Гр. дело № 2-59/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Санчурск 11 июня 2020 года
Санчурский районный суд Кировской области в составе судьи Швецовой Н.А.,
при секретаре Левашовой В.П.,
с участием заместителя прокурора Санчурского района Перешеина Н.В.,
представителя администрации Санчурского муниципального округа Кировской области Смирнова С.А,
главного специалиста – эксперта КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» Кислицыной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Санчурского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Санчурского муниципального округа Кировской области об обязании осуществить мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок твердых бытовых отходов,
установил:
прокурор Санчурского района Кировской области обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Санчурского муниципального округа Кировской области об обязании осуществить мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных:
- Кировская область, Санчурский муниципальный округ (бывшее Корляковское сельское поселение), на съезде вправо с автодороги Санчурск – Корляки (напротив дороги на д. Зверево) в 25 метрах от автодороги, за придорожной лесополосой, на земельном участке 20*10 метров;
- Кировская область, Санчурский муниципальный округ (бывшее Шишовское сельское поселение) на съезде вправо с автодороги Санчурск – Йошкар-Ола перед стелой «Совхоз Алексеевский» с правой стороны проселочной дороги примерно в 100 метрах от автодороги, на земельном участке 150*2 метров;
- на левом берегу реки Мамокша в 40 метрах западнее дома 32 ул. Заводская пгт Санчурск Санчурского муниципального округа Кировской области, на земельном участке площадью 10*5 метров;
- напротив въезда на полигон ТБО пгт Санчурск, который расположен в 4 км к северу от пгт Санчурск Санчурского муниципального округа кировской области, с южной стороны от автодороги Санчурск – Марийское Кубашево, на земельном участке перед въездом на территорию полигона с внешней стороны, по периметру автодороги вдоль огороженной части полигона, а также в придорожном кювете с правой стороны автодороги на протяжении 70 метров.
Требование мотивировано тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района проведенной прокуратурой района совместно с главным специалистом – экспертом КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» были выявлены указанные выше несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. Несанкционированные свалки представляют собой мешки с бытовым мусором, пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки, полиэтиленовые и бумажные пакеты, пустые коробки, различная пищевая тара и отходы от пищевых продуктов, старая одежда, а также другой бытовой мусор. Данные бытовые отходы размещены хаотично и разносятся порывами ветра по прилегающей территории.
Бытовые отходы, размещенные указанным способом на земельных участках, не защищены от воздействия атмосферных осадком и ветров, поверхность под отходами не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, что приводит к вредным последствиям для окружающей среды и здоровья граждан.
В соответствии с п. 3.7 «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
На основании изложенного, истец просил, обязать администрацию Санчурского муниципального округа Кировской области осуществить мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, указных выше.
В судебном заседании заместитель прокурора Санчурского района Кировской области Перешеин Н.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Ответчик представитель администрации Санчурского муниципального округа Кировской области Смиронов С.А. исковые требования признал. Последствия признания заявленных исковых требований, предусмотренные ст. 39, 173 ГПК РФ представителю ответчика разъяснены и понятны.
Главный специалист – эксперт КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» Кислицына Н.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала.
Изучив материалы дела, заслушав участников судебного разбирательства, суд пришел к следующим выводам.
Представителем ответчика в судебном заседании признан иск прокурора Санчурского района Кировской области. Последствия признания заявленных исковых требований, предусмотренные ст. 39, 173 ГПК РФ представителю ответчика разъяснены и понятны. Суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц, что в соответствии со ст. 173 ГПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (далее Закон №7-ФЗ).
В статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 2 указанной нормы к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 51 Закона №7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водонапорные площади, в недра и на почву; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.7 «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, совместно с главным специалистом – экспертом КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» были выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности администрации Санчурского муниципального округа Кировской области - выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов расположенных:
- Кировская область, Санчурский муниципальный округ (бывшее Корляковское сельское поселение), на съезде вправо с автодороги Санчурск – Корляки (напротив дороги на д. Зверево) в 25 метрах от автодороги, за придорожной лесополосой, на земельном участке 20*10 метров;
- Кировская область, Санчурский муниципальный округ (бывшее Шишовское сельское поселение) на съезде вправо с автодороги Санчурск – Йошкар-Ола перед стелой «Совхоз Алексеевский» с правой стороны проселочной дороги примерно в 100 метрах от автодороги, на земельном участке 150*2 метров;
- на левом берегу реки Мамокша в 40 метрах западнее дома 32 ул. Заводская пгт Санчурск Санчурского муниципального округа Кировской области, на земельном участке площадью 10*5 метров;
- напротив въезда на полигон ТБО пгт Санчурск, который расположен в 4 км к северу от пгт Санчурск Санчурского муниципального округа кировской области, с южной стороны от автодороги Санчурск – Марийское Кубашево, на земельном участке перед въездом на территорию полигона с внешней стороны, по периметру автодороги вдоль огороженной части полигона, а также в придорожном кювете с правой стороны автодороги на протяжении 70 метров.
Несанкционированные свалки представляют собой мешки с бытовым мусором, пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки, полиэтиленовые и бумажные пакеты, пустые коробки, различная пищевая тара и отходы от пищевых продуктов, старая одежда, а также другой бытовой мусор. Данные бытовые отходы размещены хаотично и разносятся порывами ветра по прилегающей территории. Бытовые отходы, размещенные указанным способом на земельных участках, не защищены от воздействия атмосферных осадком и ветров, поверхность под отходами не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, что приводит к вредным последствиям для окружающей среды и здоровья граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 89 – ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В ходе проверки установлено, что место расположения бытовых отходов (площадка) не обустроено в соответствии с СанПин 2.1.7.1322-03. Размещение отходов таким способом не препятствует попаданию на отходы атмосферных остатков, загрязнения осадков загрязняющими веществами, содержащимися в отходах и в дальнейшем загрязнения почвы и водных объектов. Указанный способ размещения (хранения) отходов является опасным для окружающей среды, а также для здоровья человека.
Таким образом, бездействие администрации Санчурского муниципального округа в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, влечет за собой угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Санчурского района Кировской области - удовлетворить.
Обязать администрацию Санчурского муниципального округа Кировской области осуществить мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных:
- Кировская область, Санчурский муниципальный округ (бывшее Корляковское сельское поселение), на съезде вправо с автодороги Санчурск – Корляки (напротив дороги на д. Зверево) в 25 метрах от автодороги, за придорожной лесополосой, на земельном участке 20*10 метров;
- Кировская область, Санчурский муниципальный округ (бывшее Шишовское сельское поселение) на съезде вправо с автодороги Санчурск – Йошкар-Ола перед стеллой «Совхоз Алексеевский» с правой стороны проселочной дороги примерно в 100 метрах от автодороги, на земельном участке 150*2 метров;
- на левом берегу реки Мамокша в 40 метрах западнее дома №2 ул. Заводская пгт Санчурск Санчурского муниципального округа Кировской области, на земельном участке площадью 10*5 метров;
- напротив въезда на полигон ТБО пгт Санчурск, который расположен в 4 км к северу от пгт Санчурск Санчурского муниципального округа кировской области, с южной стороны от автодороги Санчурск – Марийское Кубашево, на земельном участке перед въездом на территорию полигона с внешней стороны, по периметру автодороги вдоль огороженной части полигона, а также в придорожном кювете с правой стороны автодороги на протяжении 70 метров.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Санчурский районный суд.
Мотивированное решение вынесено 15 июня 2020 года.
Судья Н.А. Швецова