Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-654/2024 (2-6455/2023;) ~ М-6095/2023 от 19.12.2023

55RS0003-01-2023-007504-27

Дело № 2-654/2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск              16 февраля 2024 года

Ленинский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Кирьяш А.В., при ведении протокола помощником судьи Лихановой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседаниигражданское дело в порядке заочного судопроизводства по исковому заявлению Каримова Р.Т, к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Каримов Р.Т. обратился в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указал, что является членом СНТ «Урожай» и ему распределен земельный участок № <данные изъяты> в указанном садоводстве. В период с 2020-2022 год пытался оформить в досудебном порядке данный участок в собственность. <данные изъяты> присвоен кадастровый номер <данные изъяты>. На основании выполненного межевого плана от 20.02.2023 кадастровым инженером Кравцовой Ю.Г. определены границы земельного участка № <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> и площадь были внесены в ЕГРН. Земельный участок попадает в зону с особыми условиями использования территории: запретная зона военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, тип зоны: запретная зона при военном складе. Каримов Р.Т. обратился в Министерство имущественных отношений Омской области с просьбой инициировать работы по снятию зоны с особыми условиями использования территории: Запретная зона Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации тип зоны: запретная зона при военном складе или выдать специальное разрешение на приватизацию. Граница запретной зоны была внесена в ЕГРН на основании Постановления №405 от 05.05.20014 года также вышеуказанным постановлением были утверждены Положения об установлении запретных зон и иных ЗОУИТ. Согласно ответа Министерства обороны РФ Положением не регламентируется предоставление земельных участков в ЗОУИТ. Министерство обороны РФ в целях рассмотрения данного обращения было направлен запрос в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования». Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на обращение Каримова Р.Т. было отказано в бесплатном предоставлении участка, так как зольный участок находится в запретной зоне. Вышеуказанная зона покрывает 1/3 часть земельного участка садоводства, включая земельный участок истца. По сведениям архива Управления Росреестра по Омской области земельный участок № 284 с кадастровым номером 55:36:180205:376 расположен в границах СНТ «Урожай». Между Администрацией г.Омска и Министерства обороны РФ имеется переписка согласно которой подтверждена ошибка в установлении границ военной зоны.Перспективу исключения земельных участков садоводческих товариществ из границ запретной зоны прогнозировать невозможно. Земельный участок предоставлен при согласовании Войсковой части. Истец является членом СНТ «Урожай», оплачивает членские взносы, имеется членская книжка. Постановлением Первого заместителя главы Администрации г. Омска от 16.03.1995 № 289-П «О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка СНТ «Урожай» под коллективный сад, фактически занимаемый в Ленинском районе» СНТ «Урожай» предоставлен земельный участок площадь 47,7 га. На смежные земельные участки с участком истца оформлены права собственности. Военная зона внесена в ЕГРН в 2016 году, а утверждена постановлением Правительства РФ 05.05.2014. Фактическое пользование данной территорией СТ Урожай подтверждается решениями горисполкома № 312 от 15.08.1986 года и № 958-п от 01.11.1993. В 2018 году ФГКУ «УЛХиП» МО РФ направило в адрес Министерства имущественных отношений письмо о том, что данное учреждение не возражает об изменении границ военной зоны в отношении СНТ Урожай. Однако границы военной зоны к 2022 году не были откорректированы. Проси суд признать за истцом право собственности на земельный участок площадью 665 кв.м., кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение садоводства.

Истец Каримов Р.Т. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца Лонская Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что смежные земельные участки стоят на кадастровом учете, участки находятся в собственности. Истец является членом СНТ «Урожай», с 2020 года территория была отнесена к территории земель Министерства обороны РФ, что было сделано ошибочно. Участок истцом используется для ведения садоводства, установление особой зоны не препятствует оформлению права собственности. Просила удовлетворить требования в полном объеме, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.

Представители ответчиков департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. возражений против представленных требований не представили. Согласно представленных письменных возражений департамента в удовлетворении требований просил отказать указывая на отсутствие правовых оснований.

От представителя Администрации г. Омска поступил отзыв, в котором указано, что Администрация не является надлежащим ответчиком по делу. Представители третьих лиц: СНТ «Урожай», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

В силу ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, включая оповещение о ходе судебного процесса посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном сайте суда обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правам и по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст.35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. Учитывая указанные обстоятельства в своей совокупности, судом вынесено определение о рассмотрении дела по существу с участием явившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного судопроизводства.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ: «Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов».

В соответствии с требованиями статей 12, 35, 39, 55-57 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно положениям ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 25 ЗК РФ установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 3 ст. 22 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который действует на территории Российской Федерации с 01.01.2019 г., садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 6 вышеуказанного закона предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (часть 2).

Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ до 01.03.2022 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 2.8 статьи 3 указанного Закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя.

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно абз. 1 п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» устанавливает, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В силу раздела 2 Приложения 1 к названному постановлению имущество Вооруженных сил РФ относится исключительно к федеральной собственности.

Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.

В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996: № 61-ФЗ «Об обороне» земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу ст. 27 ЗК РФ земли, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, изъяты из оборота, и не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Одни из способов защиты гражданских прав является признание права (ст. 12 ГК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2020 году Каримов Р.Т. был включен в члены СНТ «Урожай» и ему был распределен земельный участок №<данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. в границах СНТ «Урожай», расположенный по адресу: г. <данные изъяты>», что подтверждается выпиской из Решения, справкой СНТ Урожай членской книжкой. (л.д. 75 оборот-76).

С момента предоставления земельного участка в СНТ «Урожай» Каримов Р.Т. регулярно и добросовестно оплачивает членские и целевые взносы за земельный участок № 284, на его имя выписана членская книжка садовода.

Из выписки из ЕГРН усматривается, что права на земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>. с кадастровым номером <данные изъяты> не зарегистрированы (л.д. 33-34).

Каримов Р.Т. неоднократно обращался в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о получении спорного земельного участка в собственность бесплатно.

С 2020 года по 2022 года в передаче земельного участка отказано.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № 55:36:180205:376 имеет ограничение: полностью расположен в границе зоны с особыми условиями использования территории - запретная зона военного объекта Новосибирского лесничества МО РФ. На территории запретной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти в ведении которого находится военный объект, запрещается осуществление хозяйственной деятельности, строительство объектов капитального строительства произведенного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, проживание и нахождение физических лиц осуществляется по согласованию. На изложенного, департамент отказал в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, предназначенного для ведения садоводства.

На основании выполненного межевого плана от 20.02.2023 кадастровым инженером Кравцовой Ю.Г. определены границы земельного участка № <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> и площадь были внесены в ЕГРН.

С учетом вышеизложенного, суд считает установленным, что предоставление спорного земельного участка истцу (предыдущему владельцу участка <данные изъяты>) имело место до внесения сведений о границах запретной зоны в ЕГРН.

Обратившись с настоящим иском, Каримов Р.Т. указывает на нарушение его прав, поскольку в связи с установлением запретной зоны он не может реализовать принадлежащее ему право на оформление земельного участка в собственность.

10.05.2023 истец обратился в Министерство имущественных отношений Омской области с заявлением о инициировании работы по снятию зоны с особыми условиями использования территории: запретная зона военного объекта - Новосибирского лесничества МО РФ, тип зоны: запретная зона при военном складе с земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> или кадастрового квартала <данные изъяты>.

В ответ на обращение истца ему было разъяснено, что по результатам многочисленных обращений в 2019,2021 и 2022 годах на основании приказов первого заместителя Министра обороны России в ЕГРН были внесены изменения в части исключения из границ запретной зоны земельных участков: предоставленных льготной категории граждан, 2326 земельных участков, сведения о границах внесены в ЕГРН и 13 земельных участков, расположенных в 14 Военном городке соответственно. Департаментом было предложено рассмотреть вопрос о снятии военной зоны с кадастровых кварталов садоводческих товариществ. Перспективу исключения земельных участков садоводческих товариществ из границ запретной зоны Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска прогнозировать не может.

22.03.2022 представитель истца было направлено обращение в Министерство обороны Российской Федерации, Министерство имущественных отношений Омской области с просьбой инициировать работы по снятию зоны с особыми условиями использования территории: запретная зона военного объекта - Новосибирского лесничества МО РФ, тип зоны: запретная зона при военном складе с земельного участка с кадастровым номером № <данные изъяты> или с кадастрового квартала <данные изъяты> или выдать специальное разрешение на приватизацию земельного участка.

Министерство обороны Российской Федерации в ответе на обращение указало, что земельный участок истца находится в зоне ЗОУИТ, границы зоны установлены постановлением Правительства РФ от 05.05.2014. Вынесение вопроса об изменении границ ЗОУИТ на заседании комиссии в настоящее время не представляется возможным. Материалы по корректировке границ от заинтересованных органов военного управления в адрес Департамента не поступали. Обращение истца направлено в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования МО РФ».

Из материалов дела усматривается, что 16.03.1995 Постановлением Первого заместителя Главы Администрации г. Омска №289-п предоставлен в бессрочное пользование садоводческому товариществу «Урожай» земельный участок площадью 47,79 Га, фактически занимаемый коллективным садом в Ленинском районе.

В данном Постановлении указано, что на территории садоводческого товарищества находятся земли постороннего пользования: земли Гослесфонда (лес) - 13,5 Га.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности (п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»).

Подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности и закрепленными за Вооруженными силами Российской Федерации, принадлежат Министерству обороны Российской Федерации в лице его уполномоченных органов.

В настоящее время Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения которой применяются с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 № 8-П и определениях от 07.12.2006 № 542-О и от 04.12.2007 №828-О-П, предусматривающих соответствующую процедуру передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

До принятия указанного постановления такой порядок регулировался Положениями о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота от 22.02.1977 №75.

Согласно пунктам 109 - 113 Положения от 22.02.1977 № 75, действовавшего на момент передачи земельного участка садоводческому товариществу, КЭУ (КЭО) военных округов и соответствующие главные и центральные управления Министерства обороны СССР должны были обобщать сведения о наличии неиспользуемых земель, подлежащих возврату в народное хозяйство, и представлять эти сведения в КЭУ Министерства обороны СССР. Перечни земельных участков, подлежащих возврату в народное хозяйство, КЭЧ Министерства обороны СССР согласовываются с главными штабами видов Вооруженных Сил СССР и предоставляются на утверждение заместителю Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск.

Из представленных в материалы дела документов следует, что фактическое пользование СТ «Урожай» предоставленным ему земельным участком подтверждается также решениями горисполкома №312 от 15.08.1985 «О разрешении в/ч 30633 использования части территории под коллективный сад» и №958-п от 01.11.1993 «О предоставлении дополнительно в бессрочное пользование земельного участка СТ «Урожай».

Таким образом, земельный участок был предоставлен СТ «Урожай» на праве постоянного бессрочного пользования до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на момент его предоставления находился в муниципальной собственности.

Согласно положениям статьи 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю в связи с особыми условиями использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 87 ЗК РФ к землям промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, относятся в частности земли обороны и безопасности.

В силу пункта 3 статьи 87 ЗК РФ, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

Пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ установлено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - Положение), которым определен порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

В соответствии с пунктом 2 Положения, запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (пункт 4 Положения).

Пунктом 12 Положения установлен запрет на территории запретной зоны строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

Нормы настоящего Положения относительно ограничений (пункты 10 - 14) применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15 Положения).

Из письменного отзыва департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска следует, что земельный участок <данные изъяты> полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории: запретная зона военного объекта - Новосибирского лесничества МО РФ; шестая подзона приаэродромной территории аэродрома совместного базирования Омск (Центральный). В соответствии с картой градостроительного зонирования территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области, земельный участок <данные изъяты> определяется в территориальной зоне садоводства и огородничества СО/16.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в границах запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ.

При этом границы запретной зоны определены согласно сведениям из ЕГРН на основании решения ОГВ/ОМСУ Министерства обороны Российской Федерации от 26.04.2022, номер решения 396.

Из изложенного следует, что предоставление спорного земельного участка истцу имело место до внесения сведений о границах запретной зоны в Единый государственный реестр недвижимости.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что земельный участок был предоставлен СТ «Урожай» в 1995 году, распределен членам СНТ, в последующем с 2020 года Каримову Р.Т.

Таким образом, на момент предоставления земельного участка истцу претензий со стороны третьих лиц не было, соответствующее обременение отсутствовало. Доказательств того, что СНТ «Урожай» или истец Каримов Р.Т.знали или должны были знать о соответствующих ограничениях, материалы не содержат.

Из приведенных выше норм следует, что к ограниченным в обороте земельным участкам относятся земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Другим необходимым критерием является фактическое использование земельного участка для обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.

Между тем, доказательств тому, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, используются для обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, суду не представлено.

Разрешая спор, суд исходит из совокупности доказательств по делу и с учетом всех фактических обстоятельств дела, в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, в отсутствие возражений ответчиков, полагает возможным удовлетворить заявленные требования истца, признав за ним право собственности на земельный участок № <данные изъяты>.м., расположенный в СНТ «Урожай».

В пункте 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты указаны как одно из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно части 1 статьи 58 данного Федерального закона права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным законом.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Каримова Р.Т. удовлетворить.

Признать право собственности Каримова Р.Т. на земельный участок площадью 665 кв.м., кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: г<данные изъяты>

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья              А.В.Кирьяш

Мотивированное заочное решение изготовлено 20 февраля 2024 года.

Судья              А.В.Кирьяш

2-654/2024 (2-6455/2023;) ~ М-6095/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Каримов Ришат Талгатович
Ответчики
Министерство обороны РФ
Администрация города Омска
ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России
Другие
СНТ Урожай
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска
Лонская Евгения Анатольевна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Суд
Ленинский районный суд г. Омска
Судья
Кирьяш Андрей Владимирович
Дело на сайте суда
lenincourt--oms.sudrf.ru
19.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2023Подготовка дела (собеседование)
29.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
15.03.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
15.04.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее