Дело № 2-238/2024 (2-5099/2023)
УИД 59RS0007-01-2023-003491-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2024 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием Корж Т.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту интересов Корж Т. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным и возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную пенсию,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Пермского района Пермского края, действующий в защиту интересов Корж Т.А., обратился в суд с иском к ОСФР по Пермскому краю, указав, что на основании обращения Корж Т.А., прокуратурой Пермского района Пермского края проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Корж Т.А. обратилась с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в назначении пенсии в связи с отсутствием стажа 25 лет. Периоды работы Корж Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ не включены в льготный стаж. Истец с данным решением не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее право на пенсионное обеспечение. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, прокурор Пермского района Пермского края, действующий в защиту интересов Корж Т.А., просит признать незаконным и отменить решение ГУ – ОПФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Корж Т.А. досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный страховой стаж Корж Т.А. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя <данные изъяты> объем выполняемой педагогической нагрузки составлял <данные изъяты> в неделю, при этом полная ставка предполагает выработку в <данные изъяты> в неделю, при соответственно объем выполняемой истцом работы составил не менее <данные изъяты>; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, объем педагогической нагрузки составлял <данные изъяты>; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с педагогической нагрузкой <данные изъяты> в неделю, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с педагогической нагрузкой <данные изъяты> в неделю, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с педагогической нагрузкой <данные изъяты> в неделю в должности <данные изъяты>
Истец Корж Т.А. в судебном заседании требования искового заявления, с учетом их уточнения, поддержала в полном объеме.
Прокурор Пермского района Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее представитель прокуратуры Пермского района Пермского края ФИО5 участвовала в судебном заседании, иск поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Ранее в судебном заседании просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Согласно указанным возражениям, Корж Т.А. обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ. Специальный стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в специальный стаж, поскольку не подтвержден факт работы на полную ставку. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ году УПФР в Ленинском районе г. Перми (межрайонное) проведена документальная проверка факта льготной работы Корж Т.А. в <данные изъяты> в ходе которой не представлено наличие приказов о приеме по совместительству по другой должности в ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку работа истца в других должностях протекала на условиях внутреннего совмещения, и отсутствовал факт приема на работу по совместительству на должность <данные изъяты> на полную ставку, правовых оснований для суммирования стажа не имеется. Спорные периоды работы истца в МОУ <данные изъяты> не подлежат включению в специальный стаж. Кроме того, лицевой счет истца по указанным периодам работы не содержит кода льготы педагогической деятельности в вышеуказанные периоды.
Суд, заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту, Закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Как предусмотрено частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Как указано выше, частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
В части 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с учетом спорных периодов применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, периоды работы, выполнявшейся до 01.09.2000 в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Корж Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (копия паспорта на л.д. 30), обратилась в ГУ – ОПФ РФ по Пермскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (л.д. 51-53).
Решением ГУ – ОПФ РФ по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 9-10, 57-58).
В специальный стаж истца не были включены следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, так как данные должности не соответствуют должностям, предусмотренным Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, так как в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пении по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ должны осуществляться в объеме полной ставки в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного трудовым законодательством;
- а также периоды нахождения в командировках и на курсах.
Специальный стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исчислен продолжительностью <данные изъяты> (л.д. 54-56).
Не согласившись с исключением из специального стажа периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Импульс», истец обратилась с настоящими исковыми требованиями.
01.01.2023 ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Согласно трудовой книжке (л.д. 26-29, 73-76) истец Корж (Верещагина) Т.А., ДД.ММ.ГГГГ принята переводом на должность <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Работа в должностях «воспитатель», «учитель» включена в Список, как утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так и утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», так и утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», которые подлежат применению к спорным периодам работы истца.
Рассматривая требования истца о включении спорных периодов ее работы в специальный стаж, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении его требований в силу следующего.
По периодам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению.
Так, в архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истцу Управлением образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный округ» (л.д. 20) содержатся сведения о том, что в документах архивного фонда «Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» в тарификационных списках работников МОУ Мостовская средняя общеобразовательная школа (после переименования – МОУ «Мостовская основная общеобразовательная школа») значится Корж Т.А. в следующих должностях и имеет педагогическую нагрузку:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Основанием для выдачи архивной справки являлись тарификационные списки работников МОУ Мостовская средняя общеобразовательная школа (МОУ «Мостовская основная общеобразовательная школа») за ДД.ММ.ГГГГ учебные годы.
Указанные тарификационные списки, содержатся в материалах дела (л.д. 77-88, 169-178).
Также МКУ «Архив Пермского муниципального округа» представлены копии лицевых счетов по зарплате Корж Т.А. за ДД.ММ.ГГГГ Одновременно сообщено, что приказы по личному составу за ДД.ММ.ГГГГ личные дела и личные карточки уволенных работников <данные изъяты> на архивное хранение не поступали (л.д. 91-162).
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной Управлением образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный округ» по запросу прокурора <адрес> (л.д. 180), в документах архивного фонда «Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» в тарификационных списках работников <данные изъяты> (после изменения статуса и переименования в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> значится Корж Т.А. в следующих должностях и имеет педагогическую нагрузку:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно приказу <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность» <данные изъяты> Корж Т.А. назначена на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18, 181).
Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Корж Т.А. уволена с занимаемой должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (л.д. 182).
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что специалистом-экспертом отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ – УПФР в Ленинском районе г. Перми (межрайонное) проведена проверка факта льготной работы Корж Т.А. в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой установлено, что Корж Т.А. осуществляла основную работу в должности <данные изъяты> с нагрузкой 0,75 м ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> с нагрузкой 1 ставка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности <данные изъяты>.
