Дело № 2-1043/2021
78RS0017-01-2020-005727-16
09 ноября 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Мошевой И.В.,
при секретаре Григорьевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева В.А. к Федеральной налоговой службе Российской Федерации в лице Управления ФНС России по Санкт-Петербургу, Межрайонной ИФНС России № 10 по Санкт-Петербургу о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Истец Алексеев В.А. обратился в Петроградский районный суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Санкт-Петербурга о взыскании убытков в размере 71 300 руб., указав, что 25 мая 2020 года на номер телефона получил сообщение о списании с его счета в ПАО Сбербанк денежных средств в размере 5 554,84 руб. и 21,44 руб., обратился в Банк для уточнения причины списания, получив 25 мая 2020 года справку о том, что денежные средства были списаны со счета по исполнительному производству № (№) от 06.05.2020 ОСП по Центральному району Санкт-Петербурга; от пристава-исполнителя Зибряковой Н.А. ему стало известно, что с него была удержана задолженность по транспортному налогу на основании судебного приказа № 2а-838/2019-201 от ДД.ММ.ГГГГ, полученного МИФНС России № по Санкт-Петербургу в судебном участке № Санкт-Петербурга. Согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», удостоверению участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС серии Р №, инструкции МИНС РФ от 02.11.1999 № 54 «По применению закона РФ «О налогах и сборах на имущество физических лиц» он (Алексеев) имеет льготы и освобождён от уплаты налога. Ранее до 2012 года он был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, таким образом, взыскание транспортного налога было произведено не по месту его (Алексеева) жительства. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ООО «АГАТ» за юридической консультацией относительно законности действий государственных органов в части списания задолженности по транспортному налогу, заключил договор об оказании юридических услуг №, стоимость которых составила 71 300 руб. ООО «АГАТ» составило и направило запросы в ОСП по Центральному району Санкт-Петербурга, мировому судье судебного участка № 201, в МИФНС № 10, были получены копии постановления о возбуждении исполнительного производства, прекращении исполнительного производства в связи с исполнением, копия судебного приказа по делу № 2а-838/2019-201 от 08.11.2019, были направлены возражения на судебный приказ, судебный приказ был отменен. Направлено обращение в МИФНС России № 10 по Санкт-Петербургу, на основании которого налог на автомобиль РЕНО ЛОГАН за 2016-2018 годы на общую сумму 5 904,00 руб. был аннулирован в связи с переплатой по налогу в размере 5 535,00 руб. и пени 96,34 руб., на основании обращения в ИФНС России по Всеволожскому району с заявлением о возврате излишне уплаченного налога и пени переплата по налогу возвращена частично.
В ходе рассмотрения дела Петроградским районным судом Санкт-Петербурга по ходатайству представителя истца определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Санкт-Петербурга на надлежащего ответчика ФНС РФ, к участию в деле привлечен соответчик МИФНС России № 10 по Санкт-Петербургу (т.1 л.д.90).
Определением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 03.02.2021 гражданское дело передано по подсудности в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга (т.1 л.д.91-92).
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, указав, что убытки причинены ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, ссылаясь на ст.ст.15, 16, 1064, 1069 ГК РФ, ст.35 НК РФ, просил взыскать в его пользу с Федеральной налоговой службы Российской Федерации 71 300 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 2 339 руб. (т.1 л.д.240-241).
Истец Алексеев В.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель истца по доверенности Вербанова Л.В. в судебное заседание явилась, иск просила удовлетворить, пояснив, что начисление транспортного налога и его удержание МИФНС № 10 было произведено незаконно, о чем свидетельствует факт его перерасчета, в связи с чем истец имеет право на взыскание убытков, поскольку не обладает юридическими знаниями.
Представитель ответчика УФНС России по Санкт-Петербургу Шаркова Ю.А. по доверенности в судебное заседание явилась, в иске просила отказать, полагая, что отсутствует причинно-следственная связь между действиями государственных органов и понесенными истцом убытками, факт возникновения убытков истцом не доказан, расходы на оказание правовой помощи убытками не являются, расходы на оплату услуг ООО «АГАТ» не являлась необходимыми и не обусловлены действиями должностных лиц и государственных органов. Транспортный налог был начислен истцу ошибочно по причине непредставления актуальных сведений ГИБДД; при первом обращении Алексеева В.А. с заявлением транспортный налог был возвращен. Суду представлен отзыв на иск в письменной форме (т.1 л.д.78-83).
Представитель ответчика МИФНС России № 10 по Санкт-Петербургу Никитин П.С. в судебное заседание явился, в иске просил отказать; не оспаривая факт неправомерного начисления транспортного налога Алексееву В.А., пояснил, что инспектор налоговой инспекции действует на основании информации, которая поступает из государственных структур – УФМС, ГИБДД; на момент начисления транспортного налога имелась информация о том, что у налогоплательщика имеется транспортное средство, за которое необходимо уплатить налог; сведения о регистрации налогоплательщика по месту жительства были предоставлены на основании соглашения с УФМС. Полагал также, что отсутствует причинно-следственная связь между понесенными истцом расходами и теми действиями, которые произвела инспекция для взыскания транспортного налога, поскольку налоговая инспекция является открытой структурой, у налогоплательщика имеется личный кабинет, есть телефон горячей линии, имелась возможность получить консультацию и вопрос о возврате налога решить в течение одного дня. Суду представлен отзыв на иск в письменной форме (т.1 л.д.112-116, 139-146,242-248).
Представитель третьего лица Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Санкт-Петербургу Васильев Г.В. по доверенности в судебное заседание явился, полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суду представлен отзыв на иск в письменной форме (т.1 л.д.203-204).
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела № 2а-838/2019-201, поступившего из судебного участка № 201 Санкт-Петербурга, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 201 Санкт-Петербурга по делу № 2а-838/2019-201 был вынесен судебный приказ о взыскании с должника Алексеева В.А., зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимки по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы в размере 5 535,00 руб. и пени в размере 09 руб. 84 коп., начисленных в связи с несвоевременной уплатой налога на ДД.ММ.ГГГГ, а всего в сумме 5 544 рубля 84 коп., государственной пошлины в размере 200 руб. (т.1 л.д.20-21).
11 июня 2020 года Алексеев В.А. обратился к мировому судье судебного участка № Санкт-Петербурга с заявлением о направлении в его адрес копии судебного приказа (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ представил возражения относительно исполнения судебного приказа и заявление о восстановлении срока на подачу возражений (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Определением мирового судьи судебного участка № 201 Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ срок для подачи возражений относительно исполнения судебного приказа восстановлен, судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен (т.1 л.д.22).
На основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-838/2019-201 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району Санкт-Петербурга Зибряковой Н.А. ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ фактическим исполнением (т.1 л.д.7, 15-19).
ДД.ММ.ГГГГ Алексеев В.А. обратился в МИФНС России № 10 по Санкт-Петербургу по вопросу возврата переплаты по транспортному налогу. Письмом №р рекомендовано обратиться в ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области (ИФНС 4703) с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога по форме, утвержденной приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ). Дополнительно заявителю разъяснено, что у него имеется недоимка по транспортному налогу в размере 1 599,00 руб. и пени 556,76 руб. в связи с несвоевременной уплатой налога за 2014, 2015 годы перед ИФНС 4703. Заявление Алексеева В.А. о предоставлении льготы по транспортному налогу направлено по территориальной принадлежности в ИФНС 4703 (т.1 л.д.34-36).
ДД.ММ.ГГГГ Алексеев В.А. направил в адрес ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области заявления о возврате излишне уплаченного налога за 2016-2018 годы, заявление о возврате излишне уплаченных пени (т.1 л.д.24-32).
Платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № произвело в адрес Алексеева В.А. возврат излишне уплаченного налога в размере 3 377,31 руб. за вычетом образовавшейся недоимки по налогу (т.1 л.д.33).
В обоснование заявленных требований о взыскании убытков истцом в материалы дела представлен договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ООО «АГАТ», согласно которого исполнитель принимает к исполнению поручения заказчика об оказании юридических услуг, указанных в п.1.2 настоящего договора, для чего обязуется совершать юридически значимые и иные связанные с ними действия в объеме, оговоренном в настоящем договоре, а именно: помощь в подготовке проектов документов, запрос в ФИС, запрос в УФССП, запрос в Сбербанк, исковое заявление, юридическое сопровождение заказчика. Стоимость оказания юридических услуг составляет 71 300 руб., подлежащих оплате ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 226-226 об.).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору № № от ДД.ММ.ГГГГ пункт 1.2 договора изложен в следующей редакции: «Подготовка и подача заявлений в МИФНС № по Санкт-Петербургу, РОСП по Центральному району Санкт-Петербурга приставу-исполнителю, мировому судье судебного участка № о выдаче и отмене судебного приказа, по вопросу начисления транспортного налога. Составление и подача искового заявления по вопросу взыскания убытков, представление интересов в суде первой инстанции до вынесения решения судом» (т.1 л.д.57).
Суду представлена ксерокопия приходного кассового ордера без номера и даты, согласно которого ООО «АГАТ» от Алексеева В.А. принято 71 300 руб., основание Договор № ВЕ-290520/01 (т.1 л.д.59), квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 71 300 руб. (т.1 л.д.225).
В соответствии со ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В силу положений подпунктов 1 и 5 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право:
- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п.7 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Материалами дела установлено, что сумма излишне взысканного транспортного налога была возвращена на счет истца налоговым органом по месту его жительства (ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области) на основании соответствующего заявления Алексеева В.А. за вычетом недоимки по налогу. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и участниками процесса не оспариваются.
Как разъяснено в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (пункт 3 статьи 2 ГК РФ).
В этих случаях гражданами и юридическими лицами на основании статей 15, 16 и 1069 ГК РФ могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, вызванных в том числе необоснованным взиманием сумм экономических (финансовых) санкций, если законом не предусмотрено иное.
Исходя из существа рассматриваемого спора и вышеприведенных правовых норм, юридически значимыми обстоятельствами по делу является установление факта причинения истцу действиями должностных лиц МИФНС России № 10 по Санкт-Петербургу убытков, наличие вины причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями (бездействием) должностных лиц и причинением убытков.
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 указанного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1064 этого Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (пункт 1).
Согласно статье 1069 этого же Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу положений п.1 ст.83 Налогового кодекса российской Федерации в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
В соответствии с п.7 ст.83 Налогового кодекса Россий ской Федерации постановка на учет в налоговом органе физического лица осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и (или) сведений, полученных в соответствии с пунктами 1 - 6, 8 и 13 статьи 85 настоящего Кодекса, или на основании заявления физического лица, представленного в любой налоговый орган по его выбору.
В соответствии с п.3 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства…
Согласно п.11 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
В соответствии с п.29 Приказа Минфина РФ от 05.11.2009 N 114н "Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента" (утратил силу 29 декабря 2020 года) при изменении физическим лицом места жительства снятие его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства и указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, о факте регистрации по новому месту жительства, переданных налоговым органом по новому месту жительства физического лица не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений от указанных органов.
Снятие с учета в налоговом органе физического лица по прежнему месту жительства по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о факте регистрации физического лица по новому месту жительства, сообщенных органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме, установленной ФНС России.
Датой снятия с учета в налоговом органе физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации этого физического лица по новому месту жительства, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Учетное дело физического лица пересылается в налоговый орган по новому месту жительства этого физического лица в течение трех рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства.
Согласно п.30 Порядка снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться налоговым органом при получении им сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства, которая была осуществлена на основании Заявления о постановке на учет.
Материалами дела установлено, что Алексеев В.А. состоял на учете в МИФНС России № 10 по Санкт-Петербургу в качестве плательщика транспортного налога в связи с регистрацией по месту жительства по адресу: <адрес>.
22 марта 2012 года Алексеев В.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
В рассматриваемый период времени взаимодействие между органами, осуществляющими государственную регистрацию, и налоговый службой осуществлялось на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлениях взаимодействия и взаимного обмена информацией между Федеральной миграционной службой и Федеральной налоговой службой», согласно пунктам 4.1 и 4.3 которого органами ФМС России на местном уровне (уровне структурных подразделений территориальных органов ФМС России) предоставляются в налоговые органы сведения о регистрации физических лиц по месту жительства на бумажных носителях, а при возможности вышеуказанная информация предоставляется в электронном виде.
Согласно Соглашению о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой, утвержденному МВЖД Росии №, ФНС России № ДД.ММ.ГГГГ,в целях реализации пунктов 4,11 ст.85 Налогового коед5кса Российской Федерации порядок представления сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах в налоговые органы определяется в Порядке информационного взаимодействия при представлении в налоговые органы сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах в электронной форме, утверждение которого осуществляется уполномоченными структурными подразделениями и должностными лицами сторон.
ДД.ММ.ГГГГ подписано дополнение № к соглашению о взаимодействии между МВД России и ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №/ММВ-27-4/11, согласно которому порядок предоставления сведений в налоговые органы определяется в Порядке информационного взаимодействия при предоставлении в налоговые органы сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах в электронной форме, утверждаемом уполномоченными структурными подразделениями и должностными лицами МВД России и ФНС России.
До ДД.ММ.ГГГГ информационный обмен регионального уровня между подразделениями ГИБДД и ФНС был также предусмотрен приказом МВД России №, ФНС России № ММ-3-6/561 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы».
Между тем, сведения о постановке Алексеева В.А. на учет в ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области в связи с изменением места жительства из органов ФМС России, сведения из УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о снятии транспортного средства с учета в МИФНС России № 10 по Санкт-Петербургу в порядке ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации не поступали, налогоплательщик был снят с налогового учета в МИФНС России № 10 по Санкт-Петербургу 08 июля 2020 года в результате обращения с заявлением о снятии с налогового учета и перерасчёте сумм транспортного налога.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Алексеев В.А. является владельцем автомобиля RENO LOGAN г.р.з. №.
Ввиду изложенного МИФНС России № 10 по Санкт-Петербургу произведено Алексееву В.А. начисление сумм транспортного налога за 2016-2018 годы на автомобиль RENO LOGAN г.р.з. №. Указанные действия ответчика не являлись противоправными и отнесены к полномочиям налоговой службы. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик действовал виновно с целью причинения вреда истцу.
Принудительное взыскание транспортного налога было произведено в соответствии с законом, на основании судебного приказа, в рамках исполнительного производства и не находится в прямой причинно-следственной связи с действиями ответчиков.
По смыслу п.6 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченного налога носит заявительный характер, обусловлен усмотрением правообладателя. Удовлетворение такого требования представляет собой реализацию прав налогоплательщика, но при этом не свидетельствует о неправомерности действий (решений) соответствующих органов.
Поскольку судом не установлен факт виновных действий сотрудников налоговой инспекции в части взыскания с истца транспортного налога, не подтверждено наличие причинно-следственной связи между такими действиями и наступившими последствиями, указанные обстоятельства в силу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации исключают возможность удовлетворения требований Алексеева В.А. о взыскании понесенных убытков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Алексееву В.А. к Федеральной налоговой службе Российской Федерации в лице Управления ФНС России по Санкт-Петербургу, Межрайонной ИФНС России № 10 по Санкт-Петербургу о взыскании убытков - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись И.В.Мошева
Решение принято судом в окончательной форме 16 ноября 2021 года.