РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06.04.2023 г. г.о. Самара
Октябрьского районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мининой О.С.,
при секретаре Алексеевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-515/2023 по иску ТСЖ «Стара-Загора 50» к Ткаченко (Чесновой) Кристине Игоревне о взыскании задолженности по оплате жилищно – коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Стара-Загора 50» обратилось в суд с исковым заявлением к Ткаченко (Чесновой) Кристине Игоревне о взыскании задолженности по оплате жилищно – коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ТСЖ «Стара-Загора 50», в соответствии с Уставом, является некоммерческой организацией, осуществляющей управление общим имуществом и обеспечивающей содержание, ремонт и эксплуатацию общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: адрес. Ткаченко К.И. на праве собственности, в доме, распложенном по адресу: адрес принадлежит 1/2 доля жилого помещения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.10.2022 г. В настоящее время за ней имеется задолженность по коммунальным платежам, за период с 01.08.2017 г. по 30.06.2020 г., в размере 231 836 руб. 62 коп. Также, Ткаченко имеет задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт, за период с 01.08.2014 г. по 30.09.2019 г., в размере 14 194.14 руб. С августа 2014 г. фонд капитального ремонта многоквартирного дома (МКД) по адресу: адрес формировался на счёте НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (НО «ФКР»), эта организация выставляла квитанции на оплату с 01.08.2014 г. по 30.09.2019 г. В период с 02 ноября 2018 г. по 17 декабря 2018 г., состоялось общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) адрес, проходившее в форме очно-заочного голосования об изменении способа формирования фонда капитального ремонта МКД. Было принято решение (протокол № 1 от 19.12.2018 г.) - изменить способ формирования фонда капитального ремонта МКД по адресу: адрес со счета регионального оператора на специальный счет. Владельцем специального счета стало ТСЖ «Стара-Загора 50». Открыт в Поволжском банке ПАО Сбербанк г. Самара специальный счёт для формирования фонда капитального ремонта МКД по адресу: адрес. С октября 2019 г. ТСЖ «Стара-Загора 50» начало выставлять квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт. В связи с чем, ТСЖ «Стара - Загора № 50» рассчитаны пени за просрочку коммунальных платежей, за период с 01.08.2017 г. по 30.06.2020 г., которые составили 25 064.01 руб., а также пени за просрочку платежей за капитальный ремонт с 01.08.2014 г. по 30.09.2019 г., которые составили 2 852.51 руб. Таким образом, заявленные ТСЖ «Стара Загора 50» требования в отношении Ткаченко К.И. возникли в связи с использованием должником услуг, но не оплаченными надлежащим образом, а также возникли в связи с отсутствием надлежащей оплаты по капитальному ремонту. 01.08.2022 г. определением мирового судьи судебного участка № 36 Октябрьского судебного района г. Самары судебный приказ по делу № 2-1411/20 отменен, также отменен судебный приказ по делу № 2-3058/2020.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, с учетом уточнений исковых требований, просит суд взыскать с Ткаченко Кристины Игоревны в пользу ТСЖ «Стара - Загора 50» ИНН/КПП: №... задолженность по оплате коммунальных услуг, за период с 01.08.2017 г. по 30.11.2023 г., в сумме 280 155,19 руб., пени за просрочку платежей в размере 68 301,76 руб., за период с 11.09.2017 г. по 17.01.2023 г.; задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 1 653,31 руб., пени за просрочку платежей за капитальный ремонт 7 211,86 руб., а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 7 503,47 руб.
В судебном заседании представитель истца Горлов Д.Е., уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – Глумова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования в части наличия основного долга по оплате коммунальных платежей и взносов за капитальный ремонт признала, размер пени просила уменьшить; пересчитать размер госпошлины пропорционально удовлетворенным требованиям.
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
На основании ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное имущество является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании ст. 155 Жилищного кодекса РФ члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органом управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии со ст. 137 Жилищного кодекса РФ, товарищество собственников жилья вправе: заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме…
Согласно ч. 1 ст. 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В пункте 3 ст. 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области", обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 6.1 статьи 8 настоящего Закона.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Региональная программа).
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 171 Жилищного Кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ «Стара-Загора 50», в соответствии с Уставом, является некоммерческой организацией, осуществляющей управление общим имуществом и обеспечивающей содержание, ремонт и эксплуатацию общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: адрес.
Ткаченко К.И. на праве собственности, в доме, распложенном по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С августа 2014 г. фонд капитального ремонта многоквартирного дома (МКД) по адресу: адрес формировался на счёте НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (НО «ФКР»), эта организация выставляла квитанции на оплату с 01.08.2014 г. по 30.09.2019 г.
В период с 02 ноября 2018 г. по 17 декабря 2018 г. состоялось общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) адрес, проходившее в форме очно-заочного голосования об изменении способа формирования фонда капитального ремонта МКД, на котором, в частности, принято решение (протокол № 1 от 19.12.2018 г.) - изменить способ формирования фонда капитального ремонта МКД по адресу: адрес, со счета регионального оператора на специальный счет. Владельцем специального счета стало ТСЖ «Стара-Загора 50».