Как следует из материалов дела (тарификационных списков (л.д. 77-90, 169-178), лицевых счетов (л.д.. 92-167), приказа от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 181, 217) истец также в указанное время работа в должности воспитателя интерната на ставке 0,75.
Указанные обстоятельства также подтверждаются актом ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 197-214).
Интернат не являлся самостоятельным юридическим лицом, являлся структурным подразделением <данные изъяты> и был ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 183-185).
<данные изъяты>» располагалась в сельской местности <адрес>) и была реорганизована – присоединена к <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 186-190, 192-193).
В силу ч. 1 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному Постановлению. Пунктом 2 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставке заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.
Как указывалось выше, списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в пункте 1 раздела «Наименование должностей предусмотрены должности учитель, воспитатель, заместитель директора, деятельность которого связана с (воспитательным) процессом; пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены общеобразовательные учреждения: школы всех наименований.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных этим же постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных Правилами.
То есть, пункт 4 Правил предусматривает возможность определения факта полного рабочего времени при выполнении работы по двум или нескольким должностям с неполным рабочим временем по каждой из включаемых в список должностей путем суммирования частей ставок заработной платы, выплаченных за отработанное время по каждой должности. Как следует прямо из указанного пункта, отсутствие возможности суммирования нормы рабочего времени должно быть прямо предусмотрено настоящим Правилами.
Каких-либо исключений относительно невозможности суммирования нормы рабочего времени по должностям заместителя директора по воспитательной работе и воспитателя Правила не содержат.
Факт работы истца на 1 ставку (путем суммирования 0,75 ставки <данные изъяты> интерната и 0,25 ставки должности <данные изъяты>) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица, представленной ОСФР по Пермскому краю.
Также материалами дела подтверждается факт работы истца на 1 ставку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (путем суммирования 0,75 ставки воспитателя интерната и на 0,<данные изъяты>
Поскольку истец в спорный период путем суммирования ставок по каждой из должностей выполняла полную педагогическую нагрузку, спорные периоды работы подлежат включению в ее специальный стаж и исключен ответчиком необоснованно.
Правила не содержат какого-либо исключения относительно невозможности суммирования нормы рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки) по должностям учителя и воспитателя интерната.
Кроме того суд в отношении периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд считает необходимым отметить следующее.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Из названных нормативных правовых актов, действовавших в спорные периоды, следует, что предусмотренное пунктом 6 Правил исключение из общего условия о необходимости с ДД.ММ.ГГГГ выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), распространяется на всех учителей общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности, (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ).
Периоды работы учителей в общеобразовательных школах, расположенных в сельской местности, включаются в стаж на соответствующих видах работ независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Так как <данные изъяты> находилась в сельской местности, работа истца в должности <данные изъяты> в школе подлежит включению в специальный стаж вне зависимости от объема выполняемой учебной нагрузки
На основании изложенного, с учетом установленных фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежат включению следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение ГУ – ОПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения из специального стажа Корж Т.А. указанных периодов, следует признать незаконным.
Одновременно истцом заявлены требования о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы в <данные изъяты>
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный округ» (л.д. 16 оборот-17), Корж Т.А. работала <данные изъяты> по совместительству в социально-педагогическом отделе МОУ ДОД «Детско-юношеский центр дополнительного образования для детей» (после переименования в 2013 году – МАОУ ДО «Детско-юношеский центр «Импульс»):
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Основанием для выдачи архивной справки являлись книги приказом МОУ ДОД «Детско-юношеский центр дополнительного образования для детей» по личному составу за ДД.ММ.ГГГГ тарификационные списки работников МОУ ДОД «Детско-юношеский центр дополнительного образования для детей» за ДД.ММ.ГГГГ учебные годы.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в пункте 2 раздела «Наименование должностей» предусмотрен педагог дополнительного образования, в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), в том числе центры дополнительного образования для детей.
Согласно пункту 12 Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 01 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Как следует из разъяснений, изложенных в абзаце 6 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка в учреждениях, указанных исключительно в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с 01 января 2001 года, если на указанную дату у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы (независимо от ее продолжительности) в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года (пункт 12 Правил). При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.
Из названных нормативных правовых актов и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что для включения периодов работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольных учреждениях), начиная с 01 января 2001 года, в стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», введены обязательные условия, а именно: у лица на 01 января 2001 года должен иметься стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; и факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитывается.
Таким образом, работа Корж Т.А. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только в том случае, если на ДД.ММ.ГГГГ она имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее <данные изъяты> и факт работы в таких учреждениях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом, и не оспорено истцом, на ДД.ММ.ГГГГ у нее не имелось требуемого стажа работы в указанной должности в учреждениях, указанных в Списке, и она не имела фактов работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений», что свидетельствует об отсутствии оснований для включения в льготный стаж периодов работы в учреждении дополнительного образования после ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» спорных периодов работы в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>
Требований о включении в специальный стаж истца иных периодов не заявлено, иск рассмотрен судом по заявленным требованиям.
Таким образом, включению в специальный стаж истца дополнительно подлежат периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев 1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>
Ответчиком признано за истцом специальный стаж продолжительностью <данные изъяты>, с учетом включенных судом периодов специальный стаж составляет <данные изъяты> что является недостаточным для назначения истцу пенсии.
Учитывая изложенное, требования Прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту интересов Корж Т.А., подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту интересов Корж Т. А., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения из специального стажа Корж Т. А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; включить указанные периоды работы в специальный стаж Корж Т. А..
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19 апреля 2024 года.
Судья: О.П. Берсенёва