Судья Корчева А.С. Дело № 12-1363/2020-7-161К
53RS0022-01-2021-004549-46
РЕШЕНИЕ
06 июля 2021 года Великий Новгород
Судья Новгородского областного суда, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55, стр. 1, Алещенкова И.А.,
при секретаре Елисеевой К.А.,
с участием Федоровой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу Ф. на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 10 декабря 2020 года, которым
постановление № <...> заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области К. от 01 октября 2020 года (резолютивная часть объявлена 28 сентября 2020 года), вынесенное в отношении должностного лица – <...> Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области Ф. о привлечении к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей изменено,
установлена дата совершения административного правонарушения как 15 июля 2020 года, в остальной части постановление оставлено без изменения,
установил:
18 сентября 2020 года специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее Новгородское УФАС России) П. в отношении должностного лица – <...> Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области (далее Комитет) Ф. составлен протокол <...> об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, за неисполнение законного предписания территориального органа Федеральной антимонопольной службы о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Постановлением № <...> заместителя руководителя Новгородского УФАС России К. от 01 октября 2020 года должностное лицо – <...> Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области Ф. привлечена к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей.
В жалобе в порядке пересмотра Ф., по существу повторяя доводы жалобы в районный суд, ставит вопрос об отмене постановления от 01 октября 2020 года и решения судьи районного суда от 10 декабря 2020 года и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения.
Решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 10 декабря 2020 года, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Ф., указанное постановление по делу об административном правонарушении изменено, установлена дата совершения административного правонарушения как 15 июля 2020 года, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Новгородского областного суда от 04 февраля 2021 года постановление № <...> заместителя руководителя Новгородского УФАС России К. от 01 октября 2020 года и решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 10 декабря 2020 года в отношении Ф. отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, заместитель руководителя Новгородского УФАС России К. обратился с жалобой в порядке статей 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30 апреля 2021 года указанная жалоба удовлетворена, решение судьи Новгородского областного суда от 04 февраля 2021 года, состоявшееся в отношении Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, отменено, дело возвращено в Новгородский областной суд на новое рассмотрение.
Представитель Новгородского УФАС России в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
С учетом мнения лица, участвующего в деле, наличия сведений о надлежащем извещении участника процесса, при отсутствии оснований для отложения судебного разбирательства, согласно пункту 4 части 2 статьи 30.6, части 2 статьи 25.1, статьи 25.15 КоАП РФ, дело рассмотрено без участия неявившегося лица.
Проверив материалы дела в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), изучив доводы, изложенные в жалобе, возражения Новгородского УФАС России относительно жалобы, представленные в письменной форме, выслушав Ф., поддержавшую жалобу, судья приходит к следующим выводам.
Согласно статье 36 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
В соответствии с частями 1 и 2 Федерального закона № 135-ФЗ за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.
Согласно части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Из буквального толкования диспозиции части 2.1 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания антимонопольного органа.
Как установлено должностным лицом Новгородского УФАС России и судьей районного суда, а также следует из материалов дела, организатором конкурса – Комитетом проводился конкурс на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на водных объектах Новгородской области, извещение № <...> о проведении которого было размещено на официальном сайте 26 марта 2020 года (лот <...>).
10 июня 2020 года в Новгородское УФАС России поступила жалоба ИП С. на действия конкурсной комиссии организатора торгов - Комитета при проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на водных объектах Новгородской области.
По итогам рассмотрения указанной жалобы 19 июня 2020 года комиссией по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Новгородского УФАС России принято решение № <...>, в соответствии с которым в действиях конкурсной комиссии организатора торгов - Комитета установлены нарушения, организатору торгов – Комитету и его конкурсной комиссии выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с выданным Комиссией УФАС по Новгородской области предписанием от 19 июня 2020 года № <...>, Комитет и его конкурсная комиссия в 15-дневный срок со дня получения предписания обязаны устранить нарушения части 4 статьи 33.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и подпунктом А пункта 15 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2008 года <...>, допущенное при проведении рассматриваемого открытого конкурса, и с этой целью: отменить протокол заседания комиссии по проведению конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на водных объектах Новгородской области <...> от 04 июня 2020 года в отношении лота <...>, составленный комиссией в ходе проведения открытого конкурса; обеспечить размещение информации об отмене протокола в отношении лота <...> на официальном сайте Комитета в сети «Интернет»; уведомить лиц, подавших заявки на участие рассматриваемом открытом конкурсе по лоту <...> об отмене вышеуказанного протокола и необходимости повторного внесения задатка для повторного проведения процедуры рассмотрения заявок (в случае отзыва или возвращения ранее внесенных задатков); назначить новую дату и время процедур рассмотрения заявок, а также оценки и сопоставления заявок на участие в рассматриваемом открытом конкурсе по лоту <...>, а также известить об этом участников конкурса по лоту <...>; повторно провести процедуру рассмотрения заявок, поданных на участие в вышеуказанном открытом конкурсе (лот <...>) в соответствии с требованиями действующего законодательства и оформить протокол, руководствуясь мотивировочной частью решения от 19 июня 2020 года, указанного в преамбуле настоящего предписания, а также известить участников конкурса о результатах рассмотрения заявок.