В Поволжском банке ПАО Сбербанк г. Самара открыт специальный счёт для формирования фонда капитального ремонта МКД по адресу: адрес. С октября 2019 г. ТСЖ «Стара-Загора 50» начало выставлять квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт.
Вместе с тем, установлено, что ответчик свои обязательства по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт исполняет ненадлежащим образом, в результате чего, у нее образовалась задолженность.
01.08.2022 г. определением мирового судьи судебного участка № 36 Октябрьского судебного района г. Самары судебный приказ по делу № 2-1411/2020 отменен; также отменен судебный приказ по делу № 2-3058/2020.
Согласно уточненному истцом расчету, произведенному с учетом ранее взысканной суммы задолженности по капитальному ремонту (судебный приказ № 2 – 778/2018) и представленных чеков об оплате, ответчик имеет задолженность по оплате коммунальных услуг, за период с 01.08.2017 г. по 30.11.2023 г. в сумме 280 155,19 руб.; задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 1 653,31 руб.
Ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств неверности произведенного истцом уточненного расчета и письменных доказательств, подтверждающих оплату вышеуказанных услуг в пользу иной управляющей компании за спорный период.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с требованиями закона потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи, ответчик, являясь собственником вышеуказанной квартиры, не осуществляет оплату коммунальных платежей и взносов за капитальный ремонт, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, за период с 01.08.2017 г. по 30.11.2022 г., в сумме 280 155, 19 руб.; задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, за период 01.02.2018 г. по 30.11.2022 г., в сумме 1 653, 31 руб., заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Суд принимает также признание иска ответчиком в части взыскания задолженности по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги и задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, как не противоречащее закону и не нарушающее прав и законных интересов других лиц, и в соответствии со ст.173 ГПК РФ признает иск в указанной части подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Истцом заявлены также требования о взыскании с ответчика пеней за просрочку платежей по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги в размере 68 301,76 руб., за период с 11.09.2017 г. по 17.01.2023 г.; пени за просрочку платежей за капитальный ремонт в размере 7 211,86 руб.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика пени за нарушение срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, капитальный ремонт за заявленный истцом период, суд исходит из следующего.
Правительством РФ принято Постановление от 28 марта 2022 г. № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», согласно которому введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением застройщиков многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов.
Указанное постановление вступило в силу со дня его официального опубликования 01.04.2022 г. и действует в течение шести месяцев (по 01.10.2022 г.).
В соответствии с п. 1 ст. 9.1. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей данной статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством РФ.
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда от 24 декабря 2020 г. № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что целью введения моратория, предусмотренного указанной статьей, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам.
В силу подп. 2 п. 3 ст. 9.1. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абз. 5 и 7-10 п. 1 ст. 63 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абз. 10 п. 1ст. 63 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Как разъяснено в п. 7 указанного постановления Пленума Верховного Суда, в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 Налогового кодекса РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подп. 2 п. 3 ст. 91, абз. 10 п. 1 ст. 63 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подп. 2 п. 3 ст. 91, абз. 10 п. 1 ст. 63 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
01.10.2022 г. действие моратория не продлено.
При таких обстоятельствах, за период, начиная с 01.04.2022 г. по 01.10.2022 г., не подлежат взысканию неустойки, пени.
При этом, определяя размер пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт за указанный период, суд, руководствуясь ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 22 от 27 июня 2017 года "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", пеня, установленная ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор, в соответствии с ч. 1 ст. 333 ГК РФ, в случае ее явной несоразмерности, учитывая конкретные обстоятельства дела, период образования задолженности и время обращения истца в суд, считает, что пеня, начисленная ответчику, не соответствует ущербу, причиненному истцу, в связи с чем, полагает возможным применить положения ст. 333 ГК РФ и уменьшить размер пени за просрочку платежей до 20 000 руб., пени по оплате взносов на капитальный ремонт до 500 рублей.
По правилам ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу ТСЖ «Стара – Загора 50» подлежат взысканию также расходы по оплате госпошлины, пропорционально размеру удовлетворенных требований, в сумме 6 223, 08 руб., несение которых истцом подтверждается представленными в материалы дела платёжными поручениями.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования ТСЖ «Стара - Загора 50» к Ткаченко (Чесновой) Кристине Игоревне о взыскании денежных средств- удовлетворить частично.
Взыскать с Ткаченко Кристины Игоревны (СНИЛС №... в пользу ТСЖ «Стара - Загора 50» (ИНН №... задолженность по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, за период с 01.08.2017 г. по 30.11.2022 г., в сумме 280 155, 19 руб.; пени за просрочку платежей по оплате коммунальных услуг в размере 20 000 руб., сумму задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, за период 01.02.2018 г. по 30.11.2022 г., в сумме 1 653, 31 руб., пени за просрочку платежей за капитальный ремонт в размере 500 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 223, 08 рублей, а всего взыскать 308 531,58 (триста восемь тысяч пятьсот тридцать один) рубль 58 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательной форме решение суда изготовлено 13.04.2023 г.
Судья подпись О.С. Минина
Копия верна.
Судья:
Секретарь: