38RS0034-01-2022-001603-06
Р Е Ш Е Н И Е
29 июля 2022 года г. Иркутск
Судья Ленинского районного суда г. Иркутска Заблоцкая М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Липина О.В. на постановление начальника отдела полиции № 8 МУ МВД России «Иркутское» ФИО4 <адрес> от 05.04.2022 о привлечении Середкиной Т.В. к административной ответственности по ч. 2.1 ст.14.16 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Начальником отдела полиции № 8 МУ МВД России «Иркутское» ФИО4 вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении Середкиной Т.В., согласно которого, последняя была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник Липин О.В. в интересах Середкиной Т.В. обратился в суд с жалобой, указав в ее обоснование, что считает его незаконным и необоснованным. Середкина Т.В. отрицает присутствие в магазине иных посторонних лиц, как и сам факт продажи несовершеннолетнему алкогольной продукции. Не дана правовая оценка тому обстоятельству, что в протоколе об административном правонарушении действия Середкиной Т.В. квалифицированы по п.1 ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ. При этом, в постановлении должностным лицом указано на нарушение Середкиной Т.В. ч. 2.1 ст.14.16 КоАП РФ. До вынесения постановления по делу защитник не был ознакомлен с материалами дела, ходатайство об ознакомлении не разрешено. Середкина Т.В. не была извещена о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении фактически рассматривалось по адресу: г. Иркутск, ул. Сибирских Партизан, д. 22, с участием инспектора по делам несовершеннолетних ОП № 8 МУ МВД России «Иркутское» ФИО5, в отсутствие начальника ФИО4, однако, постановление вынесено начальником ОП № 8 МУ МВД России «Иркутское» ФИО4 Копия постановления о привлечении к административной ответственности не направлялась Середкиной Т.В. Также указал, что постановление не мотивировано, не отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. В постановлении не приведен анализ доказательств, подтверждающих виновность, нет доказательств, объективно подтверждающих факт незаконной продажи Середкиной Т.В. алкогольной продукции несовершеннолетнему. Просил постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события или состава административного правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление.
Середкина Т.В., защитник Липин О.В. надлежащим образом извещались о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. При указанных обстоятельствах, суд находит возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В силу ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как усматривается из представленных материалов, постановлением начальника отдела полиции № 8 МУ МВД России «Иркутское» ФИО4 Середкина Т.В. привлечена к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ.
Вместе с тем, состоявшийся по делу акт законным признать нельзя в силу следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Требования, предъявляемые к постановлению по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 данной статьи в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны дата и место рассмотрения дела.
Частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ определено, что постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Из материалов дела следует, что Середкина Т.В. была извещена о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается ее подписью в протоколе об административном правонарушении.
К настоящей жалобе заявителем приложена копия постановления начальника отдела полиции № 8 МУ МВД России «Иркутское» ФИО4 от 05.04.2022.
В деле об административном правонарушении, представленном суду, имеется постановление от 06.04.2022.
В копии постановления, приложенной к жалобе, имеются сведения о получении данного постановления Липиным Д.В. с расшифровкой подписи защитника, тогда как в постановлении, представленном должностным лицом, расшифровка подписи отсутствует.
Различные даты вынесения постановления не позволяют достоверно установить дату рассмотрения дела об административном правонарушении.
Кроме того, о рассмотрении дела на 06.04.2022 Середкина Т.В. не была уведомлена.
Санкция ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Вместе с тем, Середкиной Т.В. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, т.е. должностным лицом минимальный размер штрафа снижен наполовину, однако, в данной части постановление должностным лицом не мотивировано, имеется только ссылка на ст.ст. 4.1-4.3, что исключает возможность проверить обоснованность снижения штрафа. В связи с вышеизложенным, постановление начальника отдела полиции № 8 МУ МВД России «Иркутское» ФИО4 не отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Кроме того, согласно постановления Середкина Т.В. привлечена к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ. При этом, протокол об административном правонарушении в отношении Середкиной Т.В. составлен по п. 1 ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. Противоречия в данной части должностным лицом оставлены без внимания и никак не оговорены.
При таких обстоятельствах, следует признать, что при рассмотрении дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исследованы все обстоятельства дела, надлежащая правовая оценка имеющимся в деле доказательствам в их совокупности не дана.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку допущенные нарушения процессуальных требований являются существенными и могли повлиять на выводы должностного лица, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении Середкиной Т.В. подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела в Ленинском районном суде г.Иркутска жалобы защитника Липина О.В. срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение начальнику отдела полиции № 8 МУ МВД России «Иркутское» ФИО4
При новом рассмотрении дела необходимо учесть указанные в решении обстоятельства.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу защитника Липина О.В. удовлетворить частично.
Постановление начальника отдела полиции № 8 МУ МВД России «Иркутское» ФИО4 <адрес> от 06.04.2022 о привлечении Середкиной Т.В. к административной ответственности по ч. 2.1 ст.14.16 КоАП РФ – отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ, в отношении Середкиной Т.В. - вернуть на новое рассмотрение начальнику отдела полиции № 8 МУ МВД России «Иркутское» ФИО4
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения.
Судья М.Н. Заблоцкая