В пятидневный срок со дня исполнения пункта 1 предписания представить в УФАС по Новгородской области документальные доказательства его исполнения.
Копия решения Комиссии УФАС по Новгородской области от 19 июня 2020 года и предписания от 19 июня 2020 года получены Комитетом 29 июня 2020 года.
В полном объеме предписание Новгородского УФАС России исполнено 30 октября 2020 года.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 9 сентября 2020 года по делу № <...>, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 года, решение и предписание УФАС по Новгородской области от 19 июня 2020 года признаны законными и обоснованными.
Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Так, в установленный срок предписание конкурсной комиссией исполнено не было, что стало основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении <...> - Комитета Ф.
Виновность Ф. в совершении административного правонарушения подтверждается: решением № <...> от 19 июня 2020 года, предписанием от 19 июня 2020 года, протоколом об административном правонарушении, в котором отражено существо правонарушения от 18 сентября 2020 года, другими материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Ф. не является должностным лицом, которое могло быть привлечено к административной ответственности, основаны на неверном толковании права и не могут быть приняты судом.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Приказом Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области от 16 марта 2020 № 21 утвержден Порядок деятельности комиссии по проведению конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства и состав комиссии по проведению конкурса, членом которой указан в том числе <...> Комитета Ф.
Таким образом, Ф. включена в состав комиссии по проведению конкурса как должностное лицо Комитета, осуществляющее профессиональную служебную деятельность в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и несет ответственность за неисполнение предписания Новгородского УФАС России.
Ссылки подателя жалобы на то, что предписание не было вручено Ф., что повлекло нарушение ее права узнать о юридически значимом событии, опровергаются материалами дела и не являются основанием для отмены решения.
Так, материалами дела подтверждено направление предписания в адрес Комитета, должностным лицом которого является Ф. Доказательств того, что члены комиссии организатора торгов не были своевременно ознакомлены с предписанием от 19 июня 2021 года, материалы дела не содержат. Резолютивная часть решения и предписания оглашен 19 июня 2020 года в присутствии представителей Комитета.
При таких обстоятельствах, следует признать, что административный орган принял меры по уведомлению членов комиссии организатора торгов, в том числе Ф., о выдаче предписания.
Доводы жалобы о нарушении процессуальных норм, влекущих нарушение права на защиту тем, что судом нарушен срок рассмотрения ходатайства о признании протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, опровергаются материалами дела и не могут быть приняты судом.
Согласно материалам дела, ходатайство, заявленное в ходе рассмотрения дела 11 ноября 2020 года, правомерно рассмотрено судьей районного суда в день его подачи, о чем вынесено соответствующее определение.
Вместе с тем, указанное определение обжалованию не подлежит, а Ф. не лишена возможности ознакомиться с текстом указанного определения через ознакомление с материалами дела об административном правонарушении, а также путем получения копии указанного определения.
Вопреки доводам жалобы, оснований для признания протокола об административном правонарушении от 18 сентября 2020 года ненадлежащим доказательством, не имеется.
Доводы жалобы о том, что нарушен порядок вынесения постановления по делу об административном правонарушении, поскольку в материалах дела отсутствует резолютивная часть не соответствует материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Как усматривается из представленных материалов, рассмотрение дела об административном правонарушении Новгородским УФАС России состоялось 28 сентября 2020 года, после рассмотрения дела объявлена резолютивная часть постановления, в полном объеме постановление изготовлено 01 октября 2020 года, что вышеприведенным требованиям КоАП РФ, не предусматривающим изготовление и приобщение к материалам дела резолютивной части постановления, не противоречит.
Указание в жалобе на отсутствие события административного правонарушения связано с результатами субъективно иной оценки доказательствам, данной автором жалобы.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы общества и отмены или изменения обжалуемого судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 10 декабря 2020 года, которым изменено постановление № <...> заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области К. от 01 октября 2020 года (резолютивная часть объявлена 28 сентября 2020 года), вынесенное в отношении должностного лица – <...> Новгородской области Ф. о привлечении к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей, установлена дата совершения административного правонарушения как 15 июля 2020 года, в остальной части постановление оставлено без изменения, - оставить без изменения, жалобу Ф. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Новгородского
областного суда И.А. Алещенкова