.2 не обеспечено размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Данное нарушение является недопустимым, так как влечет за собой нарушение прав инвалидов (в том числе несовершеннолетних) на доступную среду в сфере образования. В связи с чем, прокурором директору МКОУ «Карповская СОШ» 07 июня 2022 года внесено представление с требованием об устранении вышеуказанного нарушения, которое оставлено без исполнения, в связи с отсутствием финансирования. Как следует из Устава МКОУ «Карповская СОШ» его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование Тюменцевский район Алтайского края, вследствие чего, а также исходя из положений ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязанность по финансированию мероприятий по приобретению МКОУ «Карповская СОШ» вышеуказанных вывесок лежит на данном муниципальном образовании.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Стрельцов А.В. поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики МКОУ «Карповская СОШ», муниципальное образование Тюменцевский район Алтайского края в лице Администрации Тюменцевского района Алтайского края, будучи надлежаще извещены, в судебное заседание своих представителей не направили, представитель ответчика муниципального образования Тюменцевский район Алтайского края в лице Администрации Тюменцевского района Алтайского края – глава района Дитц И.И. представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также указывает, что исковые требования признает в полном объеме, последствия такого признания ему известны и понятны. МКОУ «Карповская СОШ» о причинах неявки своего представителя не сообщил, возражений относительно исковых требований не представил.
При таких обстоятельства, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Выслушав помощника прокурора Стрельцова А.В., изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №181-ФЗ) на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, по дублированию необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В силу ст.2 Федерального закона №181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Согласно ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности основывается, в том числе на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Положениями ч.2 ст.3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту – Федеральный закон №384-ФЗ) закреплено, что настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
В соответствии с ч.6 ст.3 Федерального закона №384-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона №384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу ч.2 ст.6 Федерального закона №384-ФЗ в перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Частью 3 ст.6 Федерального закона №384-ФЗ предусмотрено, что в перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона №384-ФЗ национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 (далее по тексту – СП 59.13330.2020), утвержденным Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр.
Как следует из п.4.1 СП 59.13330.2020 Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
Таким образом, по смыслу вышеуказанной нормы действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с п. 6.5.3 СП 59.13330.2020 технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п. При необходимости здание или сооружение по заданию на проектирование допускается дополнительно оборудовать звуковыми устройствами ориентирования и информирования для обеспечения навигации инвалидов по зрению.
Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края табличкидо края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Судом установлено, что в МКОУ «Карповская СОШ» по адресам: Алтайский край, Тюменцевский район, пос.Карповский, ул.Дубравная, д.24; Алтайский край, Тюменцевский район, с.Березовка, ул.Колядо, д.8А; Алтайский край, Тюменцевский район, с.Сосновка, ул.Комсомольская, д.1А; Алтайский край, Тюменцевский район, пос.Заводской, ул.Школьная, д.2; Алтайский край, Тюменцевский район, пос.Заводской, ул.Северная, д.2, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, поскольку при входе в здание отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Выявленные нарушения ограничивают доступ инвалидов к образовательному учреждению, нарушают права указанной категории лиц на свободный доступ к объекту социальной инфраструктуры.
В соответствии с п.1.3 Устава МКОУ «Карповская СОШ» учредителем образовательного учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование Тюменцевский район Алтайского края. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет администрация Тюменцевского района Алтайского края.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований.
Положениями ст.206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд устанавливает ответчику шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого решение должно быть исполнено. Указанный срок является разумным, обеспечивающим баланс интересов сторон.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика МКОУ «Карповская СОШ» в доход бюджета муниципального образования Тюменцевский район Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 2225028552, ░░░░ 1032202262157) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 2282001814, ░░░░ 1022202563525) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░.░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░, ░.24;
- ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░, ░.8░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░░░, ░.1░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░.░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░, ░.2;
- ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░.░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░, ░.2.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 2282003057, ░░░░ 1022202562800) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░.░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░, ░.24;
- ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░, ░.8░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░░░, ░.1░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░.░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░, ░.2;
- ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░.░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░, ░.2.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 2282003057, ░░░░ 1022202562800) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░ 2022 ░░░░.