Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1290/2023 ~ М-353/2023 от 31.01.2023

Дело №2-1290/2023

УИД 61RS0003-01-2023-000426-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2023 года г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Строителевой О.Ю.,

при помощнике Неплюевой А.М.,

с участием истца Сидорова В.Л.

представителя ответчика Галкиной К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорова В.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании отказа не соответствующим требованиям законодательства и обязании принять меры по выделению слухового аппарата,

УСТАНОВИЛ:

Сидоров В.Л. (далее истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее ответчик, ОСФР по Ростовской области) о признании отказа не соответствующим требованиям законодательства и обязании принять меры по выделению слухового аппарата.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он инвалид 3-й группы по общему заболеванию (справка об инвалидности серия МСЭ-2016 ).

ДД.ММ.ГГГГ обратился через МФЦ с заявлением к ответчику о дополнении его программы реабилитации путем включения в нее предоставления слухового аппарата.

Существо его обращения к ответчику сводилось к тому, что истец в течении 2020-2022 гг. трижды тяжело переболел ковидом, в результате стал резко терять слух. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО «Мастер Слух» и прошел исследование. В заключении врача судолога указан диагноз: Н90.3 Хроническая двусторонняя сенсоневральная тугоухость справа 2 степени, слева 2-3 степени. Рекомендовано слухопротезирование заушными цифровыми программируемыми многоканальными высокотехнологичными слуховыми аппаратами средней мощности с индивидуальными ушными вкладышами. В декабре 2022 истец сильно переболел гриппом и слух еще сильнее упал, в связи с чем он обратился в поликлинику к врачу лору, которым выдано направление в ГБУ РО «РОКБ».

ДД.ММ.ГГГГ истец прошел осмотр у врача-судолога, которым поставлен диагно: 2-х сторонняя нейросенсорная тугоухость 3-й степени. Рекомендовано слухопротезирование на правое ухо заушным цифровым слуховым аппаратом мощным программным многоканальным с индивидуальными ушными вкладышами.

Между тем, несмотря данные обстоятельства, истец получил отказ ответчика в предоставлении средства реабилитации, который он истец считает незаконным.

Так, отказ ответчика мотивирован тем, что в предоставляемой ему в 2018 индивидуальной программе реабилитации и абилитации ДД.ММ.ГГГГ/2018 от ДД.ММ.ГГГГ не содержится рекомендаций в нуждаемости данным техническим средством. Действительно в 2018 году у истца не было никаких проблем со слухом и естественно о включении слухового аппарата в ИПРА вопроса не возникало.

Ссылаясь на данные обстоятельства, истец, просил признать письмо Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ростовской области б/н от 2023 «Об обеспечении инвалидов техническими средствах реабилитации» не соответствующим требованиям действующего законодательства. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ростовской области принять исчерпывающие меры по выделению слухового аппарат в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Истец в судебное заседание явился, заявленные требования подержал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, пояснив, что в случае если в заявлении, полученном Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РО, содержались доводы, не относящиеся к его компетенции, данное заявление в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ направить его в бюро МСЭ для решения вопроса о внесении изменений в ИПРА.

Представитель ответчика Галкина К.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении требования, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ).

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

Как установлено в судебном заседании, Сидоров В.Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом третей группы по общему заболеванию на основании справке МСЭ-2016 (л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Ростова-на-Дону» о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации. В качестве документов была представлена аудиограмма и заключение врача сурдолога-оториноларинголога о необходимости слухопротезирования заушными цифровыми программируемыми многоканальными высокотехнологичными слуховыми аппаратами средней мощности с индивидуальными ушными вкладышами.

Ответчиком в адрес истца направлен письменный ответ, в котором указал, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида Сидорова В.Л. от ДД.ММ.ГГГГ не содержит рекомендаций обеспечения данными техническими средствами реабилитации, в связи с чем основания для обеспечения истца изделиями (слуховым аппаратом, вкладышем индивидуального изготовления) за счет средств федерального бюджета отсутствуют.

Истцу рекомендовано обратиться в бюро МСЭ по месту жительства для решения вопроса внесения изменений в ИПРА.

Так же истцу было разъяснено, что при положительном решении, для получения государственной услуги, в части обеспечения техническими средствами реабилитации (слуховым аппаратом, вкладышем индивидуального изготовления), а также в части выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные TCP и ПОИ, куда могут быть поданы заявления о предоставлении мер поддержки.

Согласно ч. 14 ст. 11.1 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Работа с инвалидами по обеспечению протезно-ортопедическими изделиями (ПОИ) и техническими средствами реабилитации (TCP) проводится в соответствии с Правилами «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утвержденными Постановлением Правительства от 07.04.2008 № 240 (далее - Правила), Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р «Об утверждении Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», а также приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 № 107н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены».

Согласно положениям вышеназванного Постановления, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется путем: предоставления технических средств реабилитации; выплаты компенсации в случае самостоятельного приобретения рекомендованных технических средств реабилитации инвалидом; приобретения отдельных видов, товаров, услуг с использованием Электронного сертификата согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 №630 «О Государственной информационной системе электронных сертификатов».

Предоставление протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации льготной категории граждан осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации (далее: ИПРА), которая разрабатывается специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы и является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ).

Предоставление технических средств реабилитации льготной категории граждан осуществляется на основании заявления и рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации или абилитации. Фонд пенсионного и социального страхования РФ самостоятельно не определяет нуждаемость в технических средствах реабилитации, а руководствуется рекомендациями в индивидуальных программах реабилитации инвалидов.

Как установлено судом, не оспаривалось сторонами и следует из материалов дела, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Сидорова В.Л. ДД.ММ.ГГГГ/2018 от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено рекомендация по обеспечению данными техническими средствами (слуховым аппаратом, вкладышем индивидуального изготовления) за счет средств федерального бюджета. Указаний на какие-либо дополнительных изменений в программу реабилитации в индивидуальной программе реабилитации Сидорова В.Л. не содержится, внесено не было.

Истцом представлены в материалы дела заключения врачей судологов.

В заключении от ДД.ММ.ГГГГ Медицинский центр «Слух Мастер» содержится диагноз: Н90.3 Хроническая двусторонняя сенсоневральная тугоухость справа 2 степени, слева 2-3 степени. Рекомендовано слухопротезирование заушными цифровыми программируемыми многоканальными высокотехнологичными слуховыми аппаратами средней мощности с индивидуальными ушными вкладышами.

В заключении от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РО «РОКБ» указан диагноз: 2-х сторонняя нейросенсорная тугоухость 3-й степени. Рекомендовано слухопротезирование на правое ухо заушным цифровым слуховым аппаратом мощным программным многоканальным с индивидуальными ушными вкладышами.

По смыслу ч. 1 ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, поскольку в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, может подтверждаться только документом, указанным в статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 №57н, а именно - индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПРА).

Принимая во внимание, что индивидуальной программой реабилитации Сидорова В.Л. отсутствует рекомендация по обеспечению данными техническими средствами (слуховым аппаратом, вкладышем индивидуального изготовления) за счет средств федерального бюджета, истцу было рекомендовано обратиться в бюро МСЭ для внесения изменения в ИПРА.

Кроме того, суд учитывает, что истцу Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РО был дан мотивированный ответ на его заявление о предоставлении технических средств реабилитации. В данном ответе истцу разъяснен порядок получения технических средств реабилитации, в том числе, рекомендовано для обратиться в бюро МСЭ по месту жительства для решения вопроса внесения изменений в ИПРА.

Доводы истца о том, что ответчик, обязан был в соответствии с требованиями Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», направить его заявление в МСЭ для решения вопроса внесения изменений в ИПРА, судом отклоняется, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании истцом требований ст. 8 указанного Федерального закона.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Сидорова В.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании отказа не соответствующим требованиям законодательства и обязании принять меры по выделению слухового аппарата - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                 

Текст мотивированного решения суда изготовлен 18 апреля 2023 года.

2-1290/2023 ~ М-353/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сидоров Владимир Людвикович
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по РО
Суд
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Строителева Оксана Юрьевна
Дело на странице суда
kirovsky--ros.sudrf.ru
31.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2023Передача материалов судье
02.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2023Предварительное судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2023Дело оформлено
06.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее