Судья Теплова С.Н. Гр. Дело № 33-11424/2022
(Номер дела в суде первой инстанции 2-677/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 ноября 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ереминой И.Н.,
судей Соболевой Ж.В., Топтуновой Е.В.,
при секретаре Гилязовой Р.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Вечкутова А.Н. на решение Самарского районного суда г. Самары от 10 июня 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Вечкутова А.Н. к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара, администрации г.о. Самара об обязании включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, оставить без удовлетворения»,
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Соболевой Ж.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Вечкутов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара, администрации г.о. Самара об обязании включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что решением Кошкинского районного народного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении сына Вечкутова А.Н. С ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником Богдановского детского дома <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывался в ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья <адрес>». По окончании 7 классов истец поступил на обучение в ГБПОУ СО «Профессиональное училище <адрес>», где учился в 8 классе вечерней школы и получал профессию. В связи с этим, был отчислен из ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ. истец окончил обучение в училище, после чего, проживал у сестры в <адрес>, позже сестра вышла замуж и переехала в пгт <адрес>. Сестра истца с целью помощи брату для дальнейшего трудоустройства, зарегистрировала Вечкутова А.Н. по месту жительства своей подруги: <адрес>. Истец по данному адресу был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако фактически в данном жилом помещении ни когда не проживал. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был осужден и отбывал наказание в ФКУ ИК№ общего режима, в связи с чем отсутствовала возможность обратиться с заявлением на обеспечение жилым помещением. В ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г. о. Самара с заявлением о включении его в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку на территории <адрес>, а также иной регистрации он не имеет. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара № истцу было отказано во включении в список. Истец с данным распоряжением не согласен, поскольку он никогда не являлся ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений истец просил признать отказ Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным; обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара включить Вечкутова А.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений; признать за Вечкутовым А.Н. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по договору найма специализированных жилых помещений.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Вечкутов А.Н., в лице представителя Строжевой Н.А., просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указано, что суд первой инстанции не дал правовой оценки тому обстоятельству, что у истца в собственности или по договору социального найма не было жилого помещения. Ранее регистрация Вечкутова А.Н. была в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности иным собственникам, носила формальный характер. Не учтено, что момента лишения родительских прав и до достижения 18-тилетия именно органы опеки и попечительства должны были инициировать подачу заявления о предоставлении жилого помещения. Более того, истец был направлен на воинскую службу, а далее отбывал наказание в местах лишения свободы. Будучи юридически неграмотным, он не знал и не мог знать о наличии у него права на предоставление жилого помещения. Таким образом, государство, не проявив никакой заботы о подростке, фактически лишило его права на получение данного вида льгот.
В заседании судебной коллегии представитель истца – Строжева Н.А. поддержала доводы жалобы, просила отменить решение суда, вынести новое, которым удовлетворить иск полностью.
В заседании судебной коллегии представитель ответчиков - Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара, администрации г.о. Самара – Алехина Т.Н. возражала по доводам жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
В силу статьи 327 и статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материала дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Кошкинского районного народного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1. и ФИО2. лишены родительских прав в отношении своего сына Вечкутова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ Вечкутов А.Н. являлся воспитанником Богдановского детского дома <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ Вечкутов А.Н. окончил обучение в училище.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Вечкутов А.Н. призван на действительную военную службу и направлен в часть. ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков части в связи с осуждением военным судом.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Вечкутов А.Н. был осужден и отбывал наказание в ФКУ № УФСИН России по Самарской области общего режима.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Вечкутова А.Н. имелась регистрация по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Вечкутов А.Н. зарегистрирован по месту фактического проживания по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Вечкутов А.Н. обратился в администрацию г. о. Самара с заявлением о включении его в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как он зарегистрирован на территории г. Самары и иной регистрации не имеет.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Вечкутову А.Н. оказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГГГ Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара разъяснил Вечкутову А.Н. о том, что в соответствии с действующим законодательством лица, которые достигли 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилым помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, поскольку по делу установлено, что с заявлением о принятии на учет для получения жилого помещения Вечкутов А.Н. обратилась ДД.ММ.ГГГГ году, в возрасте 47 лет, в то время как достижение возраста более 23-х лет влечет утрату статуса сироты и возможность постановки на соответствующий учет с целью получения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В силу статьи 33 Жилищного кодекса РСФСР, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу 1 марта 2005 года, были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ст. 57, в редакции, действующей до 01 января 2013 года).
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с 01 января 2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в редакции, действующей на 1998 год), было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Анализ жилищного законодательства позволяет сделать вывод, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке только до достижения возраста 23 лет, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе от 21.12.1996 N159-ФЗ.
Пункт 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР предусматривал заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного Списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список то субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
Как установлено судом и не отрицалось самим истцом, с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения по льготному основанию Вечкутов А.Н. до достижения им возраста 23 лет не обращался. Следовательно, поскольку истец обратился с заявлением о постановке на учет только ДД.ММ.ГГГГ году в возрасте 47 лет, он на момент обращения уже утратил потенциальное право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.
Вечкутову А.Н. исполнилось 18 лет ДД.ММ.ГГГГ, в ряды Советской армии он призван ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Вечкутов А.Н. был осужден и отбывал наказание в местах лишения свободы, то данное обстоятельство явилось следствием нарушения норм уголовного законодательства в результате противоправного поведения Вечкутова А.Н. и не дает оснований полагать, что он не имел реальной возможности для защиты и реализации своих жилищных прав, так как закон не ограничивает права данной категории лиц обращаться с запросами и заявлениями в органы государственной власти и органы местного самоуправления, однако никаких мер для постановки на учет истец не предпринимал, вместе с тем, постановка на учет носит заявительный характер.
Доводы Вечкутова А.Н. о ненадлежащем выполнении обязанностей по защите его жилищных прав органом опеки и попечительства, своевременно не поставившим его на жилищный учет до достижения им возраста 18 лет, не свидетельствуют об уважительности причин, по которым он самостоятельно не реализовал имеющееся у него право на предоставление жилого помещения.
Каких-либо доказательств наличия уважительных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, в качестве которых могут выступать, в том числе, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав истца в тот период, когда он был несовершеннолетним, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке Вечкутова А.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения им возраста 23 лет, установление обстоятельств того, что он до достижения возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не был поставлен на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, в материалы дела не представлено.
Таким образом, после прекращения опеки в силу достижения истцом совершеннолетия в ДД.ММ.ГГГГ на протяжении оставшихся 5 лет до достижения 23-летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако данного права не реализовал.
Обстоятельство того, что Вечкутов А.Н. узнал о наличии права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лишь в ДД.ММ.ГГГГ., не может служить уважительной причиной, препятствующей ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Доводы Вечкутова А.Н. о том, что он имеет право независимо от достижения возраста 23 лет на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм права, регулирующие спорные правоотношения.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судом не допущено.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328 -330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 10 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Чапаевск Самарской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: