Дело № КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
10 мая 2023 года пр-т Гагарина, д. 158, г. Н. Новгород
Судья Приокского районного суда города Нижний Новгород Задков Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бессоновой А.А. - защитника заместителя директора по благоустройству АО «ДК Приокского района» Горелова А.В. на постановление административной комиссии Приокского района города Нижнего Новгорода № от 09 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя директора по благоустройству АО «ДК Приокского района» Горелова А.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, <адрес>,
установил:
постановлением административной комиссии Приокского района города Нижнего Новгорода № от 09 марта 2023 года заместитель директора по благоустройству АО «ДК Приокского района» Горелов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП НО), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей.
Защитник должностного лица обратилась с жалобой на данное постановление, приводя доводы о его незаконности.
В судебное заседании, в котором жалоба рассмотрена по существу, лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу, его защитник, представитель административного органа не явились, извещены надлежащим образом.
В предшествующих судебных защитник должностного лица доводы жалобы поддержала.
Представитель административного органа Криводубский А.Л. в предшествующих судебных заседаниях пояснил, что должностному лицу вменено нарушение требований закона субъекта, поскольку вменение в вину нарушения муниципальных правовых актов означало бы осуществление муниципального контроля должностными лицами МКУ «Административно-техническая инспекция города Нижнего Новгорода» (далее по тексту - МКУ «АТИ»).
Суд в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ полагает возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие неявившихся участников производства по делу, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП НО предусмотрена ответственность за нарушение требований к надлежащему состоянию и содержанию объектов, установленных нормативными правовыми актами области и (или) муниципальными правовыми актами в сфере обеспечения чистоты и порядка, благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 11, 14 и 15 настоящей статьи.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет ответственность по ч. 2 ст. 3.1. КоАП НО
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (далее по тексту - Закон Нижегородской области № 144-З) юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на территории своего пребывания и деятельности, в том числе на внутренних (производственных, заводских) территориях, территориях домовладений, своевременно производить уборку соответствующих объектов, поддерживать их в надлежащем состоянии, соблюдать нормы, запреты и требования настоящего Закона, нормативных правовых актов, в том числе муниципальных, в сфере обеспечения чистоты и порядка, заключать договоры на вывоз мусора со специализированными организациями в соответствии с образуемыми ими объемами мусора и утвержденными нормативами накопления.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 12 Закона Нижегородской области № 144-З на территории Нижегородской области запрещается складирование (выброс) и (или) временное хранение мусора, скопление мусора, а также сброс и (или) складирование мусора, отходов спила, порубочных остатков деревьев, кустарников, а также листвы и других остатков растительности, образовавшихся в результате мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, грунта или снега вне специально отведенных мест. Количество специально отведенных мест определяется администрациями муниципальных образований Нижегородской области.
Как следует из п. 1.2 Правил благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород, утвержденных решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 26 декабря 2018 года № 272 (далее по тексту - Правила), Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования городской округ город Нижний Новгород, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования город Нижний Новгород, порядок и периодичность их проведения, направленные на создание безопасных, удобных, привлекательных и комфортных условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования город Нижний Новгород.
Согласно п.п. 1.3.10 Правила регулируют, в том числе, вопросы уборки территории муниципального образования город Нижний Новгород, в том числе в зимний период (раздел 11 Правил).
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно постановления, в ходе проведения ежедневного мониторинга чистоты и порядка, благоустройства, внешнего вида территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 37 минут по адресу: г. Н. <адрес>, установлено, что должностное лицо - заместитель директора по благоустройству АО «ДК Приокского района» Горелов А.В. допустил складирование снега вне специально отведенного места, а именно на озелененной территории, чем нарушил п. 1 ч. 3 ст. 12 Закона Нижегородской области № 144-З.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что 24 февраля 2023 года в 15 часов 37 минут по адресу: <адрес>, <адрес>, установлено, что должностное лицо - заместитель директора по благоустройству АО «ДК Приокского района» Горелов А.В. допустил нарушение требований к зимней уборке территорий, а именно складирование снега на тротуарах, отмостках, площадках.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Какие-либо доказательства, в том числе фотоматериалы, факт складирования снега на озелененной территории не подтверждают.
Суд приходит к выводу об изменении состоявшегося по делу акта по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом ст. 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Законным является постановление и решение, вынесенное не только при правильном применении материальных норм и установленных фактических обстоятельств дела, но и в строгом соблюдении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в абз. 2, 3 п. 20 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Частью 11 статьи 3.1 КоАП НО установлена ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства, озеленения, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 10 и 15 настоящей статьи.
Из протокола об административном правонарушении следует, что Горелову А.В. вменено нарушение п. 1 ч. 3 ст. 12 Закона Нижегородской области № 144З.
Вместе с тем, меры по обеспечению чистоты и порядка на территории Нижегородской области определены ч. 1 ст. 12 Закона Нижегородской области № 144З, которая является отсылочной к требованиям, установленным органами местного самоуправления.
Подразделом 11.2 Правил установлены требования к зимней уборке территории муниципального образования город Нижний Новгород.
Согласно пункта 11.2.3 Правил при производстве зимних уборочных работ запрещается разбрасывание и складирование снега на проезжей части улиц, озелененных территориях, тротуарах, отмостках, проездах, площадках, на территории газгольдеров и контейнерных площадках.
Правила утверждены решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 26 декабря 2018 года № 272, то есть муниципальным правовым актом.
Фактически, уполномоченным должностным лицом установлено нарушение Гореловым А.В. установленных органами местного самоуправления правил благоустройства.
Поскольку ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ и ч. 11 ст. 3.1 КоАП НО имеют единый родовой объект посягательства, и санкция ч. 11 ст. 3.1 КоАП НО предусматривает менее строгое наказание, в данном случае усматриваются основания для квалификации действий Горелова А.В. по ч. 11 ст. 3.1 КоАП НО и изменения обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении.
Доводы представителя административного органа о том, что вменение Горелову А.В. в вину нарушения муниципальных правовых актов означало бы осуществление муниципального контроля должностными лицами МКУ «АТИ», судом не принимается по следующим основаниям.
Кроме того, из пункта 2.1 устава МКУ «АТИ» следует, что учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными действующим законодательством Российской Федерации, Нижегородской области, муниципальными правовыми актами и настоящим Уставом.
Одной из основных целей деятельности учреждения в соответствии с п. 2.2.2 устава МКУ «АТИ» определена фиксация правонарушений, связанных с несоблюдением требований муниципальных правовых актов, регулирующих вопрос благоустройства города Нижнего Новгорода.
Согласно п. 2.4.2 устава МКУ «АТИ» для достижения целей учреждение проводит систематическое обследование территории города Нижнего Новгорода на предмет выявления правонарушений в сфере благоустройства, чистоты и порядка на территории города Нижнего Новгорода.
При таких обстоятельствах, должностное лицо МКУ «АТИ» в соответствии с целями деятельности, установленными уставом учреждения, вправе в ходе осуществления мониторинга вправе выявлять нарушение требований муниципальных правовых актов в сфере благоустройства.
При этом, фиксация правонарушений, связанных с несоблюдением требований правовых актов субъекта, регулирующих вопрос благоустройства города Нижнего Новгорода, среди основных целей деятельности учреждения в уставе МКУ «АТИ» не отражена.
Существенных нарушений каких-либо норм процессуального права, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также могли бы повлиять на его исход, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Вопреки доводов жалобы защитника, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом также не усматривается.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, имущественное положение должностного лица, характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о необходимости назначить Горелову А.В. наказание в виде административного штрафа.
Указанное наказание, по мнению суда, отвечает принципам справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствует целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
постановление административной комиссии Приокского района города Нижнего Новгорода № от 09 марта 2023 года изменить.
Переквалифицировать действия должностного лица - заместителя директора по благоустройству АО «ДК Приокского района» Горелова А.В. с ч. 2 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях на ч. 11 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, и назначить должностному лицу - заместителю директора по благоустройству АО «ДК Приокского района» Горелову А.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 2200 (две тысячи двести) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу Бессоновой А.А. - защитника должностного лица - заместителя директора по благоустройству АО «ДК Приокского района» Горелова А.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Приокский районный суд города Нижний Новгород в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.С. Задков
<данные изъяты>
<данные изъяты>в